Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состояния финансового рынка Республики Беларусь и определение перспектив его развития. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
 изучить сущность и структуру финансового рынка;
 провести анализ эффективности функционирования финансовых рынков Республики Беларусь на современном этапе развития;
 разработка путей совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы организации функционирования финансового рынка 7
1.1 Финансовый рынок: сущность и необходимость 7
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 11
2 Анализ эффективности функционирования финансового рынка Республики Беларусь 15
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 15
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 20
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 23
2.4 Анализ страхового рынка Республики Беларусь 26
3 Основные направления развития финансового рынка Республики Беларусь 30
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

фин-рынок.doc

— 769.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.9 –   Структура фондового рынка Республики Беларусь

Примечание – Источник: [19, с. 19]

В настоящее время  фактически вся ликвидность рынка  распределена между государственными облигациями (ГКО, ГДО) и ценными бумагами банков (векселями, сертификатами). Динамика показателей рынка ценных бумаг республики Беларусь приведена в таблице 2.2 которая показывает общий рост данного рынка за анализируемый период.

Таблица 2.2 – Динамика показателей рынка ценных бумаг Республики Беларусь

На дату

Объем в обращении  государственных краткосрочных

облигаций по номинальной  стоимости

Объем в обращении государственных долгосрочных

облигаций по номинальной  стоимости

Всего в обращении

государственных ценных бумаг, млрд.руб.

Итого

дисконтные,

млрд.руб.

с пр.

дох.

.

Итого

дисконтные,

млрд.руб.

с процентным

доходом,

млрд.руб.

сумма,

млрд.руб.

удельный вес в

общем объеме в обращении,%

сумма,

млрд.руб.

удельный вес в

общем объеме в обращении,%

01.01.2008

484,6

78,0

472,4

12,2

136,5

22,0

136,5

621,1

01.01.2009

443,9

48,1

443,9

479,0

51,9

203,6

275,4

922,9

01.01.2010

524,7

42,0

524,7

725,3

58,0

203,6

521,7

1250,0

01.06.2010

885,0

41,1

885,0

1 266,9

58,9

10,0

1 256,9

2151,9

01.01.2011

1 020,7

45,1

1 020,7

1 242,7

54,9

10,0

1 232,7

2263,4

01.06.2011

1 309,3

40,0

1 309,3

1 963,3

60,0

1 963,3

3272,6

01.01.2012

994,3

34,9

994,3

1 851,0

65,1

1 851,0

2845,3

01.06.2012

1 162,2

32,8

1 162,2

2 376,2

67,2

422,9

1 953,3

3538,4

01.01.2013

1 138,9

29,7

1 138,9

2 689,6

70,3

425,0

2 264,6

3828,5


 Примечание – Источник: [19, с. 20]

Общий рост объема в обращении государственных краткосрочных облигаций по номинальной стоимости за 2008–2012 составил 677,60 млрд. руб. В 2012 году на первичном рынке размещено государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (ГДО) в национальной валюте фактически на 2,13 трлн. рублей, что на 5 процентов меньше, чем в 2010 году. Одновременно произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,64 трлн. рублей. В результате на 1 января 2013 г. объем ГКО и ГДО в обращении составил 3,83 трлн. рублей по номиналу, что на 555,9 млрд. рублей (на 17 процентов) больше, чем на 1 января 2012 г. В 2012 году Министерство финансов погасило все государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте (СКВ), на сумму 15 млн. евро и 27,1 млн. долларов США, что эквивалентно 100,4 млрд. рублей [19, с. 20].

Суммарный объем сделок на аукционах по размещению через  биржу государственных ценных бумаг на 01.01.2013 года составил 70,7 млрд рублей или 744 438 облигаций (в 2010 г данные показатели составили 139,4 млрд рублей или 1 506 464 облигации). Количество заключенных сделок на 01.01.2013 года составило 123. По состоянию на 01.01.2013 к участию в аукционах по государственным ценным бумагам через биржу были допущены 21 банк и 25 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. Суммарный объем торгов государственными ценными бумагами на 01.01.2013 составил 672,3 млрд рублей или 6 420 918 облигаций (в 2013 года данные показатели составили 536,9 млрд рублей или 5 714 808 облигаций). Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 3 146 (в апреле 2013 года данный показатель составил 2 785). Появление и развитие за последние три года облигаций банков, предприятий и органов местной власти привели к вовлечению данных ценных бумаг в орбиту рынка РЕПО. Динамика здесь очень заметна (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Итоги биржевого рынка ценных бумаг в 2010–2012 гг. (бел. руб.)

Сегмент биржевого рынка

2010 г.

2011 г.

2012г

Объем вторичных торгов ГЦБ/КО

17 102 903 864 292

38 479163 563 651

17 599 048 727 242

из них РЕПО

9 540 722 822 474

28 242 539 825 061

13 784 037 931 676

Объем вторичных торгов корпоративными облигациями

973 110143 540

2 755 781 994 628

3 364 380 614 888

из них РЕПО

17 469 276 715

17 199 585 367

473 793 422 469

Объем вторичных торгов ОМЗ

0

9 950 000 000

1 984 037 823 512

из них РЕПО

0

9 950 000 000

372 018 531 278

Объем вторичных торгов акциями

201 805 832 496

123 570 429 599

278 827 233 647

из них РЕПО

569 992 188

2 108 132 910

0

Объем первичного размещения ГЦБ

1 094 501 698 630

0

0

Объем первичного размещения корпоративных облигаций

83 320189 466

837 938 447 173

1 213 846 580 668

ИТОГО

19 455 641 728 424

42 206 404 435 050

24 440 140 979 957

из них РЕПО

9 558 762 091 377

28 271 797 543 338

14 629 849 885 423


Примечание – Источник: [19, с. 21]

В 2012 г. сегмент РЕПО поднялся практически с нулевых значений: по корпоративным облигациям – до 14,1% от общего объема торгов этими облигациями, по облигациям местных займов – до 18,8% от общего объема торгов. По ГЦБ доля сделок РЕПО достигла рекордных 78% от общего объема торгов РЕПО с ГЦБ, тогда как в предыдущие годы доля РЕПО с ГЦБ обычно находилась на уровне 50–60%. В целом сегмент РЕПО в 2012 г. составил 59,9% от общего объема сделок со всеми видами ценных бумаг. Более того, по данным биржевой статистики, в 2010 г. и 2011 г. имели место более–менее эпизодические попытки со стороны отдельных участников рынка освоить РЕПО с акциями. Однако пока данный сектор не получил сравнимого с рынком облигаций развития [4, с. 45].

Общее число участников, заключавших сделки на аукционах  и доразмещениях, достигло в 2012 году 24, из них 18 банков и 6 брокерско–дилерских компаний. 99,8% оборота первичного рынка было обеспечено за счет банков. Максимальный объем сделок был заключен ОАО «Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «БПС–Банк», суммарная доля в обороте которых достигла 80,6%[19, с. 21].

Таким образом, можно  констатировать, что к настоящему времени роль вторичного рынка государственных ценных бумаг как регулятора финансовых потоков значительно снизилась, а государственные ценные бумаги потеряли свою привлекательность как одного из ликвидных активов на рынке ценных бумаг Республики Беларусь.

2.4 Анализ страхового  рынка Республики Беларусь

 

На современном этапе  возрастает потребность физических и юридических лиц в обеспечении  устойчивых гарантий защиты своих экономических  интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья. Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей в нашей стране, является страхование. Ситуация на страховом рынке Беларуси в 2012 году не могла не зависеть от конъюнктуры, которая сложилась в мировой экономике в связи с финансово–экономическим кризисом, который оказал определенное влияние и на состояние белорусской экономики. Однако стоит отметить, что ситуация на мировых рынках в меньшей степени повлияла на страховой сектор Беларуси, если сравнить с развитыми странами, где падение страховых сборов сократилось на десятки процентов.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  2.10 – Численность страховых организаций в период 2007–2012гг.

Примечание – Источник: [10, с. 12]

 

В белорусских  реалиях структура поступления страховых взносов и страховых выплат сохраняла на протяжении 2012 года положительную динамику. Так, сумма страховых взносов по всем видам страхования по состоянию на 1 января 2012 года составила 1,115 трлн. руб., сумма страховых выплат составила 631, 981 млрд. руб. По сравнению с предыдущим 2011 годом общая сумма взносов возросла на 18,68%, а общая сумма страховых выплат выросла на 37,18% [10, с.12].

Уставный фонд всех страховых  организаций за 2012 год по сравнению  с 2011 годом увеличился на 35,5%, достигнув суммы в 1,656 трлн. рублей. Собственный капитал всех страховых организаций республики увеличился за 2012 год на 35,2% и составил 1,87 трлн. руб. Основным инвестором на страховом рынке является государство, оно же является и крупнейшим собственником. Квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь составляет 30%, но она выбрана только на 2,1%. В соответствии с законодательством, до 1 мая 2012 г. минимальный размер уставного фонда должен быть увеличен до суммы, эквивалентной 1 млн. евро для страховщика не–жизни, 2 млн. евро – для страховщика жизни и 5 млн. евро – для перестраховочной организации.

Рисунок 2.11 –  Структура страховых поступлений  по добровольным и обязательным видам  страхования в 2012г., %

Примечание – Источник: [10, с. 13]

По добровольным видам  страхования получено страховых  взносов на сумму 669,4 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 49,9% (за 2011 год – 46,4%). По обязательным видам страхования получено страховых взносов 672,6 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 50,1% (за 2011 год – 53,6%), из них личное страхование – 42,3% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 5,6%, страхование ответственности – 52,1% [10, с.13].

Структура страхового рынка  Беларуси характеризуется низкой степенью концентрации видов страхования, относящихся  к страхованию жизни. Так, отраслью страхования жизни было получено 5,5% взносов от общего объема, увеличившись по сравнению с предыдущим годом всего на 0,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.12 – Структура страхового рынка (2012 год)

Примечание – Источник [10, с. 14]

  По данным Главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь, выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения по республике за 2012 год составили 632 млрд. руб. Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 2012 год составил 56,7%. Что касается резервов, то общая сумма страховых резервов, которые сформировали страховые организации, составила на 1 января 2013 г. 855,1 млрд. руб.  За 2012 год полученный доход от размещения средств страховых резервов составил 92,1 млрд. руб., а собственный капитал страховых организаций Беларуси увеличился за год в действующих ценах на 487,1 млрд. руб., или 35,2%, и составил 1870 млрд. руб. На 1 января 2013 г. уставный фонд составляет 1,656 трлн. руб. Условия работы страховых организаций в Беларуси в 2012 году характеризовались высокой степенью концентрации и доминированием государственной формы собственности.

В 2012 году РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация»  было заключено 4 749 договоров перестрахования по 43 видам страхования и получено перестраховочной премии в объеме 43 011,2 млн. руб. (что составило 45,7% от суммы перестраховочной премии, полученной в целом по республике), в том числе: – от резидентов Республики Беларусь – 41 382,8 млн. руб.;  от нерезидентов – 1 628, 4 тыс. руб. Передача значительного объема перестраховочной (ретроцессионной) премии объясняется недостаточной емкостью белорусского страхового рынка, а также условиями ряда договоров страхования, заключенных в рамках международных программ страхования [10, с.14].

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сказать, что белорусский финансовый рынок в настоящее время может сыть охарактеризован как преимущественно спекулятивный и в силу объективных причин не связанный с инвестициями в реальное производство. Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в иностранной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Эффективность финансового  рынка в значительной степени  предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качеством организации взаимодействия операторов финансового рынка и институциональных инвесторов с ее элементами. Развитие финансового рынка в конечном счете осуществляется на базе и по мере развития его инфраструктуры. В связи с этим под инфраструктурой финансового рынка предполагается понимать совокупность финансовых институтов, осуществляющих по отношению к институциональным и иным инвесторам, а также к операторам рынка функций по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами, совершаемых с участием или в интересах последних. На данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является непонимание потребности в финансовом рынке, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей. Несмотря на наличие законодательных основ его формирования и работу валютно–фондовой биржи, никто не воспринимает финансовый рынок как инструмент, позволяющий влиять на ситуацию в реальном секторе экономики. Реальный бизнес в масштабах государства дает не только продукцию, но и экономические показатели, такие как добавочная стоимость, стоимость оборотного капитала и т.д., которые можно и нужно использовать для обеспечения работы фондового рынка.

Большое влияние на регулирование  финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно–финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно–финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь