Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение состояния финансового рынка Республики Беларусь и определение перспектив его развития. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность и структуру финансового рынка;
провести анализ эффективности функционирования финансовых рынков Республики Беларусь на современном этапе развития;
разработка путей совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь.
Введение 5
1 Теоретические основы организации функционирования финансового рынка 7
1.1 Финансовый рынок: сущность и необходимость 7
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 11
2 Анализ эффективности функционирования финансового рынка Республики Беларусь 15
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 15
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 20
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 23
2.4 Анализ страхового рынка Республики Беларусь 26
3 Основные направления развития финансового рынка Республики Беларусь 30
Заключение 39
Список использованных источников 41
Рисунок 2.9 – Структура фондового рынка Республики Беларусь
Примечание – Источник: [19, с. 19]
В настоящее время фактически вся ликвидность рынка распределена между государственными облигациями (ГКО, ГДО) и ценными бумагами банков (векселями, сертификатами). Динамика показателей рынка ценных бумаг республики Беларусь приведена в таблице 2.2 которая показывает общий рост данного рынка за анализируемый период.
Таблица 2.2 – Динамика показателей рынка ценных бумаг Республики Беларусь
На дату |
Объем в обращении государственных краткосрочных облигаций по номинальной стоимости |
Объем в обращении государственных долгосрочных облигаций по номинальной стоимости |
Всего в обращении государственных ценных бумаг, млрд.руб. | ||||||
Итого |
дисконтные, млрд.руб. |
с пр. дох. . |
Итого |
дисконтные, млрд.руб. |
с процентным доходом, млрд.руб. | ||||
сумма, млрд.руб. |
удельный вес в общем объеме в обращении,% |
сумма, млрд.руб. |
удельный вес в общем объеме в обращении,% | ||||||
01.01.2008 |
484,6 |
78,0 |
472,4 |
12,2 |
136,5 |
22,0 |
– |
136,5 |
621,1 |
01.01.2009 |
443,9 |
48,1 |
443,9 |
– |
479,0 |
51,9 |
203,6 |
275,4 |
922,9 |
01.01.2010 |
524,7 |
42,0 |
524,7 |
– |
725,3 |
58,0 |
203,6 |
521,7 |
1250,0 |
01.06.2010 |
885,0 |
41,1 |
885,0 |
– |
1 266,9 |
58,9 |
10,0 |
1 256,9 |
2151,9 |
01.01.2011 |
1 020,7 |
45,1 |
1 020,7 |
– |
1 242,7 |
54,9 |
10,0 |
1 232,7 |
2263,4 |
01.06.2011 |
1 309,3 |
40,0 |
1 309,3 |
– |
1 963,3 |
60,0 |
– |
1 963,3 |
3272,6 |
01.01.2012 |
994,3 |
34,9 |
994,3 |
– |
1 851,0 |
65,1 |
– |
1 851,0 |
2845,3 |
01.06.2012 |
1 162,2 |
32,8 |
1 162,2 |
– |
2 376,2 |
67,2 |
422,9 |
1 953,3 |
3538,4 |
01.01.2013 |
1 138,9 |
29,7 |
1 138,9 |
– |
2 689,6 |
70,3 |
425,0 |
2 264,6 |
3828,5 |
Примечание – Источник: [19, с. 20]
Общий рост объема в обращении государственных краткосрочных облигаций по номинальной стоимости за 2008–2012 составил 677,60 млрд. руб. В 2012 году на первичном рынке размещено государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (ГДО) в национальной валюте фактически на 2,13 трлн. рублей, что на 5 процентов меньше, чем в 2010 году. Одновременно произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,64 трлн. рублей. В результате на 1 января 2013 г. объем ГКО и ГДО в обращении составил 3,83 трлн. рублей по номиналу, что на 555,9 млрд. рублей (на 17 процентов) больше, чем на 1 января 2012 г. В 2012 году Министерство финансов погасило все государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте (СКВ), на сумму 15 млн. евро и 27,1 млн. долларов США, что эквивалентно 100,4 млрд. рублей [19, с. 20].
Суммарный объем сделок на аукционах по размещению через биржу государственных ценных бумаг на 01.01.2013 года составил 70,7 млрд рублей или 744 438 облигаций (в 2010 г данные показатели составили 139,4 млрд рублей или 1 506 464 облигации). Количество заключенных сделок на 01.01.2013 года составило 123. По состоянию на 01.01.2013 к участию в аукционах по государственным ценным бумагам через биржу были допущены 21 банк и 25 небанковских профучастников рынка ценных бумаг. Суммарный объем торгов государственными ценными бумагами на 01.01.2013 составил 672,3 млрд рублей или 6 420 918 облигаций (в 2013 года данные показатели составили 536,9 млрд рублей или 5 714 808 облигаций). Количество сделок, заключенных в биржевой торговой системе, составило 3 146 (в апреле 2013 года данный показатель составил 2 785). Появление и развитие за последние три года облигаций банков, предприятий и органов местной власти привели к вовлечению данных ценных бумаг в орбиту рынка РЕПО. Динамика здесь очень заметна (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Итоги биржевого рынка ценных бумаг в 2010–2012 гг. (бел. руб.)
Сегмент биржевого рынка |
2010 г. |
2011 г. |
2012г |
Объем вторичных торгов ГЦБ/КО |
17 102 903 864 292 |
38 479163 563 651 |
17 599 048 727 242 |
из них РЕПО |
9 540 722 822 474 |
28 242 539 825 061 |
13 784 037 931 676 |
Объем вторичных торгов корпоративными облигациями |
973 110143 540 |
2 755 781 994 628 |
3 364 380 614 888 |
из них РЕПО |
17 469 276 715 |
17 199 585 367 |
473 793 422 469 |
Объем вторичных торгов ОМЗ |
0 |
9 950 000 000 |
1 984 037 823 512 |
из них РЕПО |
0 |
9 950 000 000 |
372 018 531 278 |
Объем вторичных торгов акциями |
201 805 832 496 |
123 570 429 599 |
278 827 233 647 |
из них РЕПО |
569 992 188 |
2 108 132 910 |
0 |
Объем первичного размещения ГЦБ |
1 094 501 698 630 |
0 |
0 |
Объем первичного размещения корпоративных облигаций |
83 320189 466 |
837 938 447 173 |
1 213 846 580 668 |
ИТОГО |
19 455 641 728 424 |
42 206 404 435 050 |
24 440 140 979 957 |
из них РЕПО |
9 558 762 091 377 |
28 271 797 543 338 |
14 629 849 885 423 |
Примечание – Источник: [19, с. 21]
В 2012 г. сегмент РЕПО поднялся
практически с нулевых
Общее число участников, заключавших сделки на аукционах и доразмещениях, достигло в 2012 году 24, из них 18 банков и 6 брокерско–дилерских компаний. 99,8% оборота первичного рынка было обеспечено за счет банков. Максимальный объем сделок был заключен ОАО «Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «БПС–Банк», суммарная доля в обороте которых достигла 80,6%[19, с. 21].
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени роль вторичного рынка государственных ценных бумаг как регулятора финансовых потоков значительно снизилась, а государственные ценные бумаги потеряли свою привлекательность как одного из ликвидных активов на рынке ценных бумаг Республики Беларусь.
На современном этапе
возрастает потребность физических
и юридических лиц в
Рисунок 2.10 – Численность страховых организаций в период 2007–2012гг.
Примечание – Источник: [10, с. 12]
В белорусских реалиях структура поступления страховых взносов и страховых выплат сохраняла на протяжении 2012 года положительную динамику. Так, сумма страховых взносов по всем видам страхования по состоянию на 1 января 2012 года составила 1,115 трлн. руб., сумма страховых выплат составила 631, 981 млрд. руб. По сравнению с предыдущим 2011 годом общая сумма взносов возросла на 18,68%, а общая сумма страховых выплат выросла на 37,18% [10, с.12].
Уставный фонд всех страховых организаций за 2012 год по сравнению с 2011 годом увеличился на 35,5%, достигнув суммы в 1,656 трлн. рублей. Собственный капитал всех страховых организаций республики увеличился за 2012 год на 35,2% и составил 1,87 трлн. руб. Основным инвестором на страховом рынке является государство, оно же является и крупнейшим собственником. Квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь составляет 30%, но она выбрана только на 2,1%. В соответствии с законодательством, до 1 мая 2012 г. минимальный размер уставного фонда должен быть увеличен до суммы, эквивалентной 1 млн. евро для страховщика не–жизни, 2 млн. евро – для страховщика жизни и 5 млн. евро – для перестраховочной организации.
Рисунок 2.11 –
Структура страховых
Примечание – Источник: [10, с. 13]
По добровольным видам страхования получено страховых взносов на сумму 669,4 млрд. рублей. Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме полученных страховых взносов составил 49,9% (за 2011 год – 46,4%). По обязательным видам страхования получено страховых взносов 672,6 млрд. рублей. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений составляет 50,1% (за 2011 год – 53,6%), из них личное страхование – 42,3% от суммы собранных страховых взносов по обязательным видам страхования, имущественное – 5,6%, страхование ответственности – 52,1% [10, с.13].
Структура страхового рынка Беларуси характеризуется низкой степенью концентрации видов страхования, относящихся к страхованию жизни. Так, отраслью страхования жизни было получено 5,5% взносов от общего объема, увеличившись по сравнению с предыдущим годом всего на 0,5%.
Рисунок 2.12 – Структура страхового рынка (2012 год)
Примечание – Источник [10, с. 14]
По данным Главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь, выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения по республике за 2012 год составили 632 млрд. руб. Уровень страховых выплат в сумме собранных страховых взносов за 2012 год составил 56,7%. Что касается резервов, то общая сумма страховых резервов, которые сформировали страховые организации, составила на 1 января 2013 г. 855,1 млрд. руб. За 2012 год полученный доход от размещения средств страховых резервов составил 92,1 млрд. руб., а собственный капитал страховых организаций Беларуси увеличился за год в действующих ценах на 487,1 млрд. руб., или 35,2%, и составил 1870 млрд. руб. На 1 января 2013 г. уставный фонд составляет 1,656 трлн. руб. Условия работы страховых организаций в Беларуси в 2012 году характеризовались высокой степенью концентрации и доминированием государственной формы собственности.
В 2012 году РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация» было заключено 4 749 договоров перестрахования по 43 видам страхования и получено перестраховочной премии в объеме 43 011,2 млн. руб. (что составило 45,7% от суммы перестраховочной премии, полученной в целом по республике), в том числе: – от резидентов Республики Беларусь – 41 382,8 млн. руб.; от нерезидентов – 1 628, 4 тыс. руб. Передача значительного объема перестраховочной (ретроцессионной) премии объясняется недостаточной емкостью белорусского страхового рынка, а также условиями ряда договоров страхования, заключенных в рамках международных программ страхования [10, с.14].
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сказать, что белорусский финансовый рынок в настоящее время может сыть охарактеризован как преимущественно спекулятивный и в силу объективных причин не связанный с инвестициями в реальное производство. Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в иностранной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе.
Эффективность финансового рынка в значительной степени предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качеством организации взаимодействия операторов финансового рынка и институциональных инвесторов с ее элементами. Развитие финансового рынка в конечном счете осуществляется на базе и по мере развития его инфраструктуры. В связи с этим под инфраструктурой финансового рынка предполагается понимать совокупность финансовых институтов, осуществляющих по отношению к институциональным и иным инвесторам, а также к операторам рынка функций по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами, совершаемых с участием или в интересах последних. На данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является непонимание потребности в финансовом рынке, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей. Несмотря на наличие законодательных основ его формирования и работу валютно–фондовой биржи, никто не воспринимает финансовый рынок как инструмент, позволяющий влиять на ситуацию в реальном секторе экономики. Реальный бизнес в масштабах государства дает не только продукцию, но и экономические показатели, такие как добавочная стоимость, стоимость оборотного капитала и т.д., которые можно и нужно использовать для обеспечения работы фондового рынка.
Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно–финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно–финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.
Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь