Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:48, курсовая работа
Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может быть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В России финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее, в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Механизм действия финансового рынка………………………………………4
1.1 Финансовый рынок: сущность, значение, функции, классификация……..4
1.2 Финансовые рынки: развитые и развивающиеся…………………………...10
2 Финансовый рынок РФ………………………………………………………..17
2.1 Общая характеристика финансового рынка Российской Федерации…..17
2.2 Государственное регулирование финансового рынка РФ…………………21
3 Финансовый рынок РФ: проблемы и перспективы развития………………25
3.1 Стратегии развития финансового рынка России………………………….25
3.2 Развитие российского рынка ценных бумаг и банковского сектора……30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников……………………………………………37
а) стабильность, т.е. колебания курсов ценных бумаг, валютных курсов, процентных ставок на этих рынках в основном незначительны;
б) развитая законодательная база, регулирующая операции на рынке;
в) функционирование отлаженной информационной системы; развитая система защиты интересов, как продавцов, так и покупателей средств;
г) высокая ликвидность и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке;
д) высокая надежность функционирующих на рынке финансовых посредников;
е) значительный объем финансовых ресурсов предлагаемых к продаже и соответственно большие объемы операций, осуществляемых в рамках рынка;
ё) развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке включает систему гарантирования, страхования и защиты прав инвесторов; систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансовых рисков; систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую и развитую внебиржевую системы, отлаженные рыночные коммуникации;
ж) адекватная система ценообразования.
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков кредитных организаций. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные являются их разновидностями). Первая - американская, предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.
По формам выделяется обязательное
и добровольное страхование. Наиболее
полным является обязательное. Оно
распространяется на все оговоренные
законодательством банки. Такая
форма применяется в США, Канаде,
Великобритании, Нидерландах, Японии.
При этом в законодательном порядке
устанавливаются условия
Во Франции, Германии, Италии используется система добровольного страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопросы о своем участии или неучастии в страховании. Однако законодательство требует, чтобы страховое покрытие по ряду видов деятельности существовало в обязательном порядке.
Государственные средства участвуют
в формировании ресурсов страховых
организаций в США и
При смешанной форме создания
страховой организации ее уставный
капитал формируется как
По-разному решается вопрос о том, на какие объекты и субъекты распространяется страхование.
Так, в Великобритании и
Франции страхуются только вклады в
национальной валюте и не страхуются
вклады в отделениях местных банков
за границей. В Германии Фонд страхования
депозитов предоставляет
По характеру исчисления размеров страховых взносов различают:
а) единую шкалу тарифных ставок, которая устанавливается для всех банков в процентах от определенной базы. Чаще всего в виде такой базы берутся застрахованные вклады. В Японии банки ежегодно уплачивают страховой взнос в размере 0,012% от суммы застрахованных депозитов, в Германии - 0,03%, в Канаде - 0,1%;
б) дифференцированные ставки в зависимости от показателей деятельности банка (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости).
В США ежегодный страховой взнос - 0,23% от усредненной суммы всех вкладов для банков с безупречным финансовым положением; 0,31% - для проблемных банков; 0,35% - при резком ухудшении финансового состояния и 0,5% - для банков, кредитные вложения которых сопряжены с повышенным риском.
Страховым случаем считается
банкротство банка в
Условия страхования обычно предусматривают ограничения размера страховых выплат. В США и Франции установлены предельные суммы выплат на один вклад - 100 тыс. долл. и 400 тыс. евро. В Канаде и Японии максимальная сумма выплат на одного вкладчика - 60 тыс. долл. и 10 млн. иен.
В Германии величина страхового возмещения на одного вкладчика ограничена 30% собственного капитала банка. Потери в пределах установленных лимитов компенсируются в этих странах полностью. В Великобритании условия страхования предусматривают возмещение 75% суммы потерянных вкладчиком депозитов, но не более 7,5 тыс. фунтов.
Страховым организациям даны большие права. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов может потребовать смены руководства банка или исключить банк - нарушитель из системы страхования (как и в других странах). С момента расторжения договора страхование в США перестает распространяться на все новые вклады, но по старым продолжает действовать в течение двух лет.
Из стран бывшего
Средства Фонда страхования вкладов формируются следующим образом: все банки сначала вносят в Фонд сумму, равную 0,5% от своего уставного капитала. Затем банк каждый год выплачивает в фонд 2-3% от суммы всех застрахованных вкладов.
Для развитых рынков характерна хорошо отлаженная система государственного надзора и регулирования на финансовых рынках.
Так, например, в Великобритании
регулирования операций на финансовых
рынках осуществляет Управление финансовых
услуг (ФСА). Этот институт, созданный
в конце 90-х годов XX в., объединил
девять прежних регулирующих и саморегулирующих
организаций, осуществляющих надзор за
банками, операциями на рынке ценных
бумаг, страхованием и инвестиционным
менеджментом. Он имеет право расследовать,
наказывать и подвергать штрафным санкциям
руководителей компаний финансового
сектора за совершенные ими
Под контролем ФСА находится примерно 10 тыс. юридических лиц. Основой государственного регулирования деятельности финансовых рынков служит Закон о финансовых рынках и услугах.
В Австралии государственное
регулирование деятельности структур
финансовых рынков осуществляют два
ведомства: Australian Securities and Investment Commissio,
обеспечивающее регулирование и
надзор за сферами ценных бумаг и
инвестиционных трастов, защиту инвесторов
во всех финансовых сферах, включая
отношения страховых компаний и
банков с клиентами, и Australian Prudential Regulation
Authority, которое обеспечивает установление
пруденциальных стандартов и надзор
в отношении кредитных
В Швеции надзор за кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями осуществляет Swedish Financial Supervisory Authority. В Финляндии аналогичные функции выполняет Financial Supervision.
В США действует исключительно
разнообразная структура
В сфере операций с ценными бумагами и производными инструментами также есть несколько контролирующих органов, существуют и специальные органы надзора за страховыми организациями.
Развивающиеся финансовые
а) отсутствием стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;
б) большим числом рисков по сравнению с рисками, традиционно существующими на развитых рынках. Это политические риски (включая риски изменения экономического курса), риски введения валютных ограничений, риски увеличения налогового бремени, риски проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многие другие;
в) отсутствием развитой системы страхования рисков. Широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, такие, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, способствующие минимизации риска, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют, или находятся только в стадии становления. Это значительно уменьшает возможности минимизировать риски и повышает риски, которые несут участники операции на развивающихся финансовых рынках, увеличивая их потери при наступлении неблагоприятного события;
г) недостаточно развитой инфраструктурой; становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке;
д) отсутствием отлаженной информационной системы; низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке; отсутствием доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам; незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов, что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимость от притока капитала с мирового рынка;
е) низкой эффективностью финансового рынка; стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках, что еще больше увеличивает уровень риска проведения операций на развивающихся финансовых рынках;
ё) трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран. Это объясняется высокими рисками, связанными с предоставлением им средств. Развивающиеся финансовые рынки функционируют обособленно от мирового рынка.
2 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РФ
2.1 Общая характеристика
Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель финансового рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых финансовых рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.
По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов XX в. В 1997 г. в РФ действовали 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн. неденоминированных рублей. Функционировали более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 г. стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Более 40 млн. россиян стали акционерами.
Активно создавалась и нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.
Однако практически рынок
развивался только в одном направлении,
обеспечивая потребности в
После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные и количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок России остается в группе развивающихся (создающихся) рынков.
Ресурсы иностранных
Кредиты предоставлялись и международными кредитными институтами типа Мирового банка или Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Например, 3 ноября 1995 г. ЕБРР подписал соглашение с Международным Московским банком об открытии кредитной линии на 40 млн. долл. США сроком на семь лет.