Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:48, курсовая работа
Необходимо иметь в виду, что практика функционирования современных финансовых рынков в зарубежных странах не может быть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В России финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее, в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Механизм действия финансового рынка………………………………………4
1.1 Финансовый рынок: сущность, значение, функции, классификация……..4
1.2 Финансовые рынки: развитые и развивающиеся…………………………...10
2 Финансовый рынок РФ………………………………………………………..17
2.1 Общая характеристика финансового рынка Российской Федерации…..17
2.2 Государственное регулирование финансового рынка РФ…………………21
3 Финансовый рынок РФ: проблемы и перспективы развития………………25
3.1 Стратегии развития финансового рынка России………………………….25
3.2 Развитие российского рынка ценных бумаг и банковского сектора……30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников……………………………………………37
Ныне принятой Стратегии развития финансового рыка предшествовала аналогичная Стратегия, принятая летом 2006 года. Многие из намеченных в ней мер остались нереализованными. Вместе с тем ФСФР России и другие заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти продолжают вести активную согласовательную работу по большинству законопроектов, направленных, в том числе:
а) на противодействие инсайдерской торговле и манипулированию ценами на финансовом рынке;
б) на регламентацию деятельности бирж и торговых систем;
в) на централизацию учетной системы финансового рынка;
г) на совершенствование клиринговых процедур и расчетов на финансовом рынке.
Суммируя результаты реализации Стратегии 2006 года, оказалось, что за 2006-2008 годы принято в целом 5 федеральных законов из 25 запланированных:
а) изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», касающиеся установления порядка эмиссии и обращения биржевых облигаций, а также российских депозитарных расписок;
б) изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты, направленные на перестроение системы инвестирования с использованием паевых инвестиционных фондов, обеспечение широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов, введение понятия «квалифицированный инвестор», защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, а также усиление надзора за их деятельностью со стороны ФСФР России;
в) изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг;
г) изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, послужившие импульсом для качественного роста объемов сделок с производными финансовыми инструментами, и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.
Стратегией развития финансового
рынка до 2020 года определено завершить
принятие находящихся в работе законопроектов,
особенно касающихся построения системы
пруденциального надзора за участниками
финансового рынка и
Целью стратегии является формирование
Несмотря на продолжающийся
финансовый кризис, государство намерено
идти до конца в достижении цели
и показателей, в решении ряда
задач посредством
В таблице, прилагаемой к стратегии (табл.1), приведены целевые показатели развития финансового рынка. В частности, активы инвестиционных фондов к 2020 году должны вырасти с 0,8 трлн. до 17 трлн. руб. Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов должны увеличиться с 0,6 трлн. до 12 трлн. руб. А количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг планируется увеличить с 0,8 млн. до 20 млн. человек.
Разработчики стратегии признают, что эти цифры выглядят очень амбициозными, но отмечают, что цели в долгосрочной стратегии и должны быть амбициозными.
Таблица 1 - Целевые показатели развития финансового рынка
Основные показатели стратегии развития финансового рынка |
На 1 января 2008 г. |
2020 г. |
Капитализация публичных компаний, трлн. руб. |
32,3 |
170 |
Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, % |
97,8 |
104 |
Биржевая торговля акциями, трлн. руб. |
31,4 |
240 |
Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, % |
95,1 |
146 |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. |
1,2 |
19 |
Соотношение стоимости корпоративных
облигаций в обращении к |
3,6 |
12 |
Активы инвестиционных фондов, трлн. руб. |
0,8 |
17 |
Пенсионные накопления и
резервы негосударственных |
0,6 |
12 |
Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, % |
4,2 |
18 |
Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн. руб. |
0,7 |
3 |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек |
0,8 |
20 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % |
- |
12 |
3.2 Развитие российского
Сегодня из-за воздействия
глобального экономического кризиса
российский финансовый рынок проходит
один из самых сложных периодов своего
развития. В статье Л. Селютиной «Финансовый
рынок России: необходимые векторы развития» (Финансовый рынок
Кризис осени 2008 г. еще раз обнажил наиболее проблемные аспекты его функционирования, связанные с необходимостью укрепления рыночных институтов, развитием правовой инфраструктуры, совершенствованием судебной системы. В этой связи руководством страны перед регуляторами рынка и профессиональным сообществом поставлена амбициозная задача по созданию в Москве международного финансового центра и утвержден план первоочередных мероприятий, направленных на реализацию этой задачи.
Развитие рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс с появлением рынка РЕПО, значение которого трудно переоценить. Рынок РЕПО позволяет рефинансировать операции с ценными бумагами, способствует повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является важнейшим элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики.
Кризисные события осени 2008г. на фондовом рынке, которые повлекли за собой массовое неисполнение вторых частей сделок РЕПО, наглядно продемонстрировали, что еще многие вопросы применения этого инструмента остаются неурегулированными.
Практика заключения биржевых и внебиржевых сделок РЕПО до кризиса складывалась таким образом, что участники, как правило, не заключали между собой рамочных договоров. Биржевые сделки заключались на основании биржевых правил, которые (как, например, Правила торгов ММВБ) фактически не регулировали на тот момент ситуации неисполнения сделок РЕПО и последствия такого неисполнения. Вопросы урегулирования споров отдавались на откуп двухсторонних рамочных соглашений, которые во многих случаях отсутствовали.
Очевидно, что рынку РЕПО необходима
стандартизация - нужен единый рамочный
договор. Такой договор - Генеральное
соглашение по РЕПО - был подготовлен
Национальной Фондовой Ассоциацией
и в настоящее время
Однако, помимо разработки стандартной
договорной базы, Банк России считает
необходимым на законодательном
уровне дать, наконец, четкое определение,
что такое сделка РЕПО, какие необходимые
условия должны быть соблюдены при
ее заключении. Прописать в законе
как стандартные, уже устоявшиеся
для российского рынка
Банк России нашел полное понимание и поддержку в этом вопросе со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам, и соответствующие поправки в Федеральный закон »О рынке ценных бумаг».
Развитие рынка РЕПО невозможно
без совершенствования
а) по открытию коротких позиций;
б) по управлению обеспечением при проведении сделок РЕПО;
в) по реализации процедуры урегулирования обязательств по сделкам РЕПО на организованном и внебиржевом рынках;
г) по созданию механизма изменения ставки РЕПО;
д) по использованию услуг брокера при заключении сделок РЕПО;
е) по расширению состава обеспечения, используемого в сделках РЕПО, в части иностранных ценных бумаг.
Будут урегулированы вопросы, связанные
с налогообложением дивидендов по ценным
бумагам, составляющим обеспечение
по РЕПО, и корпоративными действиями
эмитента, а также вопросы по созданию
резервов и проведению переоценки по
операциям РЕПО. Важно отметить необходимость
закрепления на законодательном
уровне механизма ликвидационного
неттинга и распространения его
на сделки РЕПО. В настоящее время
на рассмотрении в Государственной
думе находится проект Федерального
закона «О внесении изменений в Федеральные
законы «О несостоятельности (банкротстве)»
и «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций», предусматривающий
введение механизма ликвидационного
неттинга для операций с производными
финансовыми инструментами. Законопроект
предполагает установление правовой определенности
в отношении возможности
Следующее предложение Банка России,
согласованное с Министерством
финансов Российской Федерации, состоит
в постепенной либерализации
рынка федеральных
Развитие финансового рынка
в России, конечная цель которого - привлечение
инвестиций, невозможно без модернизации
судебной системы. В настоящее время
наблюдаются серьезные