Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отноше-нии между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимостью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..……3 1 Понятие финансового рынка и его значение в экономике………….……….5
Понятие финансового рынка………………………………………….…..5
Роль финансового рынка……………………………………………...10
2 Финансовый рынок развитых стран……………………………….…12
2.1. Финансовый рынок Великобритании…………………………….14
2.2 Развитие Российской экономической системы с
использованием зарубежного опыта……………………………………...…27
3 Российский финансовый рынок – основные направления и развитие…………………………………………………………...………28
3.1 Особенности финансового рынка России…………………………….28
3.2 Методы государственного регулирования………………………….31
3.3 Направления совершенствования финансового рынка России…38
3.4 Перспективы Российского финансового рынка…………………...41
Заключение…………………………………………………………………...…43
Список использованной литературы………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования  и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Основными рычагами воздействия Банка России на рынок  денежного капитала является регулирование величины учетной ставки и размера обязательных резервов коммерческих банков, а также объема операций на рынке государственных ценных бумаг.

Кризис закончился, но тяжелая жизнь для финансовых институтов и, в особенности, для банков только началась.

В ближайшем будущем предстоят законодательные и нормативные нововведения в банковской сфере . Прежде всего предстоит принятие закона о национальной платежной системе, который поставит под государственный надзор и регулирование все нестандартные финансовые сервисы, такие как сети платежных терминалов и мобильные платежи.

С целью улучшения  борьбы с отмыванием преступно нажитых средств, банкам, должны быть предоставлены права отказывать клиентам в открытии счета и даже в одностороннем порядке разрывать договор счета в случае сомнительных сделок. Будут подготовлены законодательные поправки, облегчающие выдачу синдицированных кредитов и отдельный закон о секьюритизации. Но самое главное, – с учетом опыта, полученного в кризис, будет усилена уголовная и материальная ответственность и собственников, и менеджеров, и заемщиков банков при выдаче «проблемных» кредитов.

Банки подошли  к тому пределу, когда далее невозможно экстенсивное развитие путем создания новых филиалов и массового привлечения новых клиентов. В принятой Минфином и ЦБ стратегии необходимо до 2015 года увеличить объем кредитного портфеля с 45 до 55% ВВП. Но спрос на кредиты довольно низкий, поэтому 10% ВВП придется пристраивать фактически насильно. Значит, придется снижать процентные ставки и продлевать сроки по кредитам. Причем «расти придется в жесточайшей конкуренции». В итоге, маржа будет снижаться, и «жить только на процентной марже скоро будет невозможно». Маржа сравняется с уровнем операционных издержек, доля процентных доходов в суммарных доходах банков снизится с 70% до, скажем, 35% – остальное придется добирать за счет комиссионных доходов. И банки должны будут превращаться из «кредитных организаций» в «фирмы по финансовым услугам». Выживать им придется только за счет снижения издержек.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

До недавнего  времени государственный контроль за рынком ценных бумаг практически  отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным  органом, осуществляющим регулирование  деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции:

1) осуществление  разработки основных направлений  развития рынка ценных бумаг  и координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение  стандартов эмиссии ценных бумаг,  проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разработка  и утверждение единых требований  к правилам осуществления профессиональной  деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования  и гарантий на рынке ценных  бумаг;

4) установка  единых обязательных требований  к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5) установка  единых требований к порядку  ведения реестра именных ценных бумаг;

6) установка  порядка и осуществление лицензирования  различных видов профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг и деятельности по оценке  и управлению имуществом паевых  инвестиционных фондов, а также  приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдача, приостановка  или отзыв генеральных лицензий  на осуществление деятельности  по лицензированию деятельности  профессиональных участников фондового рынка;

8) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг

9) осуществление  контроля за соблюдением участниками  фондового рынка российского  законодательства о цененных  бумагах;

10)      обеспечение создания общедоступной  системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

11)      регулирование деятельности саморегулируемых  организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Законодательство  РФ позволяет создавать профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации.  Саморегулируемая организация в соответствии с лицензией, выданной

Саморегулируемые  организации призваны помочь государству  в решении задач развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Самой крупной  и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной  саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Несмотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.

Государственное регулирование валютного рынка.

В России до 1995 года валютное регулирование практически  отсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по отношению  к иностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так как постоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту и банки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция), то постепенное обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базы страны.

Кроме того, практически  отсутствовал эффективный контроль за вывозом валюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки  экспортеров.

В результате введения в Российской Федерации в 1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем невозвращенной выручки сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и лишь 4% в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Государственное регулирование денежного обращения.

 Денежная система- устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно.

Денежная система  России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России).

Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законами не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации  из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются всеми  активами Банка России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

В целях организации  наличного денежного обращения  на территории РФ на Банк России возложены  следующие обязанности:

·         прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

·         установление правил хранения, перевозки  и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

·         определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

·         разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Все вопросы, связанные  с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

 3.3 Направления совершенствования финансового рынка России.

В целях совершенствования  системы регулирования финансового  рынка необходимы повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, в том числе унификация требований к участникам рынка, эмитентам и институциональным инвесторам, развитие саморегулирования на финансовом рынке, взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.

Предстоит рассмотреть  вопрос о возможности объединения  функций по регулированию всех сегментов финансового рынка (фондового, страхового, банковской деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов) и создании мегарегулятора, а также о возможности объединения надзора за различными институтами финансового рынка в одном федеральном органе.

Следует обеспечить использование четких и ясных  процедур проведения надзора за деятельностью  финансовых институтов. С этой целью необходимо:

  • совершенствование системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;
  • усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке, в том числе путем введения специализации судей по вопросам финансового законодательства;
  • оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия профессиональными участниками финансового рынка информации о своей деятельности;
  • обеспечение раскрытия информации о результатах управления средствами пенсионных накоплений на основе единых стандартов, позволяющих сравнивать результаты управления указанными средствами;
  • совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.

Необходимо  расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации выпуска, российских депозитарных расписок.

Предстоит внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, в том числе производных финансовых инструментов с различными базовыми активами, ценных бумаг, выпускаемых в процессе секъюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств.

Для развития институтов коллективного инвестирования необходимо совершенствование налогообложения закрытых паевых инвестиционных фондов, в частности, решение проблемы определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета налога на добавленную стоимость при приобретении недвижимости от имени закрытого паевого инвестиционного фонда.

Информация о работе Финансовый рынок в системе перераспределения финансовых ресурсов