Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей структурой рыночного хозяйства является финансовый рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.
Стабильное функционирование финансового рынка является обязательной предпосылкой экономического прогресса, политического и социального равновесия в обществе. Сфера его влияния очень высока.

Содержание работы

1. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов………………………………………………………3
2. Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность, значение. Характеристика основных видов бюджетных расходов……..4
3. Банковские риски и проблемы управления ими…………………………8
4. Задача………………………………………………………………………19
Список литературы

Файлы: 1 файл

120финансыикредит(в4).doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)
  1. Финансовый  рынок и его роль в мобилизации  и перераспределении финансовых ресурсов………………………………………………………3
  2. Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность, значение. Характеристика основных видов бюджетных расходов……..4
  3. Банковские риски и проблемы управления ими…………………………8
  4. Задача………………………………………………………………………19

Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Финансовый  рынок и его роль в мобилизации  и перераспределении финансовых ресурсов
 

      Важнейшей структурой рыночного хозяйства  является финансовый рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

      Стабильное  функционирование финансового рынка  является обязательной предпосылкой экономического прогресса, политического и социального равновесия в обществе. Сфера его влияния очень высока.

      При рассмотрении структуры финансового  рынка многие авторы включают разные составные части. Наиболее часто  называют такие секторы финансового рынка, как рынок ценных бумаг, кредитный и валютный рынки, для которых общим свойством является перераспределение временно свободных денежных средств. Вместе с тем каждый из этих сегментов имеет свои особенности, что выделяет их в отдельные составные части рынка.

      На рынке ценных бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как ценные бумаги, путем их купли-продажи или осуществления других гражданско-правовых сделок. Эмитент посредством эмиссии бумаг привлекает дополнительные денежные средства, а инвестор, приобретая эти бумаги, ожидает получить доход или преследует другие цели. При этом инвестор может продать эти ценные бумаги на рынке.

      На кредитном рынке не осуществляются акты купли-продажи, и, заключив кредитный договор, ни кредитор, ни заемщик не могут его продать. Кредитные организации привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. Отличительной особенностью этого рынка является тот факт, что перераспределение в данном случае осуществляется на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности и платности и через посредников, главным образом через банки. Хозяйствующие субъекты могут кредитовать друг друга и напрямую, минуя банки, но в этом случае они должны иметь между собой хозяйственные связи, а кредитование осуществляется при поставке товаров (коммерческий кредит).

      На валютном рынке осуществляются операции с валютными ценностями, к которым относятся: иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Объектом валютного рынка являются любые финансовые требования, выраженные в иностранной валюте, а субъектами – финансовые и инвестиционные институты. Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: хеджирование (страхование открытых валютных позиций), арбитраж процентных ставок, купля-продажа валюты путем осуществления кассовых (спот) и срочных (форвард) сделок, а также свопов (одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения).

      Финансовый  рынок и особенно рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только средством перераспределения  финансовых ресурсов в хозяйстве, но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния  всей финансовой системы и экономики в целом. Смысл финансового рынка не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов. 

  1. Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность, значение. Характеристика основных видов  бюджетных расходов
 

      Расходы являются одной из важнейших характеристик  государственного бюджета. Через систему  расходов происходит перераспределение  значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

      Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

      Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

      Социальная  сущность расходов отражается в том, что через них государство  осуществляет политику социального  маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

      Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

      Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применяют бюджетную классификацию.

      Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.

      Для расходов основными видами классификации  являются следующие: министериальная, предметная, экономическая и смешанная. При министериалъной (или ведомственной) классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри ведомства (министерства) разносятся по управлением, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов. Например, средства на содержание пограничных войск, береговой охраны, гражданской обороны, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а проходят по различным гражданским ведомствам.

      При предметной (или отраслевой) классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т.д.). Данная классификация намного реальнее отражает цели расходов. Именно поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.

      Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.

      Смешанная (или комбинированная) классификация строится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возможна также группировка бюджетных расходов по предметам, а затем — по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

      Помимо  вышеназванных классификаций, в  последнее время в бюджетной практике возник ряд новых ее видов. Среди них наибольшую известность получили целевая классификация и классификация по функциональным признакам. В первом случае классификация основывается на разбивке расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко охватывает десятки департаментов.

      Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государственных финансов, которая рассматривает государственные средства как инструмент политики правительства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат (зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.).

      Наконец, существует ряд других видов классификации  расходов, в основу которых положены различные признаки. Например, классификация по финансовым признакам, где расходы подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.

      Доходы  бюджета в основном классифицируются по источникам: налоги, займы, поступления от государственных предприятий (были рассмотрены в § 3.2).

      Существуют  и другие виды классификации доходов. К ним относятся: юридическая, финансовая и экономическая классификации.

      Юридическая исходит из признака образования  дохода, а именно: используется для  этого сила государственной власти или нет. Например, налоги и штрафы (используется государственная власть), плата за услуги (не используется). Финансовая классификация основывается на делении доходов на безвозвратные или постоянные (налоги) и временные (займы). Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения доходов.

      Наиболее  популярна и чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая  бюджетная классификация. Согласно этой классификации все расходы бюджета могут быть разделены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финансирование обороны; 6) расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного долга; 8) создание резервных фондов. 

  1. Банковские  риски и проблемы управления ими
 

     Существуют  несколько подходов к классификации  рисков в деятельности коммерческих банков. То, каким образом банковские риски будут разделены на виды, зависит от признаков, положенных в основу классификации.

     По  времени риски можно разделить  на ретроспективные, текущие и перспективные. Разделение рисков по времени необходимо для того, чтобы, проанализировав  ретроспективные риски, более точно предупреждать текущие и перспективные риски.  

     По  степени (объему) банковские риски можно  определить как низкие, умеренные  и полные:

     – Полный риск – предполагает потери, равные или сравнимые с вложениями банка в операцию. Так, сомнительный, безнадежный или потерянный кредит характеризуется полным, т.е. 100-процентным, риском. Прибыли от данной операции банк не получает, а сама операция находится в зоне недопустимого (неприемлемого) риска;

     – Умеренный риск – соответствует потере небольшой (примерно до 30%) части суммы, затраченной банком на проведение операции (например, если банку не вернут или вернут несвоевременно некоторую долю выданного им кредита или процентов за кредит), однако при условии, что проведение такой операции все равно приносит прибыль в размере большем, чем требуется для покрытия допущенной банком потери; в этом случае считается, что операция находится в зоне допустимого (приемлемого) риска;

     – Низкий риск – позволяет банку получать высокую или приемлемую прибыль практически без потерь.

     Риски есть смысл делить также на:

     – открытые – не поддающиеся или слабо поддающиеся предупреждению и минимизации;

     – закрытые – хорошо поддающиеся предупреждению и минимизации.

     При определении и изучении банковских рисков, необходимо помнить, что банки в своей деятельности сталкиваются не с одним определенным риском, а со всей совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, своему влиянию на деятельность банка, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и рассматривать их (риски) необходимо в совокупности. Изменение одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов.

Информация о работе Финансовый рынок