Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 08:05, реферат

Описание работы

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости. Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, и ссудных капиталов или денежного.

Файлы: 1 файл

финансовый рынок рК.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

      В целях  сохранения доверия к банкам  Законом предусмотрено увеличение  суммы гарантированного возмещения  по вкладам физических лиц  с ранее предусмотренных 700 тыс.  до 1 млн. тенге, а до 2012 года (в  течение 3 лет) - до 5 млн. тенге.

      С 18 ноября 2008 года снижены минимальные резервные  требования по внутренним обязательствам  с 5% до 2%, по иным обязательствам  – с 7% до 3%. Это позволит банкам  увеличить их ресурсную базу  в объеме около 350 млрд. тенге. (9; стр 38)

      В соответствии  с Планом совместных действий  Правительства Республики Казахстан,  Национального Банка Республики  Казахстан и АФН для стабилизации  экономики и финансовой системы  на 2009 – 2010 годы будут приняты  следующие меры.

      Во-первых, это дополнительная капитализация  четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.

      На сегодняшний  день, 35,6% выданных банками займов  обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал.

      Общая сумма  дополнительной капитализации банков  составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них:

      1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен  в виде приобретения простых  акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка);

      3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено  в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса.

      Предоставленные  средства должны быть направлены  банками на формирование адекватного  уровня резервов (провизий) и предоставление  кредитов заёмщикам внутри страны.

      Государство  не будет приобретать контрольный  пакет в капитале банков. В  собственность Фонда "Самрук-Казына" поступит до 25% голосующих акций банков. Акционеры банков получат право на обратный выкуп государственного пакета акций в течение 5 лет.

      Фондом "Самрук-Казына" будут также приняты меры по реструктуризации внешних долгов банков. Банки обладают достаточной ликвидностью, а реструктуризация должна минимизировать риск рефинансирования, связанный с ограниченным доступом к внешнему фондированию.

      Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов.

      Деятельность  Фонда стрессовых активов будет  направлена на улучшение качества  кредитных портфелей казахстанских  банков. Основным механизмом реализации  данной цели станет выкуп сомнительных  активов банков и последующее  управление ими. В качестве  таких активов рассматриваются  активы, которые под воздействием  макроэкономических, рыночных и  других факторов, подвержены существенным  рискам (обесценению), в частности  займы, предоставленные банками  под залог недвижимости и земли.

      Выкуп таких  займов у банков даст возможность  облегчить балансы банков от  низко ликвидных активов и  заставит банки признать свои  убытки.

      В-третьих,  будут предоставлены дополнительные  источники ликвидности в целях  обеспечения своевременного обслуживания  обязательств банков. В частности,  Национальным Банком будет расширен  перечень инструментов, принимаемых  в качестве обеспечения по  операциям репо.

      В-четвертых,  будет усовершенствовано государственное  регулирование в финансовом секторе.

      В рамках  пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц. (5; стр.78)

      Будут оптимизированы  подходы к расчету капитализации  банков на основе лучшей международной  практики. Будет оптимизирован действующий  порядок классификации банковских  активов, что предполагает формирование  банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного  влияния на активы банков косвенных  факторов, в том числе снижение  деловой активности в секторах  экономики, подверженность к негативным  внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов.

      Будут усилены  требования к системам управления  рисками и внутреннему контролю  в банках. В первую очередь,  банки должны будут существенно  переработать подходы к мониторингу  риска потери ликвидности, а  управление активами и пассивами  банков должно моделироваться  с учетом наступления стрессовых  ситуаций.

      2009 год, по  единодушным оценкам экспертов,  будет для казахстанской экономики  в целом и для отечественных  банков в частности еще более  сложным, чем 2008-й. Однако антикризисная  программа правительства призвана  смягчить дальнейшее снижение  деловой активности в реальном  и финансовом секторах. Как видно,  приоритетами в реализации рассматриваемой  программы выступают увеличение  достаточности капитала банков, улучшение качества активов, увеличение  ликвидности и изменения в  управлении (менеджменте) банков  второго уровня.

      В 2009-2010 годах  ситуация на мировых рынках, вероятнее  всего, будет осложняться и  последствия для отечественной  экономики могут носить негативный  характер. На мировых товарных рынках возможно сохранение низких цен на основные экспортные позиции Казахстана.     В этих условиях экономическая политика в 2009 году будет направлена на смягчение последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране.         Главными целями политики Правительства и Национального Банка будут обеспечение социальной стабильности и поддержка макроэкономической сбалансированности, а также стимулирование экономического роста и деловой активности.       В 2009 году реальный рост ВВП составит по оценке около 2%, уровень безработицы не превысит 8%. Инфляция на конец 2009 года прогнозируется на уровне 9%.           Одним из главных инструментов достижения указанных целей станет реализация принятого Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – АФН) Плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы.

 

      План совместных  действий

 

      В рамках  Плана совместных действий будут  решаться задачи по стабилизации  финансового сектора, поддержке  малого и среднего бизнеса,  развитию агропромышленного комплекса,  рынка недвижимости, дальнейшей  диверсификации экономики, обеспечению  занятости и поддержке социально-уязвимых  слоев населения.

 

      Правительство,  Национальный Банк и АФН обеспечат  стабильное функционирование отечественной  финансовой системы и создадут  необходимые условия для кредитования  реального сектора экономики.

 

      Правительство  обеспечит дополнительную капитализацию  системообразующих банков второго уровня. На уровне отдельных банков второго уровня стабилизирующие меры Правительства, в том числе, будут предусматривать реализацию условий меморандумов, заключенных с банками второго уровня.       В целях достижения указанного уровня инфляции и обеспечения стабильности финансовой системы страны Национальный Банк будет проводить сбалансированную денежно-кредитную политику.   Для регулирования краткосрочной ликвидности и поддержания ее на адекватном уровне Национальный Банк будет предоставлять займы рефинансирования банкам второго уровня, а также рассмотрит возможность дальнейшего расширения перечня инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, предоставления банкам второго уровня беззалоговых кредитов, размещения в банках второго уровня депозитов Национального Банка. Национальный Банк разработает и внедрит систему гарантирования обязательств банков второго уровня перед различными типами кредиторов. Это будет способствовать перераспределению ресурсов через межбанковский рынок и расширению доступа к операциям на денежном рынке краткосрочных инструментов.  Объемы краткосрочной ликвидности и гарантий по межбанковским обязательствам, предоставляемых Национальным Банком, не будут суммарно превышать 50% от размера собственного капитала банка второго уровня.        В свою очередь, АФН усилит регулирование отечественного финансового сектора. Будут усовершенствованы текущие подходы к оценке достаточности собственного капитала финансовых организаций, ужесточен порядок формирования специальных провизий под проблемные активы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и усилены требования к риск-менеджменту в финансовых организациях.        АФН также будут проработаны новые механизмы функционирования накопительной пенсионной системы с учетом принципов повышения ответственности акционеров и обеспечения защиты интересов вкладчиков.     Национальный Банк и Правительство будут вести постоянный мониторинг состояния платежного баланса и обменного курса тенге во избежание ухудшения показателей финансовой устойчивости в условиях, когда значительная доля активов и обязательств экономики приходится на иностранную валюту и присутствует высокий кредитный риск, обусловленный несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков.            В этой связи, действия Национального Банка будут направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты или плавное изменение курса тенге по отношению к иностранным валютам в контролируемых пределах.         В целом деятельность Правительства будет ориентирована на «оздоровление» экономики и обеспечение устойчивого качественного экономического роста.         Наряду с реализацией стабилизационных мер будут закладываться основы для перспективного развития через сохранение благоприятного инвестиционного климата, развитие конкуренции и реализацию проектов в потенциально экспортоориентированных секторах экономики.

 

Правительство обеспечит  начало реализации масштабных инфраструктурных проектов, интенсивное развитие агропромышленного  комплекса и форсированную реализацию программы «30 корпоративных лидеров  Казахстана».      Меры по стимулированию экономической активности будут направлены на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе дальнейшее снижение административных барьеров. С целью поддержки отечественных предприятий им будет предоставлен широкий доступ к закупкам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний.        Для стабилизации рынка недвижимости Правительство в 2009 году продолжит работу по защите прав участников долевого строительства и приступит к реализации специальной программы ипотечного кредитования.         В 2009 году основным приоритетом в деятельности Правительства будет обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения.         Правительство совместно с местными исполнительными органами продолжит работу по обеспечению занятости работников, временно высвобождающихся в результате снижения объемов производства, в рамках подписанных меморандумов о сотрудничестве с крупными предприятиями и организации профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.     Будет предусмотрен широкий комплекс дополнительных мер по созданию рабочих мест, в том числе за счет общественных работ, строительства инфраструктурных и социальных объектов, ужесточения контроля за нелегальной трудовой миграцией.     Все социальные обязательства, в том числе в рамках реализации поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренные в республиканском бюджете на 2009-2011 годы, будут финансироваться в полном объеме и своевременно.    Меры налогово-бюджетной политики будут направлены на стимулирование экономической активности посредством снижения налоговой нагрузки на экономику и проведение сбалансированной политики государственных расходов.     Реализация норм нового Налогового кодекса, в частности, снижение в 2009 году ставок корпоративного подоходного налога с 30% до 20%, налога на добавленную стоимость с 13% до 12%, а также либерализация системы вычетов налогоплательщиков, позволит смягчить для предприятий неблагоприятную конъюнктуру рынков и расширить их инвестиционные возможности.      С учетом текущей экономической ситуации будет проводиться гибкая бюджетная инвестиционная политика, направленная на первоочередное финансирование проектов, оказывающих мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня необходимой занятости населения. При этом, в случае ухудшения экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет, будут оптимизированы или отложены на более поздний срок расходы, не требующие безотлагательного решения.     Размеры дефицита бюджета, государственных гарантий и поручительств государства будут поддерживаться на приемлемом уровне с учетом необходимости достижения макроэкономической сбалансированности.       Правительство совместно с АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» ужесточит контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе средств, направляемых на реализацию Плана совместных действий.     Для эффективной реализации заявленных мер, в том числе Плана совместных действий, Правительство, Национальный Банк и АФН будут проводить постоянный мониторинг экономической ситуации в стране и тенденций развития мировой экономики, и принимать необходимые корректирующие меры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В 2009-2010 годах  ситуация на мировых рынках, вероятнее  всего, будет осложняться и  последствия для отечественной  экономики могут носить негативный  характер. На мировых товарных  рынках возможно сохранение низких  цен на основные экспортные  позиции Казахстана.

      В этих  условиях экономическая политика  в 2009 году будет направлена  на смягчение последствий глобального  кризиса на социально-экономическую  ситуацию в стране.

      Главными  целями политики Правительства  и Национального Банка будут  обеспечение социальной стабильности  и поддержка макроэкономической  сбалансированности, а также стимулирование  экономического роста и деловой  активности.

       Как сообщает  пресс-служба Администрации Президента  РК, на нынешнее время было  отмечено, что, несмотря на временные  трудности, которые возникли у  некоторых отечественных банков, ситуация находится полностью  под контролем, стабилизировался  уровень кредитов экономике.

      Н. Назарбаев  принял председателя Агентства  РК по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых  организаций Армана Дунаева, который доложил Главе государства о принимаемых мерах по улучшению ситуации, сложившейся в финансовой системе после августовских встрясок на глобальных финансовых рынках.

      Если говорить  о финансовом рынке, есть, без  сомнения, некоторые преимущества  Казахстана, в том числе и в  развитии банковского сектора,  что подчеркивается независимыми  международными экспертами.

      Серьезные  участники нашего финансового  рынка - это накопительные пенсионные  фонды, которые придают определенную  динамику развитию рынка. Система  накопительных пенсионных фондов  получила заметно большее развитие, чем в России. Но если говорить  о фондовом рынке в целом,  здесь преимущество за РФ - следует  признать, что наш фондовый рынок  недостаточно развит, прежде всего,  низка ликвидность.

      Причин такого  положения достаточно много. Что  касается рынка акций, низкая  ликвидность здесь может объясняться  превалированием интересов стратегических  инвесторов. Если говорить о рынке  облигаций, у нас хорошими темпами  развивается этот сегмент, однако  это относится только к первичному  рынку. Если смотреть на цифры  по объему рынка по отношению  к ВВП, у нас показатель хороший  по сравнению со многими странами, включая Россию, но вторичного  рынка нет, нет ликвидности,  потому что есть большой спрос  со стороны институциональных  инвесторов. Те же пенсионные  фонды предлагают длинные деньги, причем ввиду того, что сейчас идет накопление пенсионных средств на счетах, выплаты будут еще не скоро. Лишь через значительное время эта ситуация сбалансируется пенсионными выплатами, и тогда политика пенсионных фондов поменяется, поскольку они будут заинтересованы в ликвидном вторичном рынке.

Информация о работе Финансовый рынок