Финансовый учет и контролинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Организация учета затрат. Понятия «затраты» и «расходы». Группировка производственных затрат по местам возникновения, экономическим элементам и носителям затрат. Первичная документация и бухгалтерский учет затрат. Применение счетов 20-29 для отражения затрат. Порядок применения отражающих счетов.
Чтобы правильно определить себестоимость с учетом особенностей организации и технологии производства необходимо правильно установить объекты учета затрат и объекты калькулирования.

Файлы: 1 файл

Финансовый учет и контрлинг.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

1. Организация учета затрат. Понятия  «затраты» и «расходы». Группировка  производственных затрат по местам  возникновения, экономическим элементам  и носителям затрат. Первичная  документация и бухгалтерский  учет затрат. Применение счетов 20-29 для отражения затрат. Порядок применения отражающих счетов.

Чтобы правильно  определить себестоимость с учетом особенностей организации и технологии производства необходимо правильно  установить объекты учета затрат и объекты калькулирования.

Под объектами  учета затрат в управленческом учете  принято понимать места возникновения  расходов, т. е. отдельные цехи, производства, участки и так далее, в разрезе  которых должны группироваться затраты  по изготовлению продукции. Это позволяет определить результаты внутрипроизводственной хозяйственной деятельности определенных подразделений предприятия.

Затраты - стоимостное  выражение использованных в хозяйственной  деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

В этих определениях солидарны  ряд авторов [1, 8]. Приведем формулировку одного из экономистов О.М. Горелика [1, с.45].

"Часто, понятие  "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут использоваться как синонимы только в конкретном тексте" - пишет автор.

Расходы представляют собой  отток экономических выгод в  течение отчетного периода в  форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации.

По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации  делятся на две категории:

- расходы данного (текущего) отчетного периода;

- отложенные расходы.

Расходы данного (текущего) отчетного периода - расходы, обусловленные  фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и  признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.

Отложенные расходы - расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения  возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку  они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.

Отложенные расходы  по признаку возможности возникновения  будущих ресурсов организации делятся на:

- инвестиции (капитальные вложения);

- расходы будущих периодов.

Расходы данного (текущего) отчетного периода по признаку взаимосвязи  с доходами отчетного периода  делятся на:

- расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;

- расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (расходы периода).

Расходы данного (текущего) отчетного периода, обусловленные  полученными в данном отчетном периоде  доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход.

Расходы данного (текущего) отчетного периода, не связанные  с получением текущих доходов (расходы  периода), признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода.

Примером расходов периода  в отдельных случаях могут  служить амортизация активов и расходы по аренде офисных помещений (более подробно авторская концепция учета и классификации доходов и расходов, а также проекты стандартов по доходам и расходам изложены в монографии3,

Затраты в период их возникновения  могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

- получены доходы в результате их осуществления;

- имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).

В общем случае стоимостная  оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на "затраты на продукт" и "затраты (расходы) периода". "Затраты на продукт" непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при свертывании производства. "Затраты (расходы) периода" являются функцией отчетного периода, они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода. В этой классификации нет чистоты, но есть прагматизм. С ее помощью можно сделать вывод, что если нет производства, нет затрат на продукт, то все равно остаются затраты периода.

Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода, и запасами. Эти переходящие затраты (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг), только когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена. Синонимом затрат на продукт является термин "запасоемкие затраты".

Затраты периода (например, ими могут быть управленческие и  коммерческие затраты) признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены; они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. Их можно также назвать "незапасоемкими".

Затраты предприятия - сложное  и многогранное явление. Для эффективного управления ими необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку  затрат по определенным признакам.

Наиболее распространенными  группировками затрат, используемыми в отечественной практике учета, являются группировка по экономическим элементам, а также по статьям.

На практике применяются три варианта группировки  затрат по местам возникновения:

- системно по  всем структурным подразделениям предприятия с определением себестоимости продукции данного подразделения;  
- по подразделениям без определения себестоимости. В этом случае прямые затраты контролируются путем сопоставления их с плановой величиной на фактический объем выпуска, а косвенные расходы – в сопоставлении с плановой сметой;

- в целом  по предприятию – на основе  группировки затрат сырья и  заработной платы производственных  рабочих по подразделениям.  
В производствах обрабатывающей промышленности с изготовлением деталей и узлов и последующим соединением их в изделия выделяют следующие объекты учета затрат: детали, группы однородных изделий, заказы. В производствах обрабатывающей промышленности – с последовательной переработкой исходного сырья и в добывающих отраслях в качестве объектов учета затрат применяются фазы, стадии, процессы, переделы и заказы.

Места возникновения  затрат – это структурные подразделения  предприятия, по которым организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов, организации внутреннего хозяйственного расчета.  
На промышленном предприятии к местам возникновения затрат относятся производства, цехи, участки, отделы, бригады, другие подразделения. Исходя из целевого назначения группировки издержек по местам затрат на предприятии основными условиями для их образования являются:

1. Территориальная  обособленность, при которой место  расходов должно находиться в  едином комплексе в пределах  определенной территории предприятия  и его подразделений. В иных случаях большая часть расходов окажется смежной для различных мест затрат, что приведет к неточностям при калькулировании себестоимости и условности самой группировки. Усложнится и контроль за экономичностью производства и управления.

2. Функциональная однородность, означающая, что в данном месте затрат должна по возможности выполняться одинаковая по содержанию или назначению работа, использоваться однотипное оборудование с примерно равными издержками на единицу отработанного времени. Соблюдение этого условия необходимо для установления единых методов распределения затрат по объектам калькулирования, обеспечения лучшей сопоставимости издержек с объемом производства отдельных подразделений предприятия и с нормативными расходами.

3. Возможность  установления персональной ответственности за уровень расходов данного места затрат. Эффективность контроля за издержками производства и обращения во многом зависит от степени дифференциации ответственности за затраты в каждом подразделении предприятия. Область ответственности определяется уровнем руководства в соответствии с организационной схемой административного и производственного управления.

4. Соответствие  единой для предприятия методологии  калькулирования себестоимости  продукции, т.е. возможностям разграничения расходов по установленным статьям калькуляции, использования при калькуляционных расчетах экономически обоснованных, однородных методов распределения затрат данного места на последующие и в конечном счете – на разновидности изделий и услуг.

В зависимости от последовательности группировки расходов на предприятии следует различать начальные, промежуточные и конечные места затрат.

Начальные места  издержек по существу представляют собой  центр расходов, первую ступень их формирования. Промежуточные места соответствуют более высокой степени обобщения издержек, характерных для подразделений предприятия, изготовляющих части готовой продукции или полуфабриката.

Конечные места  расходов охватывают заключительный этап технологического процесса на данном предприятии. Здесь аккумулируются все прямые и распределяемые затраты на производство изделий и услуг, учитывается их выпуск, калькулируется производственная себестоимость.  
С точки зрения содержания деятельности и отношения к изготовлению продукции производственные места затрат подразделяются на основные, вспомогательные и сопутствующие.

Основные места  затрат выпускают продукцию, для  изготовления которой создано предприятие, вспомогательные – предназначены  для производства изделий и услуг, обеспечивающих нужды основного производства в инструменте, запасных частях, энергии, текущем ремонте.  
Сопутствующие места издержек либо заняты изготовлением продукции из отходов, либо имеют целевое назначение в качестве экспериментальных, опытных, исследовательских производств.

В зарубежной литературе по учету также выделяются конкретные и абстрактные, общие и единичные, постоянные и временные места  расходов.

Первичная документация по учету затрат состоит из :

  1. базовых первичных документов (применяемых всеми предприятиями, независимо от вида деятельности),
  2. документов, учитывающих отраслевые особенности (разрабатываются, как правило, отраслевыми министерствами)
  3. документов, разработанными предприятиями (если нужной унифицированной формы нет).

Формы первичных  учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

С 1 января 2013 г. формы первичных  учетных документов, содержащиеся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, не являются обязательными к применению. (Но их применение возможно, как и прежде, по решению руководителя экономического субъекта). Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

1. По учету и оплате труда 

Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

2. По учету основных средств

Информация о работе Финансовый учет и контролинг