Финансы и Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Содержание работы

Введение. 3
1.Финансы РФ. 7-13
1.1.Функции финансов. 8
1.2.Признаки финансов. 9
1.3.Особенности финансов. 11
2. Финансовая система РФ. 14-32
2.1.Государственный бюджет.16
2.2.Внебюджетные фонды. 23
2.3.Государственный кредит. 23
2.4.Фонды страхования.25
2.5.Фондовый рынок. 30
2.6.Финансы предприятия.31
Заключение 33
Список использованной литературы. 35

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 45.46 Кб (Скачать файл)

 Зарплата. Следом за  ценой, внутри финансового распределения,  начинает функционировать заработная  плата. Финансы создают условия  для нормирования фонда заработной  платы и других фондов оплаты  труда. Эти категории создают  предпосылки для воспроизводства  рабочей силы; во взаимодействии  стимулируют воспроизводственный  процесс.

 С помощью финансов  формируется множество фондов, а  с помощью заработной платы  - фонд заработной платы и премиальный  фонд. Они составляют фонд оплаты  труда. Заработная плата - основа  для уплаты налогов. Источником  заработной платы являются финансовые  ресурсы, а фонд заработной  платы при его экономии сам  становится источником финансовых  ресурсов.

 Кредит. Фонды банков  формируются на стадии перераспределения,  т.е. кредит завершает распределительный  процесс. Кредитные ресурсы формируются  в результате того, что появляется  несоответствие в наличии собственных  средств и их потребностью. Кредит  дополняет финансовые ресурсы  и позволяет происходить процессу  расширенного воспроизводства.

1.3. Особенности финансов.

 

Особенности финансов:

- средства банка выдают  на определенный срок; на определенных  условиях и при условии возвратности;

- средства при финансировании  выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

 С помощью кредита  происходит перераспределение финансовых  ресурсов между предприятиями,  организациями и гражданами.

 Постоянно происходит  переливание кредитных ресурсов  в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются  на счетах в банках и являются  источниками ссудных фондов банков  для выдачи кредитов. Между кредитом  и финансами много общих черт, но основной является широкое  использование обеих в кругообороте  и воспроизводственном процессе.

 Использование финансов  в условиях рынка.

 Объективные предпосылки  и возможности использования  финансов

 Финансы, могут влиять  на все стадии воспроизводства  и процесс в целом.

 Объективные предпосылки  влияния связаны с двумя обстоятельствами:

- финансы функционируют  во всех сферах общественного  производства

(производстве, обращении, потреблении)

 

- финансы обладают потенциальным  свойством быть катализатором  процессов экономики, что вытекает  из распределительной функции.  Распределение начинается в сфере  материального производства. Эта  сфера включает 4 стадии, где определяющей  является стадия производства. а)  сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние  на характер и масштабы производства; б) сфера обращения, она представлена  торговлей. В ней характерны  процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи. в) сфера потребления, где выделяют:

- коммерческие организации;

- бюджетные организации

 В настоящее время  можно встретить организации  смешанного типа, где коммерческие  структуры выделяют деньги для  бюджетных организаций.

 Наряду с предпосылками  существуют возможности использования  финансов. Они вытекают из экономической  природы финансов. Поскольку это  распределительная категория, то  общество использует ее для  своих целей. Сознательное использование  финансов в интересах общества  и отдельных его элементов  превращает финансы из объективной  экономической категории в экономический  инструмент хозяйствования.

 Экономический инструмент - это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

 Финансы влияют двояко:

- количественно (характеризуется  пропорциями распределительного  процесса);

- качественно (характеризуется  воздействием финансов на материальные  интересы субъектов хозяйствования).

 Количественная сторона  влияния характеризуется пропорциями  в распределительном процессе. Качественное  влияние характеризует воздействие  финансов на материальные интересы  субъектов хозяйствования, через  различные формы организации  финансовых отношений.

 Экономический стимул - инструмент, который увязан с  материальными интересами субъектов  хозяйствования. Сознательное использование  финансов в общественном производстве  приводит к результатам, в которых  проявляется активная роль финансов  в общественном производстве  в условиях рынка. Общий подход  к оценке результатов достигаемых  с помощью финансов, позволяет  рассматривать роль финансов  в 3-х направлениях:

- с позиции обеспечения  потребностей расширенного воспроизводства  необходимыми финансовыми источниками;

 

- с точки зрения использования  финансов для регулирования стоимостной  структуры;

- с позиции использования  финансов, как экономического стимула.

2.Финансовая система РФ.

 Что же представляет  собой финансовая система России?

 

 Анализ закономерностей  развития финансов в разных  условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании.

 Это обусловлено сочинением  объективных причин и условий  функционирования финансов. Среди  этих условий выделяет два:  развитие товарно-денежных отношений  и существование государства  как субъекта этих отношений.  В отличие от таких стоимостных  категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и  другие, финансы органически связаны  функционированием государства.

 

 Однако общие признаки  всех финансовых отношений не  включают определенные различия  между ними.

 

 В связи с этим  финансовая система представляет  собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений,  каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании  и использовании фондов денежных  средств, различной ролью в  общественном воспроизводстве.

 

 Финансовая система  РФ включает следующие звенья  финансовых отношении: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый  рынок и финансы предприятии  различных форм собственности.

 

 Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на  макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

 

 Разграничение финансовой  системы на отдельные звенья  обусловлено различиями в задачах  каждого звена, а также в  методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных  ресурсов создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях  материального производства.

 

 Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении  значительной части финансовых  ресурсов. Формами их использования  являются бюджетные и внебюджетные  фонды, обеспечивающие потребности  государства в решении экономических,  политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

 Децентрализованные фонды  денежных средств образуются  из денежных доходов и накоплений  самих предприятий.

 

 Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение  особых способов и форм образования  и использования денежных фондов  в каждом отдельном звене, финансовая  система — единая система,  так как базируется на едином  источнике ресурсов всех звеньев.

 

 Основой единой финансовой  системы служат финансы предприятий,  поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального  производства.

 Источником централизованных  государственных фондов денежных  средств выступает национальный  доход, создаваемый в сфере  материального производства.

 

 Общегосударственным  финансам принадлежит ведущая  роль: в обеспечении определенных  темпов развития всех отраслей  народного хозяйства; перераспределении  финансовых ресурсов между отраслями  экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной  сферами, а также формами собственности,  отдельными группами и слоями  населения. Эффективное использование  финансовых ресурсов возможно  лишь на основе активной финансовой  политики государства.

 

 Общегосударственные  финансы органически связаны  с финансами предприятий.

 С одной стороны,  главным источником доходов бюджета  является национальный доход,  создаваемый в сфере материального  производства. С другой стороны,  процесс расширенного воспроизводства  осуществляется не только за  счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

 

 Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой  системы обусловлены единой сущностью  финансов.

 

 Через финансовую систему  государство воздействует на  формирование централизованных  и децентрализованных денежных  фондов, фондов накопления и потребления,  используя для этого налоги, расходы  государственного бюджета, государственный  кредит.

 

2.1. Государственный бюджет.

 

 Государственный бюджет - главное звено финансовой системы.  Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных  средств, для обеспечения функций  органов государственной власти.

 

 Государственный бюджет  является основным финансовым  планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Его  основное назначение - создание условий  для эффективного развития экономики  и решения общегосударственных  и социальных задач.

 

 ГБ характеризуется  следующими чертами:

 

-носит ярко выраженный  балансовый характер. Превышение  расходов над доходами составляет  дефицит бюджета,

 

-формирование и использование  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов.

 

 Основные функции бюджета:

 

-перераспределение национального  дохода и примерно 50% ВВП между  территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

 

-государственное регулирование  и стимулирование экономики;

 

-финансовое обеспечение  финансовой политики;

 

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

 

 В условиях перехода  на рыночные отношения государственный  бюджет сохраняет свою важную  роль. Изменяются лишь методы  его воздействия на общественное  производство путем создания  иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

 

 В управлении бюджетным  процессом принимают участие  все органы государственной власти  и управления РФ, однако центральное  место в этом процессе занимает  Министерство финансов РФ.

 

 Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы,  принципы ее построения, совокупность  бюджетов государства.

 

 Организационная структура  - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе  РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты

 Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных  округов, бюджет автономной Еврейской  области и около 29 тыс. местных  бюджетов.

 

 Единой правовой базой  бюджетной системы является Конституция  РФ и Закон

 “Об основах бюджетного  устройства и бюджетного процесса  в РФ”

 

 Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят  своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

 

 Принципы бюджетного  устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

 

 Свод федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Федерации образуют понятие

 “Консолидированный бюджет”  РФ.

 

 Наиболее сложная проблема  в бюджетном устройстве - бюджетный  федерализм, т.е. взаимоотношения  центра и регионов.

 

 В соответствии с  законодательством РФ доходная  часть территориальных бюджетов  должна состоять из закрепленных  и регулирующих доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

Информация о работе Финансы и Финансовая система РФ