Зарплата. Следом за
ценой, внутри финансового распределения,
начинает функционировать заработная
плата. Финансы создают условия
для нормирования фонда заработной
платы и других фондов оплаты
труда. Эти категории создают
предпосылки для воспроизводства
рабочей силы; во взаимодействии
стимулируют воспроизводственный
процесс.
С помощью финансов
формируется множество фондов, а
с помощью заработной платы
- фонд заработной платы и премиальный
фонд. Они составляют фонд оплаты
труда. Заработная плата - основа
для уплаты налогов. Источником
заработной платы являются финансовые
ресурсы, а фонд заработной
платы при его экономии сам
становится источником финансовых
ресурсов.
Кредит. Фонды банков
формируются на стадии перераспределения,
т.е. кредит завершает распределительный
процесс. Кредитные ресурсы формируются
в результате того, что появляется
несоответствие в наличии собственных
средств и их потребностью. Кредит
дополняет финансовые ресурсы
и позволяет происходить процессу
расширенного воспроизводства.
1.3. Особенности финансов.
Особенности финансов:
- средства банка выдают
на определенный срок; на определенных
условиях и при условии возвратности;
- средства при финансировании
выдаются на определенные цели;
бесплатно безвозвратно.
С помощью кредита
происходит перераспределение финансовых
ресурсов между предприятиями,
организациями и гражданами.
Постоянно происходит
переливание кредитных ресурсов
в финансовые ресурсы и наоборот.
Все фонды предприятия концентрируются
на счетах в банках и являются
источниками ссудных фондов банков
для выдачи кредитов. Между кредитом
и финансами много общих черт,
но основной является широкое
использование обеих в кругообороте
и воспроизводственном процессе.
Использование финансов
в условиях рынка.
Объективные предпосылки
и возможности использования
финансов
Финансы, могут влиять
на все стадии воспроизводства
и процесс в целом.
Объективные предпосылки
влияния связаны с двумя обстоятельствами:
- финансы функционируют
во всех сферах общественного
производства
(производстве, обращении, потреблении)
- финансы обладают потенциальным
свойством быть катализатором
процессов экономики, что вытекает
из распределительной функции.
Распределение начинается в сфере
материального производства. Эта
сфера включает 4 стадии, где определяющей
является стадия производства. а)
сфера материального производства,
таким образом, оказывает влияние
на характер и масштабы производства;
б) сфера обращения, она представлена
торговлей. В ней характерны
процессы купли - продажи. Потребительские
свойства товара не меняются, а меняется
его стоимость. Товар продается, предприятие
получает выручку. Затем происходит распределение
этой выручки на фонды возмещения, накопления,
потребления. Финансовые отношения предшествуют
и завершают процесс купли продажи. в)
сфера потребления, где выделяют:
- коммерческие организации;
- бюджетные организации
В настоящее время
можно встретить организации
смешанного типа, где коммерческие
структуры выделяют деньги для
бюджетных организаций.
Наряду с предпосылками
существуют возможности использования
финансов. Они вытекают из экономической
природы финансов. Поскольку это
распределительная категория, то
общество использует ее для
своих целей. Сознательное использование
финансов в интересах общества
и отдельных его элементов
превращает финансы из объективной
экономической категории в экономический
инструмент хозяйствования.
Экономический инструмент
- это экономическая категория воплощенная
в конкретных формах проявления и сознательно
используемая обществом для достижения
конкретных целей. Экономический инструмент,
в том числе и финансы, несут два начала:
первое - объективное (вытекающее из экономической
категории), второе - субъективное (орудие
реализации экономической политики государства).
Финансы влияют двояко:
- количественно (характеризуется
пропорциями распределительного
процесса);
- качественно (характеризуется
воздействием финансов на материальные
интересы субъектов хозяйствования).
Количественная сторона
влияния характеризуется пропорциями
в распределительном процессе. Качественное
влияние характеризует воздействие
финансов на материальные интересы
субъектов хозяйствования, через
различные формы организации
финансовых отношений.
Экономический стимул
- инструмент, который увязан с
материальными интересами субъектов
хозяйствования. Сознательное использование
финансов в общественном производстве
приводит к результатам, в которых
проявляется активная роль финансов
в общественном производстве
в условиях рынка. Общий подход
к оценке результатов достигаемых
с помощью финансов, позволяет
рассматривать роль финансов
в 3-х направлениях:
- с позиции обеспечения
потребностей расширенного воспроизводства
необходимыми финансовыми источниками;
- с точки зрения использования
финансов для регулирования стоимостной
структуры;
- с позиции использования
финансов, как экономического стимула.
2.Финансовая система РФ.
Что же представляет
собой финансовая система России?
Анализ закономерностей
развития финансов в разных
условиях общественного воспроизводства
свидетельствует о наличии общих
признаков в их содержании.
Это обусловлено сочинением
объективных причин и условий
функционирования финансов. Среди
этих условий выделяет два:
развитие товарно-денежных отношений
и существование государства
как субъекта этих отношений.
В отличие от таких стоимостных
категорий, как, например, деньги,
кредит, фонд оплаты труда и
другие, финансы органически связаны
функционированием государства.
Однако общие признаки
всех финансовых отношений не
включают определенные различия
между ними.
В связи с этим
финансовая система представляет
собой совокупность различных
сфер (звеньев) финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется
особенностями в формировании
и использовании фондов денежных
средств, различной ролью в
общественном воспроизводстве.
Финансовая система
РФ включает следующие звенья
финансовых отношении: государственный
бюджет, внебюджетные фонды, государственный
кредит, фонды страхования, фондовый
рынок и финансы предприятии
различных форм собственности.
Все вышеперечисленные
финансовые отношения можно разбить
на две подсистемы. Это общегосударственные
финансы, обеспечивающие потребности
расширенного воспроизводства на
макроуровне и финансы хозяйствующих
субъектов, пользуемые для обеспечения
воспроизводственного процесса денежными
средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой
системы на отдельные звенья
обусловлено различиями в задачах
каждого звена, а также в
методах формирования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Общегосударственные
централизованные фонды денежных
ресурсов создаются путем распределения
и перераспределения национального
дохода, созданного в отраслях
материального производства.
Важная роль, которую
выполняет государство в области
экономического и социального
развития, приводит к необходимости
централизации в его распоряжении
значительной части финансовых
ресурсов. Формами их использования
являются бюджетные и внебюджетные
фонды, обеспечивающие потребности
государства в решении экономических,
политических и социальных задач.
Иные формы и методы образования и использования
денежных фондов применяются кредитными
и страховыми звеньями финансовой системы.
Децентрализованные фонды
денежных средств образуются
из денежных доходов и накоплений
самих предприятий.
Несмотря на разграничение
сферы деятельности и применение
особых способов и форм образования
и использования денежных фондов
в каждом отдельном звене, финансовая
система — единая система,
так как базируется на едином
источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой
системы служат финансы предприятий,
поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального
производства.
Источником централизованных
государственных фондов денежных
средств выступает национальный
доход, создаваемый в сфере
материального производства.
Общегосударственным
финансам принадлежит ведущая
роль: в обеспечении определенных
темпов развития всех отраслей
народного хозяйства; перераспределении
финансовых ресурсов между отраслями
экономики и регионами страны,
производственной и непроизводственной
сферами, а также формами собственности,
отдельными группами и слоями
населения. Эффективное использование
финансовых ресурсов возможно
лишь на основе активной финансовой
политики государства.
Общегосударственные
финансы органически связаны
с финансами предприятий.
С одной стороны,
главным источником доходов бюджета
является национальный доход,
создаваемый в сфере материального
производства. С другой стороны,
процесс расширенного воспроизводства
осуществляется не только за
счет собственных средств предприятий,
но и с привлечением общегосударственного
фонда денежных средств в форме бюджетных
ассигнований и использования банковских
кредитов. При недостатке собственных
средств, предприятие может привлекать
на акционерной основе средства других
предприятий, а также на базе операций
с ценными бумагами — заемные средства.
Посредством заключения договоров со
страховыми компаниями осуществляется
страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость
составных звеньев финансовой
системы обусловлены единой сущностью
финансов.
Через финансовую систему
государство воздействует на
формирование централизованных
и децентрализованных денежных
фондов, фондов накопления и потребления,
используя для этого налоги, расходы
государственного бюджета, государственный
кредит.
2.1. Государственный бюджет.
Государственный бюджет
- главное звено финансовой системы.
Он представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда денежных
средств, для обеспечения функций
органов государственной власти.
Государственный бюджет
является основным финансовым
планом страны, утверждаемым Федеральным
Собранием РФ как закон. Его
основное назначение - создание условий
для эффективного развития экономики
и решения общегосударственных
и социальных задач.
ГБ характеризуется
следующими чертами:
-носит ярко выраженный
балансовый характер. Превышение
расходов над доходами составляет
дефицит бюджета,
-формирование и использование
бюджета базируется на сочетании
централизованных начал с инициативой
местных органов.
Основные функции бюджета:
-перераспределение национального
дохода и примерно 50% ВВП между
территориями, отраслями деятельности,
социальными группами населения;
-государственное регулирование
и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение
финансовой политики;
-контроль за образованием и
использованием централизованного фонда
денежных средств.
В условиях перехода
на рыночные отношения государственный
бюджет сохраняет свою важную
роль. Изменяются лишь методы
его воздействия на общественное
производство путем создания
иного режима расходования бюджетных
средств. В современных условиях развитие
общественного производства обеспечивается
не методами бюджетного финансирования
и дотирования, а с помощью экономических
методов, позволяющих перейти к финансовому
регулированию экономики.
В управлении бюджетным
процессом принимают участие
все органы государственной власти
и управления РФ, однако центральное
место в этом процессе занимает
Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство
- это организация бюджетной системы,
принципы ее построения, совокупность
бюджетов государства.
Организационная структура
- включает республиканский бюджет,
21 бюджет республик в составе
РФ, 55 краевых и областных бюджетов,
городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга,
10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской
области и около 29 тыс. местных
бюджетов.
Единой правовой базой
бюджетной системы является Конституция
РФ и Закон
“Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса
в РФ”
Бюджеты нижестоящих
органов самоуправления не входят
своими доходами и расходами
в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного
устройства: единство, полнота, реальность,
гласность и самостоятельность
всех бюджетов, входящих в государственную
бюджетную систему.
Свод федерального
бюджета и бюджетов субъектов
Федерации образуют понятие
“Консолидированный бюджет”
РФ.
Наиболее сложная проблема
в бюджетном устройстве - бюджетный
федерализм, т.е. взаимоотношения
центра и регионов.
В соответствии с
законодательством РФ доходная
часть территориальных бюджетов
должна состоять из закрепленных
и регулирующих доходов, дотаций
и субвенций, кредитных ресурсов.