Финансы и финансовый механизм в современной России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:53, курсовая работа
Описание работы
В последние годы в России в условиях рыночного хозяйствования отмечается стремительный рост роли государства во всех областях человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения, с этим связана актуальность темы курсовой работы.
Содержание работы
Введение Глава 1. Необходимость и сущность финансов 1.1 Финансы как экономическая категория 1.2 Субъекты финансовых отношений 1.3 Основные функции финансов Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства 2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов 2.2 Финансовая политика государства Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях 3.1 Финансовый механизм и его структура 3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России Заключение Список использованных источников литературы
Финансовая экономика - это
отрасль экономической науки, изучающая
взаимосвязи между финансовыми величинами,
такими как: цена, добавочная стоимость,
акционерный капитал.
1.3 Основные функции
финансов
Сущность финансов проявляется
в их функциях, под которыми понимается
«работа», выполняемая финансами. Различают
следующие функции финансов:
1. Распределительная функция
проявляется в обеспечении субъектов
хозяйствования необходимыми финансовыми
ресурсами. При распределении и
перераспределении национального
дохода формируются доходы в
материальной и нематериальных сферах
производства.
2. Контрольная функция
заключается в контроле над
распределением части национального
дохода по соответствующим фондам
и расходованием их по целевому
назначению. Целью финансового контроля
является рациональное и бережное
расходование материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, пресечение
бесхозяйственности и расточительства.
Эта функция выполняется с помощью
финансовых органов. В зависимости от
того, кто осуществляет финансовый контроль,
он может быть государственным, ведомственным,
внутрихозяйственным, общественным и
независимым (аудиторским). Важную роль
в организации финансового контроля в
нашей стране играют Министерство финансов
РФ (Минфин России) и Федеральная налоговая
служба (ФНС России). Контрольная функция
финансов реализуется через бухгалтерскую,
статистическую или оперативную отчетность,
ведущуюся по утвержденной государством
методике.
3. Стимулирующая функция
состоит в том, что государство
с помощью системы финансовых
рычагов может оказывать воздействие
на развитие предприятий и
целых отраслей в нужном обществу направлении.
Конкретными финансовыми рычагами
являются: бюджет (можно выделить деньги
на развитие отрасли или предприятия);
налоги (низкие ставки налогов могут стимулировать
хозяйственную деятельность); экспортно-импортные
пошлины, тарифы (могут быть низкими, льготными
или высокими).
Все три функции финансов действуют
одновременно: распределяя национальный
доход, они стимулируют производство и
в то же время контролируют его. Если состояние
финансов характеризуется как кризисное,
то это означает, что кризис охватил всю
экономику. Примером может послужить современный
финансовый кризис.
Нынешний финансовый кризис
отличается как глубиной, так и масштабом
- он, пожалуй, после Великой депрессии
охватил весь мир.
Основной причиной мирового
финансового кризиса стали проблемы на
рынке ипотечного кредитования США. Однако
в основе кризиса лежат более фундаментальные
причины, включая макроэкономические,
микроэкономические и институциональные.
Ведущей макроэкономической
причиной оказался избыток ликвидности
в экономике США, что в свою очередь определялось
многими факторами, включая:
- Общее снижение доверия к странам
с развивающимся рынком после кризиса
1997-1998 гг.;
- Инвестирование в американские
ценные бумаги странами, накапливающими
валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды
(страны Персидского залива);
- Политику низких процентных
ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003гг.,
пытаясь предотвратить циклический спад
экономики США.
Под влиянием избыточной ликвидности
активизировался процесс формирования
рыночных пузырей - искаженной, завышенной
оценки различных видов активов. В отдельные
периоды такие пузыри формировались на
рынке недвижимости, акций и сырьевых
товаров, что стало важной составной частью
кризисного механизма. Согласно данным
межстрановых исследований, охватывавших
длительные временные периоды, кредитная
экспансия является одним из типичных
условий финансовых кризисов.
Таким образом, риски развития
кризиса в результате ослабления денежно-кредитной
политики, реализовавшиеся в 2007-2008гг.,
- не исключение, а общее правило.
Микроэкономические факторы.
Развитие новых финансовых инструментов
(прежде всего структурированных производных
облигаций).
Использование производных
инструментов фактически привело к маскировке
рисков, связанных с низким качеством
субстандартных ипотечных кредитов, и
к их непрозрачному распределению среди
широкого круга инвесторов.
Институциональные причины
связаны во многом с недостаточным уровнем
оценки рисков, как регуляторами, так и
рейтинговыми агентствами.
Основные показатели (факторы)
влияния мирового финансового кризиса
на денежно-кредитную политику и банковскую
систему России:
- Ослабление денежно-кредитной
политики и бюджетной политики России;
- Устойчиво сформировались
низкие процентные ставки, фактически
отрицательные в реальном выражении, в
результате произошел «перегрев» экономики.
- Быстрый рост внешних заимствований;
- Быстрый рост государственных
расходов и импорта маскировался повышением
цен на нефть и другие товары российского
экспорта, что делало российскую экономику
уязвимой к воздействию мирового кризиса.
Мировой финансовый кризис
выявил необходимость осуществления совместных
скоординированных действий со стороны
правительства РФ.
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ
СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Понятие финансовой
системы, ее задачи
Совокупность финансовых отношений
в рамках национальной экономики представляют
собой финансовую систему. Она включает
государственные финансы, финансы хозяйствующих
субъектов и финансы граждан.
Каждое звено финансовой системы
выполняет конкретные задачи:
1. Задачей государственных
финансов является сосредоточение
финансовых ресурсов в фондах
государства или территориальных
органов власти и направление
их на финансирование нужд
общества.
2. Перед финансами хозяйствующего
субъекта стоит задача формирования
своих денежных фондов и использования
их на основе эффективного
управления денежным потоком.
3. В задачу финансов
граждан входит формирование
доходов и их использование.
В структуре государственных
финансов главным элементом выступают
бюджеты трех уровней (в соответствии
с бюджетным кодексом РФ):
1. Федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
2. Бюджеты субъектов Федерации
(бюджеты республик, края, области);
3. Местные бюджеты –
городские, районные сельские.
Возможны разные принципы построения
взаимоотношений между бюджетами разных
уровней. В настоящее время в России взаимоотношения
бюджетов разных уровней строятся на принципе
фискального федерализма: бюджеты нижестоящих
уровней функционируют автономно, т.е.
не включают свои доходы и расходы в бюджеты
вышестоящих уровней.
В приложении 1 показана структура
финансовой системы.
2.2 Финансовая
политика государства
Финансовая политика государства
представляет собой совокупность мероприятий
по использованию финансовых отношений
для выполнения государственных функций
и является составной частью экономической
политики государства. В ней конкретизируются
главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем финансовых
ресурсов, их источники и направления
использования, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования финансовыми
методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика
выступает относительно самостоятельной
сферой деятельности государства. Она
имеет свое конкретное содержание, а также
свои цели, задачи, объекты, формы и методы
регулирования.
Целями финансовой политики
могут являться: политические цели, т.е.
достижение целей в области внешней и
внутренней политики; экономические цели,
достижение целей в области экономики
на различном уровне; социальные цели,
достижения целей в сфере общественных
отношений (общественные классы и слои
населения, социальные блага, распределение
социальных благ).
Финансовая политика, как совокупность
целенаправленных действий с использование
финансовых инструментов, рычагов и стимулов
может быть реализована на различном уровне:
- мировом;
- региональном;
- национальном;
- на уровне отдельных регионов
внутри страны;
- на уровне предприятия, организации
(хозяйствующего субъекта) ;
- отдельного предпринимателя;
- на уровне отдельного домохозяйства.
В качестве важнейших составляющих
финансовой политики на уровне государства
выступают:
- бюджетная политика;
- налоговая политика;
- таможенная политика;
- кредитно-денежная политика;
- инвестиционная политика;
- институциональные преобразования;
- социальная политика.
Управление финансами предполагает
целенаправленную деятельность государства,
связанную с практическим использованием
финансового механизма. Эта деятельность
осуществляется специальными организационными
структурами. Управление включает в себя
ряд функциональных элементов: прогнозирование,
планирование, оперативное управление,
регулирование и контроль. Все эти элементы
обеспечивают проведение мероприятий
финансовой политики в стратегической
и текущей деятельности государственных
органов, юридических лиц и граждан.
Цели и содержание финансовой
политики определяют ее основные задачи:
обеспечение условий для формирования
максимально возможных финансовых ресурсов;
рациональное распределение и использование
финансовых ресурсов; организация регулирования
и стимулирования финансовыми методами
экономических и социальных процессов
в стране; выработка финансового механизма
и его развитие в соответствии с изменяющимися
социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой
политики государства основывается на
ее соответствии интересам общества и
большинства его социальных групп, а также
на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач. Результативность
финансовой политики во многом зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и имеющихся
у государства объективных возможностей
использования всесторонних факторов
воздействия на ход реализации финансовой
политики.
Управление финансами в Российской
Федерации, прежде всего, осуществляют
высшие законодательные органы власти
- это Федеральное с обраниеи две его палаты: Государственная
Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются
и утверждаются федеральный бюджет и отчет
о его исполнении. Федеральное собрание
рассматривает также законы о налогах,
сборах и обязательных платежах. Кроме
того, оно устанавливает предельный размер
государственного внутреннего и внешнего
долга.
Из вышесказанного следует,
государственная финансовая политика
это элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная
финансовая политика России направлена
на преодоление последствий финансово-экономического
кризиса, стабилизацию социально-экономической
ситуации в стране.
Для реализации финансовой
политики необходимо:
- снижение социальной напряженности;
- оздоровление государственных
финансов;
- восстановление функционирования
банковской сферы;
- сбалансированность товарных
и денежных потоков;
- разумное расширение финансово-экономической
самостоятельности регионов в рамках
единого федеративного государства;
- искоренение финансовых злоупотреблений
и коррупции.
- создание в финансовой сфере
новой международной организации, члены
которой придерживались бы единых правил
при осуществлении финансовой политики.
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЙ
МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ
ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Финансовый
механизм и его структура
Важной составной часть финансовой
политики является формированиефинансового
механизма, при помощи которого происходит
осуществление деятельности государства
в области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений.
К элементам финансового механизма
относятся формы финансовых ресурсов,
методы их формирования, система законодательных
норм и нормативов, которые используются
при определении доходов и расходов государства,
организации и регулирования бюджетной
сферы, финансов предприятий и рынка ценных
бумаг.
Финансовый механизм - это наиболее
динамичная часть финансовой политики.
Его изменения происходят в связи с решением
различных тактических задач, и поэтому
финансовый механизм чутко реагирует
на все особенности социальной и экономической
ситуации в стране. Одно и тоже финансовое
отношение в стране может быть организовано
по-разному. По разному может использоваться
один и тот же инструмент финансового
регулирования.
Финансовый механизм представляет
собой действия финансовых рычагов, выражающихся
в организации, планировании и стимулировании
использования финансовых ресурсов. В
структуру финансового механизма входят
пять взаимосвязанных элементов: финансовые
методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное
и информационное обеспечение.
Рассмотрим элементы финансового
механизма.
1. Финансовый метод можно
определить как способ действия
финансовых отношений на хозяйственный
процесс, которые действуют в
двух направлениях: по линии управления
движением финансовых ресурсов и по линии
рыночных коммерческих отношений, связанных
с соизмерением затрат и результатов,
с материальными стимулированием и ответственностью
за эффективным использованием денежных
фондов. Рыночное содержание в финансовые
методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции
финансов в сфере производства и обращения
тесно связаны с коммерческим расчетом.
Коммерческий расчет представляет собой
соизмерение в денежной (стоимостной )
форме затрат и результатов хозяйственной
деятельности. Целью применения коммерческого
расчета является получение максимальных
доходов или прибыли при минимальных затратах
капитала в условиях конкурентной борьбы.