Финансы и финансовый механизм в современной России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:53, курсовая работа
Описание работы
В последние годы в России в условиях рыночного хозяйствования отмечается стремительный рост роли государства во всех областях человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения, с этим связана актуальность темы курсовой работы.
Содержание работы
Введение Глава 1. Необходимость и сущность финансов 1.1 Финансы как экономическая категория 1.2 Субъекты финансовых отношений 1.3 Основные функции финансов Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства 2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов 2.2 Финансовая политика государства Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях 3.1 Финансовый механизм и его структура 3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России Заключение Список использованных источников литературы
Реализация указанной цели
требует соизмерения размеров вложенного
(авансированного) в производственно-торговую
деятельность капитала с финансовыми
результатами этой деятельности. При этом
необходимо рассчитать и сопоставить
различные варианты вложения капитала
по заранее принятому критерию выбора
(максимум дохода или максимум прибыли
на рубль капитала, минимум денежных расходов
и финансовых потерь и др.). В зарубежной
хозяйственной практике требования соизмерения
размеров вложенного в производство капитала
с результатами хозяйственной деятельности
обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT).
Действие финансовых методов
проявляется в образовании и использовании
денежных фондов.
2. Финансовый рычаг представляет
собой прием действия финансового
метода. К финансовым рычагам относятся:
прибыль, доходы, амортизационные отчисления,
экономические фонды целевого назначения,
финансовые санкции, арендная плата, процентные
ставки по ссудам, депозитам, облигациям,
паевые взносы, вклады в уставный капитал,
портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт,
котировка валютного курса рубля и т. п.
В финансовом менеджменте финансовый
рычаг представляет собой коэффициент,
показывающий отношение цены сделки к
средствам, которыми должен обладать участник
рынка для её заключения.
Эффект финансового рычага
заключается в приращении к рентабельности
собственных средств, получаемого благодаря
использованию кредита, несмотря на платность
последнего.
3. Правовое обеспечение
функционирования финансового механизма
включает законодательные акты,
постановления, приказы, циркулярные
письма и другие правовые документы
органов управления.
4. Нормативное обеспечение
функционирования финансового механизма
образуют инструкции, нормативы, нормы,
тарифные ставки, методические указания
и разъяснения и т. п.
5. Информационное обеспечение
функционирования финансового механизма
состоит из разного рода и
вида экономической, коммерческой,
финансовой и прочей информации.
К финансовой информации относится:
- Осведомление о финансовой
устойчивости и платежеспособности своих
партнеров и конкурентов, о ценах, курсах,
дивидендах, процентах на товарном, фондовом
и валютном рынках и т. п.;
- Сообщение о положении дел
на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой
и коммерческой деятельности любых достойных
внимания хозяйствующих субъектах;
- Различные другие сведения.
Тот, кто владеет информацией,
владеет и финансовым рынком. Информация
(например, сведения о поставщиках, о покупателях
и др.) может являться одним из видов интеллектуальной
собственности (ноу-хау) и вноситься в
качестве вклада в уставный капитал акционерного
общества или товарищества.
3.2 Основные функции
финансового механизма в реализации
антикризисных мер в России
Как уже было сказано выше, в
настоящее время Россия переживает мировой
финансовый и экономический кризис. Ограниченность
ресурсов и резервов правительства в условиях,
когда быстрый выход из кризиса становится
все менее вероятным, выступает предпосылкой
сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических»
мер, направленных на смягчение кризиса,
к мерам, ориентированным на его преодоление.
В период острой фазы кризиса сокращение
горизонта экономической политики было
неизбежным, но систематический мониторинг
принятых мер и структурированная предварительная
оценка новых мер позволят его удлинить
и увязать текущие действия правительства
с ранее заявленными стратегическими
приоритетами.
К настоящему времени правительство
РФ сформировало и реализует широкий набор
антикризисных мер, уникальный по количеству
форм и направлений воздействия государства
на экономику, по объемам используемых
ресурсов. С начала проведения антикризисной
политики в качестве приоритетов были
заявлены:
- поддержка (обеспечение стабильности)
финансового сектора;
- социальная поддержка населения,
сохранение и создание новых
рабочих мест;
- поддержка отдельных, наиболее
чувствительных к кризису отраслей реального
сектора экономики на основе стимулирования
внутреннего спроса и импортозамещения;
- поддержка системообразующих
и градообразующих предприятий.
После завершения цикла принятия
«пожарных мер», а также с осознанием длительности
кризиса усиливается объективная потребность
в системной оценке антикризисной политики
государства по отношению к реальному
сектору экономики. При проведении оценки
антикризисных мер основное внимание
уделялось не обсуждению целесообразности
той или иной меры, а оценке используемых
инструментов государственного регулирования
(воздействия), соответствующих правил,
а также механизмов, обеспечивающих их
выполнение.
В то же время проведение антикризисной
политики позволило ускорить реализацию
ряда ранее запланированных стратегических
мер, особенно в части развития корпоративного
регулирования, поддержки малого и среднего
предпринимательства (МСП), совершенствования
налогового регулирования.
В связи с этим представлялось
важным реконструировать задачи антикризисной
политики, исходя из состава и особенностей
реализуемых мер. В основном антикризисные
меры направлены на решение следующих
задач:
- расширение доступа предприятий
к финансовым ресурсам (прямое кредитование
госбанками, финансовыми институтами
развития, их капитализация; стимулирование
частного кредитования путем предоставления
субсидий по процентным ставкам и госгарантий;
рекомендации банкам по кредитованию;
расширение условий для привлечения капитала
на основе выпуска акций и облигаций и
их выкупа уполномоченными организациями);
- снижение нагрузки на бизнес,
путем снижения налоговой нагрузки, вывозных
таможенных пошлин, административной
нагрузки, ограничение роста тарифов на
услуги и продукцию субъектов естественных
монополий;
- смягчение негативных социальных
последствий и развитие рынка труда (увеличение
пособий по безработице, софинансирование
региональных программ занятости, ограничения
на использование иностранной рабочей
силы);
- стимулирование внутреннего
спроса (госзакупки, авансирование, преференции
для отечественных производителей, закупки
и инвестиционные программы субъектов
естественных монополий, лизинг, защитные
таможенные меры, субсидии по кредитам
потребителей);
- поддержка малого и среднего
предпринимательства (софинансирование
региональных программ по развитию МСП,
программы кредитования МСП Внешэкономбанка),
развитие конкуренции.
Нужно отметить, что ряд мер
сложно отнести только к одной из выделенных
задач. Например, некоторые антикризисные
меры в рамках социальной политики могут
также рассматриваться в контексте стимулирования
внутреннего спроса на продукцию отдельных
отраслей, развития предпринимательства.
В целом общий объем дополнительных
ресурсов, исходя из существующих оценок
«стоимости» отдельных антикризисных
мер в отношении реального сектора экономики,
в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается
в 2,1-2,5 трлн. руб.
На первом месте стоят меры
по расширению доступа реального сектора
к финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),
На втором - меры по снижению
нагрузки на бизнес (бюджетные потери
- 500-700 млрд. руб.),
На третьем - меры социальной
политики, связанные со стимулированием
спроса населения, поддержкой начинающих
предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование
внутреннего спроса (180-240 млрд. руб.) и на
последнем месте - меры по поддержке МСП
(60-90 млрд. руб.). Таким образом, можно сделать
выводы, что реализация антикризисных
мер сводится к стимулированию деловой
активности предпринимательства Российской
Федерации.
На рисунке 1 показаны приоритетные
направления мер антикризисной финансовой
политики.
Рис. 1 «Приоритетные направления
мер антикризисной политики»
В «антикризисном пакете» недостаточно
представлены меры по стимулированию
экспорта, прежде всего высокотехнологичного,
развитию конкурентной среды.
Крайне мало мер, связанных
со стимулированием инновационной активности
и развития компаний, повышением эффективности
деятельности субъектов естественных
монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют
меры по привлечению иностранных инвесторов
и формированию особых экономических
зон.
К тому же заметно определенное
ослабление инновационной направленности
созданных еще до кризиса финансовых институтов
развития: в некоторых случаях усиливается
их роль как агентов правительства в ущерб
функциям институтов развития (Внешэкономбанк),
иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы,
находящиеся в их распоряжении («Роснано»),
в отдельных случаях усиливается критика
базовых принципов их деятельности (Российская
венчурная компания).
В приложении 2 указаны основные
бенефициары наиболее значимых перераспределительных
антикризисных мер РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была
направлена на изучение темы «Финансы
и финансовый механизм в современной России.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена
тем, что финансовая система государства
- это один из тех секторов экономики, где
наиболее эффективно работают рыночные
механизмы. Финансовая и прежде всего
бюджетная система оказывают существенное
воздействие на рост валового внутреннего
продукта и его главную часть - национальный
доход, на развитие предприятий и отраслей
народного хозяйства и благосостояние
населения.
В ходе выполнения курсовой
работы рассматривались следующие вопросы:
финансы как экономическая категория;
субъекты и виды финансовых отношений;
понятие финансовой системы; структура
государственных финансов; финансовая
политика государства; финансовый механизм
и его структура; основные функции финансового
механизма в реализации антикризисных
мер.
На основании изученных нормативно-правовых
актов, специальной литературы можно сделать
вывод: финансы представляют собой экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
расширеного воспроизводства.
Традиционно финансы разделяют
на публичные и частные.
К первой группе относятся:
государственные финансы и муниципальные
финансы (местные финансы).
Во второй группе выделяют:
личные финансы и семейные финансы;
1. Распределительная - посредством
финансов распределяется и перераспределяется
внутренний валовой доход, благодаря чему
денежные средства поступают в распределение
государства, муниципалитета;
2. Контрольная - заключается
в их способности отслеживать весь ход
распределительного процесса, также расходование
по целевому назначению денежных средств,
поступающих из федерального бюджета;
3. Регулирующая - вмешательство
государства в процесс воспроизводства
через финансы (налоги, государственные
кредиты и т. д.). Государство воздействует
на воспроизводительный процесс через
финансирование отдельных предприятий,
проведение налоговой политики;
4. Стабилизирующая - обеспечение
граждан стабильными экономическими и
социальными условиями.
Совокупность финансовых отношений
в рамках национальной экономики представляют
собой финансовую систему. Она включает
государственные финансы, финансы хозяйствующих
субъектов и финансы граждан.
Финансовая политика государства
представляет собой совокупность мероприятий
по использованию финансовых отношений
для выполнения государственных функций
и является составной частью экономической
политики государства.
Важной составной часть финансовой
политики является формированиефинансового
механизма, при помощи которого происходит
осуществление деятельности государства
в области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации
финансовых отношений.
Также было уделено внимание
вопросу: основные функции финансового
механизма в реализации антикризисных
мер в России, где были рассмотрены меры
государства в реализации антикризисной
политики в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс (1,2
и 3 части с изменениями и дополнениями).
3. Налоговый кодекс Российской
федерации. Части 1 и 2 по состоянию
на 1 января 2009г (в редакции законов
№ 244-ФЗ, 251-ФЗ).- Новосибирск: Сиб. Унив.
Из-во, 2009г.-602 с.
4. Большой экономический
словарь.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: Кн.
Мир, 2005.-860с.;
6. Макроэкономика. Теория
и российская практика: учебник /
кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. Финансовая
академия при Правительстве РФ. - 6-е изд.,
испр. и доп. - М.:КНОРУС.- 2006.-624с.;
7. Финансы. Денежное обращение.
Кредит: Учебник/ под Ред. Л.А. Дробозиной.-
М.: ЮНИТИ, 2000.-479с.;
8. Финансы, денежное обращение
и кредит: Задачи и решения: Учебное
- практическое пособие.- М.: Издательство
«Альфа-пресс», 2008.-448с.;
9. А. Кудрин. «Мировой финансовый
кризис и его влияние на
Россию. «Вопросы экономики». 2009, №1.
10. С. Алексашенко. Обвальное
падение закончилось, кризис продолжается.
Оценка антикризисных мер по
поддержке реального сектора
российской экономики (доклад ГУ-ВШЭ
и МАЦ). «Вопросы экономики». 2009, №5.
11. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. Государственные
и муниципальные финансы. Государственная
финансовая политика. Основные направления
финансовой политики. http://polbu.ru/babich_finance//.
12. А.М. Литовских. Финансовый
менеджмент. Конспект лекций. Финансовый
механизм и его структура. http://polbu.ru/litovskih_finmanage//.