Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:41, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
Введение 3
1. Понятие и принципы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса 5
2. Этапы бюджетного процесса
2.1. 1 этап: составление проекта бюджета
2.2. 2 этап: рассмотрение и утверждение проекта бюджета
2.3. 3 этап: исполнение бюджета
2.4. 4 этап: анализ и контроль исполнения бюджета 7
3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
По итогам принимается постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении».
В случае отклонения проекта в первом чтении, он возвращается на доработку в Правительство РФ, которое дорабатывает указанный законопроект с учетом рекомендаций Комитета по бюджету и Комитета по экономической политике. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня его повторного внесения.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год не позднее 30 дней после сформирования.
Второе чтение. До 20 октября ГосДума рассматривает во втором чтении (в течение 15 дней со дня принятия в первом чтении). Утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение средств по субъектам РФ, общий объем бюджета развития и бюджета текущих расходов. В случае отклонения проекта федерального закона во втором чтении, его передают в согласительную комиссию.
Третье чтение. Проект федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума до 15 ноября рассматривает в третьем чтении в течении 25 дней со дня принятия во втором чтении.
Рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на планируемый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ, государственных внешних займов РФ и др.
Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по показателям федерального бюджета, рассматриваемым в третьем чтении, в Комитет по бюджету. Далее Государственной Думой рассматриваются поправки к законопроекту, утверждается поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, а затем законопроект ставится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой проект федерального закона о федеральном бюджете до 5 декабря передается на рассмотрение Совета Федерации. После его рассмотрения и принятия он передается Президенту РФ для подписания и одобрения.
В случае непринятия федерального закона о федеральном бюджете до 1 января очередного года органы исполнительной власти имеют право производить расходование средств ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных сумм расходов за IV квартал текущего года до принятия федерального закона. ГосДума может принять федеральный закон о финансировании расходов федерального бюджета в I квартале на планируемый год.
2.3. 3 этап: исполнение бюджета
Исполнение бюджета - это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основывается на следующих принципах:
1) единство кассы, предусматривающее
зачисление всех поступающих
доходов на единый бюджетный
счет и осуществление всех
предусмотренных расходов с
2) обеспечение бюджетных
расходов и платежей в
На основе показателей бюджета главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи:
Бюджетная роспись - это документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в резерве распорядителей и получателей бюджетных средств.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств финансовый орган составляет сводную бюджетную роспись, которая направляется в орган, исполняющий бюджет, в представительный и контрольный органы.
Казначейское исполнение федерального бюджета введено в России с 1992 г. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства:
- организация исполнения федерального бюджета;
- контроль за исполнением бюджета;
- финансовое исполнение внебюджетных фондов;
- управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РФ;
- осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
1) отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансировочных счетов;
2) централизации в Федеральном
казначействе всех поступлений
в федеральный бюджет и
3) совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Единый счет федерального бюджета (он же - единый счет Федерального казначейства) находится в Центральном банке РФ.
Исполнение бюджета по доходам включает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с Бюджетным кодексом и утвержденным бюджетом доходов между бюджетами;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основные этапы санкционирования
1) составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
2) утверждение и доведение
уведомлений о бюджетных
3) утверждение и доведение
уведомлений о лимитах
4) принятие денежных
5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
В процессе исполнения бюджета создаются бюджетные обязательства.
Бюджетные обязательства - признанные органом, исполняющим бюджет, обязанности совершать расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающие в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяется и утверждается для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.
Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется в контрольный орган, созданный предварительным органом власти.
Изменение бюджетных ассигнований. В ходе исполнения бюджета возможны изменения лимитов бюджетных обязательств по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях либо вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, либо главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований – невыполнение планов по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному (< 10%) по сравнению с утвержденным бюджетом финансирования расходов, то исполнительный орган вправе ввести режим сокращения расходов (с указанием даты введения режима сокращения и размера сокращения).
В случае если происходит снижение поступлений более чем на 10%, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете.
При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться на уменьшение дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства.
2.4. 4 этап: анализ и контроль исполнения бюджета
Контроль за исполнением бюджета - важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.
Парламентский контроль (внешний аудит) осуществляется соответствующими представительными органами.
Административный контроль (внутренний аудит) осуществляется Министерством финансов РФ, Федеральным Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета.
Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность (оперативную, ежеквартальную и годовую). Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей. Финансовыми органами годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти для последующего утверждения. Квартальные отчеты об исполнении бюджета утверждаются высшим исполнительным органом власти.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта РФ или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов РФ.
До начала рассмотрения отчета в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета, который осуществляется соответствующими контрольно-счетными органами представительных органов. Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения контрольно-счетного органа.
Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие исполнения утвержденному бюджету, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, то соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратится в Прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства.
После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют их в открытой печати.
3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения
Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе - неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.