Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:40, реферат
В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.
Введение
1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
2. Бюджетная система. Консолидированный бюджет
3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
4. Новая бюджетная политика
Вывод
Список используемых источников
Приложения
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность
и содержание бюджета.
2. Бюджетная система.
3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
4. Новая бюджетная политика
Вывод
Список используемых источников
Приложения
Введение
В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Необходимо наметить пути решения проблем, которые целесообразно разбить на две группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.
1. Экономическая сущность
и содержание бюджета.
В формировании и развитии
экономической и социальной структуры
общества большую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
принятой на каждом историческом этапе
политики. Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
дает органам власти реальную экономическую
возможность осуществления
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение
бюджетной сферы и
• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
2. Бюджетная система.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства . Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные
и местные органы государственной
власти и управления посредством
бюджетных отношений получают в
свое распоряжение определенную часть
перераспределяемого
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :
1. федеральный бюджет РФ;
2. бюджеты национально-
3. местные бюджеты.
Бюджетная система призвана
играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой
обуславливаются его
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях
создания Российского государства
,развития рыночных отношений , многообразие
форм собственности, усиления самостоятельности
регионов произошли принципиальные изменения
и в бюджетном устройстве. В соответствии
с действующим законодательством стали
самостоятельными : республиканский бюджет
РФ (он получил название федерального
бюджета), республиканские бюджеты республик
в составе РФ , бюджеты национально-государственных
и административно-
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу , использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное регулирование ,т.е частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Консолидированный бюджет РФ (Приложение 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые в свою очередь представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации.
В приложении 2 приведена структура консолидированного бюджета области.
Консолидированный (сводный)
бюджет области выполняет функцию
объединения бюджетных
3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
• Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
• Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип этот состоит в
закреплении (полностью или частично)
соответствующих видов
• Самостоятельность бюджетов.
Принцип самостоятельности
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) законодательное закрепление
регулирующих доходов, полномочий по формированию
доходов соответствующих
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
• Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
• Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
• Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности и
экономности использования
• Принцип гласности.
Принцип гласности означает
опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов и отчетов
об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов,
а также доступность иных сведений
по решению органов
• Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
• Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.