Финансы и кредиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

В России налицо сильная дифференциация регионов по природным условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство
2. Бюджетная система. Консолидированный бюджет
3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
4. Новая бюджетная политика
Вывод
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Документ финансы и кредиты.docx

— 23.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность  и содержание бюджета. Бюджетное  устройство

2. Бюджетная система. Консолидированный  бюджет

3. Принципы построения  бюджетной системы Российской  Федерации

4. Новая бюджетная политика

Вывод

Список используемых источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России налицо сильная  дифференциация регионов по природным  условиям, уровню экономического развития. Отсюда вытекает проблема взаимодействия бюджетов разных уровней. Таким образом, каждое звено бюджетной системы  РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей  территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в Бюджетном Кодексе, устанавливающем права и взаимные обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Необходимо наметить пути решения проблем, которые целесообразно  разбить на две группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

1. Экономическая сущность  и содержание бюджета. Бюджетное  устройство.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет — это форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время  бюджет правомерно рассматривать как  экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение  и развитие связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование  и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления  социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

2. Бюджетная система. Консолидированный  бюджет

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства . Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит  из трех звеньев :

1. федеральный бюджет  РФ;

2. бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петерпурга;

3. местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой.При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

До 1991 г. бюджетная система  станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства ,развития рыночных отношений , многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными : республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ , бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система  России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик  в составе РФ , 56 краевых и областных  бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов  и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу , использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование ,т.е частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Консолидированный бюджет РФ (Приложение 1) — это свод федерального бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов РФ, которые в  свою очередь представляют собой  свод регионального бюджета и  местных бюджетов территорий, административно  входящих в субъект Федерации.

В приложении 2 приведена  структура консолидированного бюджета  области.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию  объединения бюджетных показателей  территории. В нем находят отражение  результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов  и расходов в целом по субъекту Федерации.

3. Принципы построения  бюджетной системы Российской  Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы  РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной  системы Российской Федерации являются:

• Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации.

Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной  документации.

• Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип этот состоит в  закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых  доходов за определенным уровнем  бюджета.

• Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс,

б) наличие собственных  источников доходов оборотов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  России;

в) законодательное закрепление  регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством;

г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

• Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей учитываются  по доходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

• Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При  составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета.

• Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  бюджетов и использовании бюджетных  средств уполномоченные органы и  получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

• Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной  власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

• Принцип достоверности  бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогнозов  социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

• Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Информация о работе Финансы и кредиты