Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:45, реферат
Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Субъекты экономики (экономические агенты) активны, в ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния.
Введение
Глава 1. Экономические субъекты:Сущность, специфика деятельности и основы формирования
1.1 Экономические ресурсы как основа формирования экономических субъектов
1.2 Домохозяйство, как экономический субъект
1.3 Фирмы, как экономические субъекты
1.4 Государство и «заграница», как экономические субъекты
Заключение
Список литературы
- человеческий капитал. Это тоже капитал, но в виде физических и интеллектуальных способностей человека, позволяющих ему работать с определенной производительностью. В него обычно входят в качестве составляющих «физическое здоровье», «общий уровень культуры», «уровень образования», «информационная обеспеченность» человека и его«предпринимательские способности».
Приведенная классификация ресурсов формирует и основных экономических субъектов. Более подробно мы будем говорить о них чуть ниже, здесь же приведем общую их характеристику. Формирование данных субъектов основывается именно на делении экономических ресурсов на факторы и продукты: на основе «факторов» формируется такой экономический субъект, как домохозяйство, т.к. именно домохозяйства поставляют в экономику страны факторы – рабочую силу, финансы, человеческий капитал и проч.; на основе «продуктов» формируется такой экономический субъект, как предприятия, которые поставляют в экономику продукты. Приведем их определения – по тем функциям, которые они выполняют в экономике: домохозяйства – это поставщики факторов и потребители продуктов, предприятия – это поставщики продуктов и потребители факторов. Выполнение своих функций и предприятия и домохозяйства реализуют за счет того, что между ними идет постоянный обмен экономическими ресурсами. Различные формы этого обмена, различные формы перераспределения экономических ресурсов между названными субъектами создают различные экономические системы. Следовательно, далее мы по необходимости должны перейти к рассмотрению основных экономических систем, но речь об этом пойдет в следующей главе, а здесь мы обращаемся к более подробному описанию экономических субъектов.
1.2 Домохозяйство, как экономический субъект
Основные понятия и категории: экономический субъект, домохозяйство, субсидии, дотации, налог, рабочая сила, доход, расход.
Хозяйствующие субъекты[1] в качестве элементов экономической системы являются носителями экономических отношений. В роли экономического субъекта может выступить индивид (Миша, Петя…), семья (Ивановы, Петровы…), социальная группа (занятые, безработные, профсоюз…), предприятие(ОАО «Российские железные дороги», ООО «Спектр»…), сектор экономики(предпринимательский сектор, сельскохозяйственная отрасль, «заграница»…).Экономические субъекты формируют отношения, принимая экономические решения, осуществляя экономический выбор, реализуя его и неся за него ответственность.
В современной экономической теории деятельность субъектов специфична: она зависит от роли, которую они выполняют в конкретных исторических условиях и которая характеризуется относительной обособленностью, самостоятельностью, определенными моделями рационального поведения, установленными правилами экономической деятельности.
Иногда в учебной литературе их называют экономическими агентами[2],то есть субъектами, выполняющими определенные функции «по поручению». Функции, образно говоря, «налагаются» на них экономической системой. Особенности экономической системы определяют и особенности деятельности экономических субъектов. Например, коммерческое предприятие (партнерство, корпорация)занимается производством продукции в целях ее реализации на товарном рынке, получения дохода (прибыли) и выступает в роли экономического субъекта рыночной системы. В то же время могут существовать некоммерческие предприятия, производящие продукцию в основном для собственного потребления, «нетоварные»экономические субъекты – монастырское хозяйство, коммуна, кибуц и другие, являющиеся атрибутами нерыночной системы.
В связи с тем, что «экономикс», изучаемый в современных вузах России, сложился как теория именно рыночной экономики, он в классическом варианте включает в себя ограниченное количество экономических субъектов, причем в абстрагированном виде. Так, в классическом «экономикс» в качестве основных экономических субъектов выступают уже упоминавшиеся домохозяйства и фирмы (предприятия). В макроэкономике принято выделять и еще два весьма специфических экономических субъекта – это государство и«заграница».
Обратимся к анализу экономической
деятельности домохозяйств, которые
представляют собой элементарные ячейки
общества. Целью их экономической
деятельности является поддержание
и улучшение собственного существования.
Механизм реализации этой цели основан
на потреблении экономических благ
в условиях ограниченных ресурсов.
Домохозяйства как
В качестве домохозяйства можно рассматривать индивида, если он живет один и ведет домашнее хозяйство, семью, общину... Здесь главный признак – ведение общего хозяйства. В современном обществе основной вид домохозяйства – семья, которая способна производить ресурсы, покупать их, а также выносить на рынок труда основной фактор производства - такой экономический ресурс, как рабочая сила.
Особо необходимо отметить, что семья как домохозяйство выполняет репродуктивную функцию: осуществляет «производство людей», инвестирует детство (и старость) как определенные этапы жизни человека, определенные этапы жизненного цикла «трудовых ресурсов».
Принцип ответственности за принимаемые решения в рамках домохозяйств имеет специфическое преломление: решение принимают одни члены домохозяйства, а их последствия испытывают все члены семьи. Правопреемник оплачивает долги и выполняет обязательства, которые взяты на себя другими членами семьи. Особая проблема экономических отношений внутри семьи как коллектива – это наследование, распределение прав собственности на недвижимость и т.п.
Как и все экономические субъекты, участвующие в экономическом круговороте «расходы-доходы», домохозяйства выступают как в роли покупателей, так и в роли продавцов. На рынке факторов производства, например, они, являются продавцами (арендодателями), продавая, прежде всего способность к труду, а также продавая (предоставляя в аренду) имущество или временно свободные денежные средства. За счет их продажи или предоставления в аренду домохозяйство получает доход, формируя свой потребительский бюджет. Основу дохода обычно составляет заработная плата. В соответствии с теорией факторов производства заработная плата является факторным доходом, который получают наемные работники, размер которого зависит от производительности труда. Доход домохозяйства распределяют между текущим потреблением и сбережениями. Таким образом, на рынке готовой продукции (товаров народного потребления)домохозяйства выступают в роли покупателей (арендаторов), расходуя свой доход(потребительский бюджет).
Кроме того, домохозяйства
по отношению к государству
В микроэкономике домохозяйства рассматриваются, прежде всего, как потребители, которые, исходя из своих потребительских предпочтений, осуществляют покупку товаров (потребительских благ). При этом домохозяйства (потребители) максимизируют свою целевую функцию, т.е.максимизируют полезность (от потребления благ) при своем заданном бюджетном ограничении (доходе).
Макроэкономика имеет
дело с агрегированными
Таким образом, можно отметить, что домохозяйства проявляют три основных вида экономической активности: а) предоставляют на рынок факторы производства, б) потребляют часть получаемого дохода (валового национального продукта), приобретая готовую продукцию, и в) сберегают другую часть, выводя деньги из экономического оборота.
В качестве экономических агентов, производных от домохозяйств, выступают профсоюзы, разнообразные общества потребителей, которые отстаивают экономические и юридические права домохозяйств и часто рассматриваются в экономической теории как монополисты[5] на рынке труда и монопсонисты[6]на рынке готовой продукции.
1.3 Фирмы, как экономические субъекты
Основные понятия
и категории:
В тесной взаимосвязи с домохозяйствами, обладая при этом собственной спецификой экономического поведения, находятся фирмы, или«предприятия».
Фирмы (предприятия) – это «юридические лица»,являющиеся коммерческими организациями, деятельность которых направлена на создание и производство продукции (благ), выполнение работ и оказание услуг.Иными словами, фирмы (предприятия) принимают решения о производстве продукции(услуг) для продажи на основе использования собственных ресурсов и ресурсов,приобретаемых на рынке факторов производства, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Потребителями товаров и услуг,произведенных фирмами (предприятиями), являются домохозяйства, другие фирмы,государство, а также заграница. Источник функционирования фирмы – выручка,которая включает компенсацию затрат на производство благ и прибыль,обеспечивающую дальнейшую экономическую деятельность фирмы и ее рост.
Как и все экономические субъекты, участвующие в экономическом круговороте «расходы-доходы», фирмы (предприятия) выступают как в роли покупателей (арендаторов), так и в роли продавцов (арендодателей). На рынке факторов производства они являются покупателями, приобретая станки,оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, капитал и труд(способность к труду). Платежи, которые производят предприятия, покупая факторы производства, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процентов и т.п. На рынке готовой продукции фирмы (предприятия) формируют предложение товаров и услуг, выступая в роли продавцов и разрабатывая определенную ценовую стратегию в зависимости от условий рынка. Основным источником развития фирм (предприятий) является прибыль, которая частично отдается государству в виде налогов, выплачивается акционерам (в случае корпоративной формы организации фирмы) в виде дивидендов и пускается на развитие фирмы (предприятия), то есть инвестируется.
От размера налоговых поступлений, собранных с бизнеса в виде прямых[7]и косвенных налогов[8],зависит пополнение бюджета страны. В ответ фирмы (предприятия) могут получить от государства субсидию, субвенцию[9]или дотацию. С помощью этих средств государство проводит экономическую политику, направленную на регулирование деятельности фирм (предприятий).
Деятельность фирм (предприятий) по производству и реализации продукции (услуг) называют предпринимательством. Предпринимательство– это инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность деятельность, имеющая своей основной целью систематическое получение прибыли и зарегистрированная в установленном законом порядке. С точки зрения масштабов бизнеса различают малое, среднее и крупное предпринимательство. С точки зрения видов деятельности – производственное,коммерческое, посредническое и финансовое предпринимательство. От уровня развития предпринимательства (активности производителей) зависят экономический рост в стране и уровень социального развития общества.
Как справедливо было замечено еще А. Смитом,производство является основным источником развития экономики, а значит,национального богатства. По уровню развития национального производства можно судить о месте страны в мировом хозяйстве, ее экономическом статусе: чем выше уровень развития национального производства – тем выше экономический рейтинг страны.
В странах со слаборазвитой экономикой фирмы(предприятия) занимаются преимущественно посредничеством и коммерческим предпринимательством. Эти виды деятельности обычно не требуют значительных инвестиций, они мобильны и более адресны, чем производство. Условием успешного развития коммерческого предпринимательства является устойчивый спрос на продаваемые товары и более низкая закупочная цена товаров у производителя, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить прибыль.
Финансовое