Финансы организации малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
* Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
* Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов и этапы жизненного цикла предприятия;
* Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2010 г.;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства ……………….5
Глава 2. Организация финансов малого предприятия ………………………..11
2.1 Денежные фонды и резервы предприятий ………………………………...11
2.2 Финансовые ресурсы предприятия ……………………..………………….12
2.3 Принципы организации финансов …………………………………………13
2.4 Этапы жизненного цикла предприятия…………………………………….15
Глава 3. Способы государственной поддержки предпринимательства ……..19
3.1 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства …………………………………………………………...19
3.2 Мониторинг изменений законодательства РФ ……………………………22
3.3 Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов ………………………………………………………………………..24
Заключение ……………………………………………………………………. .27
Список использованной литературы …………………………………………..28

Файлы: 1 файл

финансы предприятий 2.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

2.  Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

3.  Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4.  Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

5.  Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

6.  Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7.  Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

8.  Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

9.  Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

10.Активизация научно-технического прогресса;

11.Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

12.Содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

13.Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 

 

Глава 2. Организация финансов малого предприятия

 

2.1 Денежные фонды и резервы предприятий

 

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Предприятие в соответствии с законодательством создает уставной капитал.

Уставной капитал – основной первоначальный источник собственных средств предприятия. Формируют основной и оборотный капитал, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

К числу денежных фондов предприятия относится добавочный капитал. Он создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (превышения продажной цены акций над номинальной); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели.

Результатом предпринимательской деятельности являются доходы, которые выступают в форме выручки от реализации, которая поступает на расчетный счет предприятия. Выручка это прежде всего источник возмещения затрат на производство, продвижение на рынок и реализацию товаров (работ, услуг).

Результатом и конечной целью деятельности предприятия является получение прибыли. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой в дальнейшем формируются резервный капитал и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами. Источником его формирования являются отчисления из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Фонд накопления – денежные средства, предназначенные для развития производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления – денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.

 

2.2 Финансовые ресурсы предприятия

 

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы предприятия по своему происхождению разделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на различных условиях (внешние).

Собственные финансовые ресурсы включают в себя прибыль и амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно также разделить на собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала.

Ссудный капитал передается предприятию на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей и облигационных займов.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

Использование привлеченных финансовых ресурсов чаще используется крупными предприятиями, чем мелкими или средними.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия.

 

2.3 Принципы организации финансов

 

Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов.

1.  принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли.

2.  Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности , обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.

3.  Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятий. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

4.  Принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельностью деятельности предприятия.

5.  Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех форм организационно – правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вместе с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.

 

2.4 Этапы жизненного цикла предприятия

 

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса: Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

-       Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

-       Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия? Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием.

Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. основой информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация. В современном малом бизнесе необходимы специальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильных доход, чем фирмы, часто меняющие владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух - четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Жизненный цикл малого бизнеса - это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.

I   этап - научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара - это прентальный период предприятия.

II этап - начало производства товара и выход его на рынок - это детство предприятия. этап - коммерческий успех товара - зрелость предприятия.

III этап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.

IY этап - деградация рынка товара - жизненный закат предприятия. Финансовому менеджеру необходимо постоянно решать вопрос, как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

Попытаемся ответить на вопрос, каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса - особенности, которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.

На первом этапе выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда не покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные средства владельца. Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть, хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока "отрицательные". Главные задачи этого этапа как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование. Необходимо помнить об основной дилемме финансового менеджмента: больнее всего капкан "либо рентабельность, либо ликвидность" зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается. На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.

Информация о работе Финансы организации малого бизнеса