Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малого предпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а также способов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
* Определить сущность и критерии малого предпринимательства;
* Описать организацию финансов малого предприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовые ресурсы, принципы организации финансов и этапы жизненного цикла предприятия;
* Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства в 2008, 2009 гг., а также определить возможные грядущие изменения в 2010 г.;
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства ……………….5
Глава 2. Организация финансов малого предприятия ………………………..11
2.1 Денежные фонды и резервы предприятий ………………………………...11
2.2 Финансовые ресурсы предприятия ……………………..………………….12
2.3 Принципы организации финансов …………………………………………13
2.4 Этапы жизненного цикла предприятия…………………………………….15
Глава 3. Способы государственной поддержки предпринимательства ……..19
3.1 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства …………………………………………………………...19
3.2 Мониторинг изменений законодательства РФ ……………………………22
3.3 Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов ………………………………………………………………………..24
Заключение ……………………………………………………………………. .27
Список использованной литературы …………………………………………..28
Однако следует помнить, что, если предприятие, желая взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.
Печального IV этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров и услуг, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Наиболее важные различия в финансовом менеджменте крупного и малого бизнеса состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности. Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показать капитализации и уровень дивиденда.
В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.
Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование для малого бизнеса сильно затруднено. Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности.
Глава 3. Способы государственной поддержки предпринимательства
3.1 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства[1]
Партнёрами РосБР являются 80 банков, которые в 2009 году получили 97% предусмотренных лимитами средств. Предприниматели, получившие кредиты по Программе финансовой поддержки, смогли увеличить объёмы выручки, сохранить рабочие места. «РосБР и в дальнейшем продолжит активную работу по финансированию МСП.
ОАО «РосБР» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 года.
Стратегическая цель Банка в области поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) – расширение финансовой поддержки развития субъектов МСП в целях:
- диверсификации структуры экономики; - увеличения занятости населения, развития самозанятости; - увеличения ВВП; - увеличения налоговых поступлений; - формирования среднего класса общества.
Основными задачами Банка в области поддержки МСП являются:
1. обеспечение равных возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесрочным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в первую очередь в ресурсодефицитных регионах;
2. организация финансовой поддержки, в первую очередь, предприятий производственной сферы, а также предприятий, реализующих инновационные и высокотехнологичные проекты, тем самым, способствуя изменению отраслевой структуры кредитования;
3. финансирование построения и развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий (организаций, предоставляющих микрокредиты, бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний, региональных фондов поддержки МСП, технопарков, многофункциональных деловых центров для субъектов МСП и т.д.).
С 19 июня 2009 года Банк начал реализацию программы «Рефинансирование».
Программа осуществляется в соответствии с утвержденным 05 февраля 2009 года Наблюдательным советом Внешэкономбанка Порядком осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка МСП осуществляется по двум направлениям:
- через банки-партнеры;
- через организации инфраструктуры поддержки.
Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов МСП и соответствуют стандартам (условиям) кредитования МСП. Для этих целей субъекту МСП необходимо обратиться к участнику Программы (банку или организации инфраструктуры поддержки).
ОАО «РосБР» не предоставляет финансирование или иные виды услуг непосредственно субъектам МСП.
В целях реализации Программы ОАО «РосБР» производит:
- оценку и отбор участников Программы;
- распределение между ними денежных средств на дальнейшую поддержку субъектов МСП;
- контроль целевого использования предоставленных средств.
Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих работу ОАО «РосБР» по Программе.
Финансирование МСП через банки-партнеры. Банки являются основным источником финансовых средств для предприятий МСП, поэтому совершенствование именно этого направления приоритетно для Российского банка развития. Кроме действующей программы двухуровнего финансирования разрабатываются и новые механизмы. В частности, предполагается внедрение программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Она состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСП, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств на дальнейшее кредитование малого и среднего бизнеса.
Для обеспечения равнодоступности средств финансовой поддержки субъектов МСП используется региональные лимиты. Они утверждаются Наблюдательным советом РосБР в соответствии с предложениями, подготовленными Минэкономразвития России в зависимости от уровня развития сегмента МСП и достаточности его кредитования в конкретном регионе.
Региональные лимиты распределяются между банками-партнерами посредством установления им региональных квот в зависимости от возможности кредитования субъектов МСП в различных регионах и размера кредитного риска, который РосБР готов принять на рассматриваемый банк. В случае, когда в одном регионе на участие в Программе претендует несколько банков, предпочтение будет отдаваться финансовым институтам, имеющим длительный опыт кредитования малого бизнеса, а также тем кредитным организациям, которые готовы и способны оказывать субъектам МСП поддержку на наиболее выгодных условиях. Приоритетом также будут пользоваться банки, финансирующие субъекты МСП, занятые в сфере производства, транспорта и связи, или реализующие проекты в сфере науки, инноваций и высоких технологий.
Критерии отбора банков-партнеров включают также стандартные требования к финансовому положению, наличию рейтингов рейтинговых агентств.
В определении процентной ставки кредитования банков-партнеров РосБР опирается на действующую ставку рефинансирования Банка России. Средневзвешенная ставка финансовых ресурсов для банков-партнеров составляет по состоянию на 1 мая 2009г. 11,74% годовых (что ниже ставки рефинансирования Банка России).
Таким образом, предоставление кредитных ресурсов в рамках Программы поддержки субъектов МСП осуществляется Российским банком развития на максимально льготных условиях, обеспечивая самому банку лишь необходимую безубыточность операций.
В рамках дальнейшего совершенствования Программы финансовой поддержки МСП Банк будет уделять особое внимание снижению кредитной ставки для конечных заемщиков – малых и средних предприятий, а также стандартизации кредитных процессов в рамках действующей Программы.
3.2 Мониторинг изменений законодательства РФ[2]
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий освободить малый бизнес от обязательного аудита (03.02.2010)
Комитет Госдумы РФ по собственности выступил с инициативой об освобождении субъектов малого предпринимательства от обязательного аудита. Соответствующие поправки в закон об аудиторской деятельности были внесены в Госдуму 28 января 2010 г.
Документ относится к антикризисным мерам. С его помощью предполагается снизить финансовую и административную нагрузку на малый бизнес.
В соответствии с действующим законодательством обязательный аудит проводится в том случае, если объем выручки от продаж в организации за предшествующий отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Из-за этой нормы организации, являющиеся малыми предприятиями и созданные в форме ООО, в том числе микропредприятия, несут значительные расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок. В условиях экономического кризиса такие расходы ухудшают финансовое положение многих предприятий малого бизнеса и ставят под вопрос возможность продолжения ими своей деятельности.
В законопроекте предлагается увеличить максимальное значение объема выручки с 50 до 400 миллионов рублей и максимальное значение суммы активов бухгалтерского баланса, до достижения которых не требуется проведение обязательного аудита, с 20 до 160 миллионов рублей.
Перспективы развития малого и среднего бизнеса в 2010 г.:
1. предлагается плоская шкала налогообложения без отсечения по годовой зарплате в 415 тыс. рублей, а также вернуться к ставке в 26% для всех предприятий, сохранив льготы малому и инновационному бизнесу и ставку по ЕСН 15,5%.
2. предлагается принять закон об аренде имущества с его последующим выкупом, согласно которому НДС за выкуп имущества платить будет не нужно. И дополнительно внести два закона – о продлении сроков выкупа для арендованного малым бизнесом муниципального имущества и о распространении правил выкупа не только на муниципальное, но и на федеральное имущество.
3. Ввести в хозяйственный оборот нематериальные активы, благодоря чему возможно ежегодное повышение ВВП на 30%.
Нематериальными активами являются бренды, интеллектуальная собственность, патенты и их «семьи», изобретения, информационные и виртуальные технологии. Абсолютным лидером оборота нематериальных активов в мире являются США (в 2008 году их оборот составил $14,5 трлн), а относительным – Япония, доля оборота нематериальных активов которой в экономике составляет 37%. Доля оборота нематериальных активов в России – 0,3%.
4. Снижение кредитной ставки для малого и среднего бизнеса. В 2008 году была запущена программа поддержки малого и среднего бизнеса через дочерние банки Внешэкономбанка. Эта программа поддержки малого и среднего бизнеса охватывает 78 субъектов РФ, в ней участвуют порядка 80 региональных банков. Средний размер наиболее популярных кредитов составляет от 20 до 50 миллионов рублей. Ставка на выходе от Российского банка развития - 10,5 процента, реальная эффективная ставка сейчас порядка 15 процентов.
3.3 Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов[3]
В развитии доходного потенциала местных бюджетов значительную роль играет становление на территории муниципалитетов малого предпринимательства. Особенно актуально это стало после вступления в силу новой редакции Бюджетного кодекса РФ, где в ст.61.1 предусматривается зачисление в бюджеты муниципальных районов единого налога на вмененный доход по нормативу 90%.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной и муниципальной власти. При этом в структуре системы поддержки малого бизнеса выделяются три основных уровня: федеральный, региональный и местный, каждый из которых образует некую систему, представленную тремя взаимосвязанными блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным. В связи с этим считаем целесообразным сформулировать следующее определение: система поддержки малого бизнеса – это система управления развитием малого бизнеса и его всестороннего обеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование.
Главным принципом управления развитием малого бизнеса должно стать создание экономических и правовых условий ведения рыночного хозяйства, когда бы внешняя среда не угнетала, а стимулировала предпринимательскую активность, способствовала саморазвитию и улучшению конкурентоспособности с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта, создавая равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий и проявления самостоятельности и предприимчивости. Система поддержки должна содействовать:
- добросовестной конкуренции;
- формированию широкого слоя собственников;
- созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
- развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса;
- участию малых предприятий в реализации народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
- модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники;
- устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.