Финансы организации малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в работе являются финансы малого предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………..4
Понятие предпринимательства…………………………………………4
Понятие субъектов малого предпринимательства…………………….5
Развитие малого бизнеса в Российской Федерации…………………...7
Преимущества и недостатки малого предпринимательства………….9
Глава 2. Организация финансов малого предприятия………………………..12
Денежные фонды и резервы предприятия……………………………12
Финансовые ресурсы предприятий…………………………………...13
Принципы организации финансов
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым предприятиям
Налоговые льготы
Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финанснсы.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Финансовые ресурсы  предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Финансовые ресурсы  подразделяются на:

– капитал;

– расходы на потребление;

– инвестиции в непроизводственную сферу;

– финансовый резерв.

Капитал – это часть  финансовых ресурсов, направляемая на производственно-хозяйственные цели (текущие расходы и развитие). Капитал – это деньги, предназначенные  для извлечения прибыли. В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в:

– основные фонды;

– нематериальные активы;

– оборотные фонды;

– фонды обращения.

Совокупность имущественных  прав, принадлежащих предприятию, представляют собой активы предприятия. В состав активов входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства.

Основные средства –  это средства, вложенные в основные производственные фонды. Основные фонды  представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе и переносят свою стоимость частями, по мере их износа на стоимость создаваемой продукции (услуг). Этот процесс называется амортизацией.

Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности  и иных имущественных прав. К ним относятся права, возникающие:

– из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные и фирменные  знаки, торговые марки;

– из прав на «ноу-хау», «гудвилл»;

– из прав пользования  земельными участками и природными ресурсами и др.

Оборотный капитал (оборотные средства) – часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды – это сырье, материалы, топливо и т.п. – т.е. предметы труда, а также орудия труда, учитываемые  в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Фонды обращения, хотя и  не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.

Чистые активы предприятия  – это активы за вычетом долгов.

Пассивы предприятия  – это совокупность долгов и обязательств предприятия, состоящие из заемных  и привлеченных средств, включая  кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы  образуются за счет различных источников. По форме права собственности  различаются две группы источников:

– собственные;

– заемные и привлеченные (чужие).

Основными источниками  собственных денежных средств являются уставный капитал (уставный фонд), прибыль  и амортизационные отчисления. К  чужим денежным средствам относятся  кредиторская задолженность, кредиты  и займы.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в  зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный  капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.

Величина уставного  фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных  – которые инвестированы в  процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих  предприятиях выступает стоимость  реализованной продукции (оказанных  услуг), различные части которой  в процессе распределения выручки  принимают форму денежных доходов  и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.

Прибыль и амортизационные  отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных  отчислений – обеспечивать воспроизводство  основных производственных фондов и  материальных активов. В отличии от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия – это  многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Источниками финансовых ресурсов предприятий также выступают:

– выручка от реализации выбывшего имущества,

– устойчивые пассивы;

– различные целевые  поступления (плата за содержание детей  в дошкольных учреждениях и т.д.).

– мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

– платежи органам  финансово-банковской системы, обусловленные  выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т.д.;

– инвестирование собственных  средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с  расширением производства и техническим  его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.;

– инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые  на рынке: акции и облигации других фирм, в государственные займы  и т.п.;

– направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

– использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

 

2.3.Принципы организации финансов

Организация финансов предприятия  строится на определенных принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов.

  1. принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли.
  2. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности , обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.
  3. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятий. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
  4. Принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельностью деятельности предприятия.
  5. Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств.

Финансовые резервы  могут формироваться предприятиями всех форм организационно. Вместе с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме

 

 Глава 3.  Способы государственной поддержки малого                         предпринимательства.

 

 

    1. Экономическое обоснование льгот, предоставляемых малым предприятиям

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым  условием является формирование конкурентоспособной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и быстрая приспособляемость  к конъюнктуре рынка, способность оперативно изменять структуру производства, в короткие сроки создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Малые предприятия играют большую роль не только в создании рабочих мест, но и в том, что они представляют эти места более эффективно, чем крупные компании.

Однако малый бизнес проигрывает в конкурентной борьбе с крупными предприятиями в силу ряда факторов. Сюда можно отнести  меньшую производственную мощь, меньший  объем финансов. Крупные фирмы имеют постоянный рынок сбыта, более устойчивы к неблагоприятным ситуациям. Крупные фирмы диктуют свои правила на рынке, они устанавливают уровень цен, имеют больший ассортимент товаров. Кроме того, крупные предприятия более конкурентоспособны в силу того, что они могут снижать продажную цену товара до минимума и получать прибыль за счет огромных продаж.

Малый бизнес не обладает таким набором средств. Именно поэтому, для того чтобы хоть как - то выровнять положение малых предприятий по сравнению с крупными фирмами, появляется необходимость льгот для малого бизнеса.

Существенно возрастет  роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития. Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце 70-х – начале 80-х годов. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий.

В России также понимается необходимость льгот, и поэтому создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 года был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса. Политика государственной поддержке малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот и упрощения системы учета и отчетности, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создание фондов финансовой поддержки.

 

3.2. Налоговые льготы

Российское налоговое  законодательство предусматривает  определенные льготы для малых предприятий. В настоящее время вопросы  налогообложения предпринимательской  деятельности регулируются федеральным законодательством о налогах и сборах, а именно Налоговым кодексом РФ. При этом некоторые положения, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, содержатся в Федеральном законе от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». По отдельным видам налогов Налоговый кодекс предоставляет возможность местным властям устанавливать льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков или принимать расширенные перечни льгот.

Четырехлетний мораторий

Согласно ст.9 Закона № 88-ФЗ, в случае, если в изменения  налогового законодательства создают  менее благоприятные условия  для субъектов малого предпринимательства  по сравнению с ранее действующими условиями, указанные субъекты в  течении первых четырех лет своей деятельности подлежали налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Налог на прибыль

Льготы по налогу на прибыль  упразднены с01.01.2002 года (даты введения в действие гл.25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ). Вместе с тем ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ указано, что предусмотренные п.4 ст.6 ранее действовавшего Закона РФ от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона № 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены. Тем же законом о налоге на прибыль малым предприятиям была предоставлена льгота, в соответствии с которой в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыли малые предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предприятия, занятые в строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от этих видов деятельности не составляет 70% от общей суммы выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый  год работы такие предприятия  уплачивают налог в размере 25% и 50% соответственно от установленной ставки налога на прибыль, при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет менее 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Информация о работе Финансы организации малого предприятия