Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа
Целью исследования в работе являются финансы малого предприятия.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства………………..4
Понятие предпринимательства…………………………………………4
Понятие субъектов малого предпринимательства…………………….5
Развитие малого бизнеса в Российской Федерации…………………...7
Преимущества и недостатки малого предпринимательства………….9
Глава 2. Организация финансов малого предприятия………………………..12
Денежные фонды и резервы предприятия……………………………12
Финансовые ресурсы предприятий…………………………………...13
Принципы организации финансов
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым предприятиям
Налоговые льготы
Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Финансовые ресурсы подразделяются на:
– капитал;
– расходы на потребление;
– инвестиции в непроизводственную сферу;
– финансовый резерв.
Капитал – это часть
финансовых ресурсов, направляемая на
производственно-хозяйственные
– основные фонды;
– нематериальные активы;
– оборотные фонды;
– фонды обращения.
Совокупность имущественных прав, принадлежащих предприятию, представляют собой активы предприятия. В состав активов входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства.
Основные средства –
это средства, вложенные в основные
производственные фонды. Основные фонды
представляют собой средства труда,
которые многократно
Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К ним относятся права, возникающие:
– из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные и фирменные знаки, торговые марки;
– из прав на «ноу-хау», «гудвилл»;
– из прав пользования земельными участками и природными ресурсами и др.
Оборотный капитал (оборотные средства) – часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.
Оборотные производственные
фонды – это сырье, материалы,
топливо и т.п. – т.е. предметы
труда, а также орудия труда, учитываемые
в составе малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (МБП). Оборотные производственные
фонды обслуживают сферу произв
Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.
Чистые активы предприятия – это активы за вычетом долгов.
Пассивы предприятия – это совокупность долгов и обязательств предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.
Финансовые ресурсы образуются за счет различных источников. По форме права собственности различаются две группы источников:
– собственные;
– заемные и привлеченные (чужие).
Основными источниками собственных денежных средств являются уставный капитал (уставный фонд), прибыль и амортизационные отчисления. К чужим денежным средствам относятся кредиторская задолженность, кредиты и займы.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.
Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных – которые инвестированы в процесс производства.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.
Прибыль и амортизационные
отчисления являются результатом кругооборота
средств, вложенных в производство.
Оптимальное использование амор
Назначение амортизационных отчислений – обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и материальных активов. В отличии от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.
Источниками финансовых ресурсов предприятий также выступают:
– выручка от реализации выбывшего имущества,
– устойчивые пассивы;
– различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.).
– мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.
Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
– платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т.д.;
– инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.;
– инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, в государственные займы и т.п.;
– направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
– использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.
2.3.Принципы организации финансов
Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов.
Финансовые резервы
могут формироваться предприяти
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.
Для эффективного функционирования
рыночного хозяйства
Однако малый бизнес проигрывает в конкурентной борьбе с крупными предприятиями в силу ряда факторов. Сюда можно отнести меньшую производственную мощь, меньший объем финансов. Крупные фирмы имеют постоянный рынок сбыта, более устойчивы к неблагоприятным ситуациям. Крупные фирмы диктуют свои правила на рынке, они устанавливают уровень цен, имеют больший ассортимент товаров. Кроме того, крупные предприятия более конкурентоспособны в силу того, что они могут снижать продажную цену товара до минимума и получать прибыль за счет огромных продаж.
Малый бизнес не обладает таким набором средств. Именно поэтому, для того чтобы хоть как - то выровнять положение малых предприятий по сравнению с крупными фирмами, появляется необходимость льгот для малого бизнеса.
Существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития. Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце 70-х – начале 80-х годов. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий.
В России также понимается необходимость льгот, и поэтому создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 года был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса. Политика государственной поддержке малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот и упрощения системы учета и отчетности, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создание фондов финансовой поддержки.
3.2. Налоговые льготы
Российское налоговое
законодательство предусматривает
определенные льготы для малых предприятий.
В настоящее время вопросы
налогообложения
Четырехлетний мораторий
Согласно ст.9 Закона № 88-ФЗ, в случае, если в изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, указанные субъекты в течении первых четырех лет своей деятельности подлежали налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Налог на прибыль
Льготы по налогу на прибыль упразднены с01.01.2002 года (даты введения в действие гл.25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ). Вместе с тем ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ указано, что предусмотренные п.4 ст.6 ранее действовавшего Закона РФ от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона № 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены. Тем же законом о налоге на прибыль малым предприятиям была предоставлена льгота, в соответствии с которой в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыли малые предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предприятия, занятые в строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от этих видов деятельности не составляет 70% от общей суммы выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы такие предприятия уплачивают налог в размере 25% и 50% соответственно от установленной ставки налога на прибыль, при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет менее 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).