Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Факторинг — это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н. э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.
Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает «тот, кто делает».
Факторинг начал активно развиваться в Англии в 14 веке, что было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.
Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.

Содержание работы

Факторинг и кредитная линия

2. Планирование и прогнозирование поступления средств и результатов от реализации

Файлы: 1 файл

Финансы ГОТОВО.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

      Финансовое  планирование - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению  развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению  эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

      

      Рис.1. Виды финансового планирования.

      Финансовое  планирование на предприятии охватывает три основных его вида: 1) оперативное  планирование финансовой деятельности; 2) текущее планирование финансовой деятельности; 3) прогнозирование финансовой деятельности. Каждому из этих видов финансового планирования соответствуют определенные формы представления его результатов.

      Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности, которое определяет задачи текущего ее планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для более углубленного оперативного ее планирования.

      1. Прогнозирование финансовой деятельности  предприятия представляет собой  наиболее сложный этап планирования, требующий высокой квалификации  исполнителей. Под прогнозированием  финансовой деятельности предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижений. Прогнозирование финансовой деятельности предприятия является частью общей стратегии экономического развития предприятия и носит по отношению к ней подчиненный характер и должно быть согласовано с ее целями и направлениями.

      В рамках прогнозирования финансовой деятельности разрабатывается общая  концепция финансового развития и финансовая политика предприятия по отдельным аспектам финансовой деятельности

      В отличие от общей концепции финансового  развития финансовая политика формируется  лишь по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия, а не охватывает весь комплекс этой деятельности. Финансовая политика представляет собой форму реализации стратегии финансового развития предприятия в разрезе отдельных аспектов финансовой деятельности.

      Прогнозирование финансовой деятельности предусматривает  установление последовательности и  сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Как правило, период прогнозирования составляет 3—5 лет.

      2. Текущее планирование финансовой  деятельности состоит в разработке  системы финансовых планов по  отдельным аспектам финансовой  деятельности предприятия. Текущее  планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и пассивов на конец планируемого периода.

      Отдельные виды текущих финансовых планов предприятия  составляют обычно на предстоящий год  с разбивкой по кварталам.

      В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:

  1. план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности;
  2. план поступления и расходования денежных средств;
  3. балансовый план;
  4. план формирования и использования финансовых ресурсов.

      Степень детализации показателей каждого  из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности, а также действующей практики организации финансового и управленческого учета.

      Разработка  плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в планируемом периоде.

      Основными показателями этого плана являются: объем производства продукции (товаров, услуг); сумма и уровень доходов от продажи продукции; сумма и уровень валовых расходов производства и обращения; ставки и сумма основных налоговых платежей; сумма налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия.

      Разработка  плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.

      Разрабатываемый план поступления и расходования денежных средств состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных средств на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.

      Балансовый  план предприятия отражает прогноз  состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития.

      В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.) При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и необоротных их видов, а в составе оборотных — отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных — краткосрочных и долгосрочных обязательств.

      План  формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть  текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.

      Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В разделе «Источники формирования финансовых ресурсов»  выделяются следующие показатели: сумма чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; сумма амортизационных отчислений; прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; сумма привлекаемых долгосрочных кредитов и займов; суммы привлекаемых краткосрочных кредитов и займов и другие. В разделе «Направления использования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: капитальные вложения во внеоборотные активы; финансирование прироста оборотных активов; вложения в нематериальные активы; прирост долгосрочных финансовых вложений и другие.

      3. Оперативное планирование финансовой  деятельности заключается в разработке  системы бюджетов. Бюджет представляет  собой оперативный финансовый  план краткосрочного периода  (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.

      Разработка  бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

      В практике оперативного финансового  планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.

      Бюджет  капитальных затрат и поступления средств (для краткости — капитальный бюджет) — это бюджет, разрабатываемый на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.

      Бюджет  текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) — это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным операциям или по хозяйственной деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).

      Капитальный бюджет состоит из двух разделов: капитальные  затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т. п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.

      Текущий бюджет также состоит из двух разделов: текущие расходы и доходы от текущей  хозяйственной деятельности. Текущие  расходы представляют собой расходы производства или обращения. Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном за счет продажи продукции (товаров, работ, услуг).

      В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных площадей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенных к источникам сырья и рынкам сбыта и т. д. Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.

      Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору.

      Всем  участникам бизнес-план дает необходимую  информацию для анализа и оценки проекта с точки зрения его разумности и реалистичности, перспективности и результативности.

      Бизнес-план состоит из трех частей:

  1. Описание проекта (разделы маркетинга и производства).
  2. Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности).
  3. Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).

      

      Рис. 2. Структура бизнес-плана предприятия.

      Бизнес-план включает следующие разделы:

  1. Общее описание проекта, в котором указывается цель осуществления затрат, их необходимость, характеристика инвестиционного объекта.
  2. Характеристика товаров, услуг, патентов, «ноу-хау», которые смогут быть предложены рынку, или других результатов, которые достигаются после завершения проекта и дают прибыль (например, снижение себестоимости продукции, увеличение ее надежности, повышение других качественных характеристик, которые могут увеличить рентабельность продукции).
  3. Маркетинговая программа, которая разрабатывается с целью исследования и прогнозирования рынка.
  4. Характеристика сырьевой и экспериментальной базы, кадровое обеспечение и других сторон ресурсного обеспечения проекта.
  5. Расчет экономической эффективности финансовых результатов проекта и сроков окупаемости затрат.

      Как правило, бизнес-план составляется, если предприятие испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для  выполнения того или иного проекта, и это вынуждает его обращаться к инвесторам или в банк за кредитом. Качество, обоснованность, убедительность материалов и расчетов, которые содержатся в бизнес-плане, имеют первоочередное значение для решения вопроса об источниках финансирования.

      Ключевым  разделом бизнес-плана является финансовый план. Для инвестора, как и для  самого предприятия, он интересен, поскольку: обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обосновывает общие  потребности данного проекта в инвестициях; позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения; показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта.

Информация о работе Финансы предприятий