Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.
При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Файлы: 1 файл

Кр финансы.docx

— 63.79 Кб (Скачать файл)

размера оплаты труда;

-на погребение (5 минимальных  размеров оплаты труда);

Средства фонда образуются из следующего:

-страховых взносов хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности;

-доходов от инвестирования  части временно свободных средств;

-ассигнований из Федерального  бюджета.

Норматив отчислений в ФСС - 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

В отличие от Пенсионного фонда  плательщик сначала перечисляет в ФСС 15% начисленной за квартал суммы, а  85% - используется на предприятии для

выполнения задач фонда .  Недоиспользованные средства в конце года подлежат перечислению в ФСС.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН). Образован по Закону

РСФСР “О занятости населения РСФСР (19 апреля 1991г.)". Положение о ГФЗН утверждено ВС РФ 8 июля 1993г.

Фонд формируется за счет:

-обязательных страховых  взносов работодателей;

-обязательных стразовых  взносов работающих;

-ассигнований из федерального  бюджета и бюджетов субъектов  РФ.

Размер страховых взносов:

-для работодателей 1,5% к  начисленной по всем основаниям  оплате труда.

Работающие не платят.

Освобождены от уплаты:

-религиозные объединения  и их предприятия;

-общественные организации  инвалидов и их предприятия;

-воинские формирования  РФ.

Начисленная сумма страховых взносов распределяется между Фондами занятости местных органов,  Федеральным фондом занятости и фондом занятости субъектов РФ.

Средства фонда направляются:

- на профессиональное  обучение безработных;

- на создание новых  рабочих мест;

- на компенсации, выплаты  и субсидии;

- на переезд безработных;

- на материальную поддержку  безработных;

- на создание страхового  резерва;

- на содержание аппарата  фонда;

Пособие  по безработице  выплачивается 18 месяцев уволенным и имеющим работу в течение последних 26 недель и не работающим в настоящее время гражданам. Первые 3 месяца - 75% среднемесячного заработка за последние 3 месяца; 4 месяца - 60%; в дальнейшем - 45% , но не ниже минимального размера оплаты труда.

Уволенным и не имеющим стажа 26 недель; впервые ищущим  работу (например, студентам); возобновляющим работу после длительного перерыва (например, после ухода за ребенком)  пособия выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда. Кроме этого, безработным выплачивается материальная помощь,  за них оплачиваются  коммунальные услуги,  транспортные расходы, лечение в больнице.

Имеющим стаж работы достаточный для выхода на пенсию по старости,  но не достигшим возраста для выхода на пенсию,  за счет средств Фонда занятости может быть оформлена пенсия по старости.

Стипендии на период подготовки и переподготовки по направлению Фонда

занятости устанавливается в размере:

- всем уволенным и имеющим  стаж 26 недель - в размере75% среднего  заработка

за последующие 3 месяца; но не ниже   минимального размера оплаты труда;

- лицам, впервые ищущим  работу или возобновляющим ее - в размере стипендии для учебных заведений, но не ниже пособия по безработице для этой категории;

-гражданам, утратившим способность  выполнять прежнюю работу вследствие

несчастного  случая - за счет средств предприятия в размере 100% среднего

заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда  и  не  выше средней заработной платы.

Управление фондом осуществляет Государственный комитет   РФ по занятости и центры при представительных органах власти. Оперативное управление  - Правление  фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Для реализации политики в области медицинского страхования  в соответствии с Законом  РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР”  от 28.06.93г. созданы (собственно положение о фондах  вышло 24.02.93г.):

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (субъектов РФ); А на территории России  создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства фондов формируются за счет:

-страховых взносов хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности;

-ассигнований из федерального  бюджета;

-доходов от использования  временно свободных финансовых  средств фонда и

нормированного страхового запаса  финансовых средств;

-добровольных взносов  юридических и физических лиц  и других поступлений;

-ассигнований органов  исполнительной власти, осуществляющих  платежи за

неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).

Кроме ОМС существует  (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из под налогообложения.

    

2.5. Фондовый рынок.

 

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

    

2.6. Финансы предприятий.

 

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы. Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для

юридического лица.

В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов.

 

Раздел 2

 Задание 1

Подберите данные, характеризующие динамику государственных  
расходов за последние 10 лет. Проанализируйте соотношения между  
разными направлениями государственных расходов, причины, повлиявшие на развитие соответствующих тенденций.

Динамика государственных расходов.

• В странах со зрелой рыночной экономикой бизнес всегда эффективнее дорогостоящего государственного бюрократического аппарата 
• Государственная собственность допустима и целесообразна лишь там, где неэффективна или невозможна частная, а государственные капиталовложения имеют смысл там, где неэффективны или невозможны частные инвестиции 
• Применительно к России речь должна идти не об увеличении присутствия государства в экономике, а о повышении эффективности 
и качества государственного регулирования

Речь, следовательно, идет не о тотальном уходе государства из экономики, а об эффективном сочетании функций государства и рыночного механизма, их соотношении. Проблема не в том, вмешиваться или нет государству в экономику, а в формах, инструментах и целях государственного вмешательства и, соответственно, его последствиях.

 

Мировой опыт

В зрелой рыночной экономике невозможно представить, чтобы государство ушло из экономики. Сама экономика функционирует благодаря защите, охране и поддержке государства, существующего за счет налогов на доходы. Но вот может ли существовать бизнес без государства, это уже другой вопрос.

В развитых странах на него отвечают по-разному: в США и Германии, конечно, может. Во Франции и Японии, вероятно, нет. В последних сложилась традиция широкого и прямого участия государства в экономической деятельности. Но может быть поэтому (в том числе) дела во Франции, как правило, идут хуже, чем в Германии, а в Японии хуже, чем в большинстве стран Запада?

В последние 100-150 лет доля государственных расходов в ВВП во всех считающихся сегодня развитыми странах увеличивалась. И прежде всего за счет значительного роста социальных расходов в силу неспособности рыночной системы брать их полностью на себя, по требованиям широких масс, из-за нарастания социал-демократических тенденций и ценностей в обществе и т.

В ХХ в. государство стало брать на себя большую долю ответственности. И не только за расходы социальные, в том числе на образование, но и за формирование производственной инфраструктуры, законодательной базы предпринимательства, налоговой системы; дотационную поддержку производителя (фермерские и экспортные субсидии), обеспечение занятости, развитие научных исследований и государственных предприятий (ВПК, энергетики, национализированного сектора).

В 30-е годы ХХ в. и последующий период государственные расходы резко увеличились, чему способствовали экономические кризисы и войны. После второй мировой войны доля государственных расходов в ВВП росла, прежде всего за счет быстрого наращивания социальных расходов, повышения эффективности производства, частного предпринимательства. Это оборачивалось дополнительной государственной нагрузкой на бизнес, и всегда наступал момент, когда ее уже не компенсировала эффективность производства и бизнеса. Общество начинало задыхаться в объятиях налогообложения, бюрократии, конкурентов на мировых рынках и государства. Как следствие, менялись концепции и парадигмы реформ государственного регулирования (вспомним реформы М.Тэтчер, Р.Рейгана и Дэн Сяопина).

На фоне изменяющихся (по обстоятельствам) тенденций в области государственного вмешательства в рыночную экономику развитых капиталистических стран текущая практика централизованного планирования и управления экономикой во всех без исключения бывших социалистических странах демонстрировала свою неэффективность.

В США доля государственных расходов в ВВП существенно меньше, чем в странах Западной Европы, и в последние годы она не растет, а за вычетом социальных расходов даже снижается. Это позволяет ослаблять государственную нагрузку на экономику и бизнес, обеспечивая лидирующую роль США в мировой экономике, широкомасштабное развитие ультрасовременных высокотехнологичных производств и феномена новой экономики. В целом доля государственных расходов в ВВП ведущих стран мира за послевоенный период представлена в табл. 2.

Таблица 2

Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2015 гг., % 
 :

Страна

Год

В целом

Управ- 
ление

Оборона

Охрана порядка

Социаль- 
ные расходы

Прочие

всего

образо- 
вание

здраво- 
охранение

пенсии, пособия

США

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

24,9 
33,5 
35,0 
35,7 
36,5

0,8 
1,5 
1,6 
1,7 
1,0

13,1 
8,5 
6,9 
4,7 
2,6

0,5 
1,3 
1,5 
1,6 
1,4

7,0 
18,2 
19,0 
20,8 
24,6

3,2 
6,6 
6,9 
7,2 
7,7

0,5 
1,5 
1,6 
1,9 
2,3

3,2 
10,1 
10,5 
10,7 
14,6

3,5 
4,0 
6,0 
6,9 
6,9

Герма- 
ния

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

28,4 
42,4 
42,9 
42,9 
42,8

1,9 
3,2 
3,2 
3,5 
2,6

4,3 
4,4 
4,2 
4,0 
2,5

1,4 
2,4 
2,6 
2,7 
2,5

18,4 
25,6 
26,5 
27,1 
27,7

2,7 
4,8 
5,1 
5,4 
5,7

3,5 
6,8 
7,1 
7,2 
7,5

12,2 
14,0 
14,1 
14,5 
14,5

2,4 
6,8 
6,7 
5,6 
7,5

Франция

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

31,4 
45,3 
47,2 
47,5 
45,5

2,0 
2,8 
3,5 
3,3 
2,5

7,8 
5,0 
5,7 
4,7 
3,0

0,8 
1,7 
1,3 
1,4 
1,3

19,6 
32,6 
33,5 
34,3 
34,8

4,7 
8,3 
8,7 
8,7 
8,8

2,4 
4,4 
4,8 
5,1 
5,6

12,5 
19,9 
20,0 
20,5 
20,5

1,2 
3,3 
3,3 
3,8 
3,8

Велико- 
британия

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

32,1 
40,6 
42,9 
43,1 
43,4

1,5 
1,9 
1,9 
2,0 
1,7

4,6 
6,9 
6,7 
5,7 
3,5

1,5 
2,5 
2,4 
2,4 
2,3

17,9 
22,5 
25,6 
26,8 
29,8

5,1 
6,9 
6,9 
7,0 
7,2

5,1 
6,9 
6,9 
7,3 
8,1

7,7 
8,8 
11,9 
12,5 
14,5

6,4 
6,9 
6,3 
6,1 
6,1

Италия

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

22,5 
38,1 
47,9 
49,0 
45,5

1,5 
2,8 
3,7 
3,6 
2,8

3,0 
3,2 
3,7 
3,2 
2,0

1,5 
2,8 
3,2 
3,2 
2,8

14,5 
24,7 
31,8 
34,3 
33,1

3,5 
6,3 
7,4 
7,2 
6,7

3,0 
5,1 
6,5 
6,5 
6,5

8,0 
13,3 
18,0 
20,6 
19,8

2,0 
4,5 
5,5 
4,8 
4,8

Япония

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

13,2 
25,0 
26,9 
27,2 
29,7

1,6 
1,9 
2,1 
2,0 
1,4

1,1 
1,0 
1,0 
1,0 
0,9

1,6 
1,9 
2,1 
2,0 
2,0

6,8 
16,2 
18,4 
18,8 
21,8

3,2 
5,4 
5,6 
5,6 
5,7

0,5 
0,6 
0,7 
0,8 
1,2

3,2 
10,3 
12,0 
12,4 
14,9

2,1 
3,9 
3,4 
3,3 
3,7

СССР/ 
Россия

1950 
1980 
1990 
2000 
2015*

54,4 
47,7 
52,2 
42,4 
43,3

3,4 
2,2 
2,3 
2,8 
3,1

13,6 
19,8 
21,7 
9,2 
7,8

2,7 
1,7 
2,0 
2,3 
2,7

25,9 
17,2 
18,8 
20,3 
22,4

12,9 
8,6 
9,9 
10,6 
11,8

4,8 
3,3 
2,9 
3,2 
4,0

8,2 
5,3 
6,1 
6,5 
6,7

8,8 
6,8 
7,2 
7,8 
7,3


В СССР доля государственных расходов в ВВП была намного больше, чем в капиталистических странах, но в период рыночных реформ в России она упала до уровня западноевропейских стран, хотя и превышает уровень США и Японии. Доля социальных расходов, в частности на пенсии и пособия населению, в России меньше, чем в странах Западной Европы и США, но больше, чем в Японии.

Статистические данные говорят лишь о количественной стороне вопроса, а ведь есть и качественная. Не выделяются, например, государственные расходы на экономическое регулирование и содержание государственных предприятий. В странах со зрелой рыночной экономикой эффективность, качество государственных трансфертов тщательно просчитываются, прямое вмешательство государства в экономику ограничивается. Там бизнес всегда эффективнее дорогостоящего государственного бюрократического аппарата. Советский опыт демонстрировал гипертрофированные функции государства, тотальный контроль над экономикой.

На плечи государства ложится основная тяжесть содержания социальной сферы, оборонного комплекса и структур министерства внутренних дел. В рыночной экономике допустимо косвенное государственное регулирование – разработка законодательства и правовой базы бизнеса, бюджета, налогообложения, антиинфляционных, антикризисных и иных программ, поддержание отечественного предпринимательства и его конкурентоспособности, стимулирование экономического роста, финансовой стабильности, малого и среднего бизнеса. Государственная собственность допустима и целесообразна лишь там, где неэффективна или невозможна частная. Государственные капиталовложения имеют смысл лишь там, где неэффективны или невозможны частные инвестиции.

 

Российские реалии

Почти в каждом акционированном предприятии российской промышленности значительная, если не основная (контрольный пакет), часть акций принадлежит государству, точнее чиновникам. Сложилась система “сотрудничества” и даже слияния бюрократического аппарата с бизнесом.

Значительная часть российской экономики – теневая. По разным оценкам, на нее падает от 25 до 45% ВВП страны. Вся ли продукция, являющаяся результатом частнопредпринимательской, а не государственной деятельности, включается в ВВП? Ответа на этот вопрос нет.

По существу теневой и нереальной является и статистика, характеризующая долю государственных расходов в ВВП. Государству принадлежит 20-30% акционерного капитала крупных банков, значительная часть акций промышленных и торговых предприятий, как на федеральном, так и на местных уровнях.

В современной российской экономике сохранились многие фрагменты и болезни классической командно-административной модели. По-прежнему функционируют суперзаводы, супермонополии и суперведомства. Российские корпорации, за редким исключением, как таковыми не являются. В их деятельности отсутствует, как правило, профессионализм, в управлении нет системности, не урегулированы отношения между акционерами и управляющими, слабо развиты маркетинг, а также финансовый менеджмент и управление персоналом.

Информация о работе Финансы предприятий