Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:36, контрольная работа
Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.
При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.
Динамика государственных расходов.
• В странах со зрелой рыночной экономикой
бизнес всегда эффективнее дорогостоящего
государственного бюрократического аппарата
• Государственная собственность допустима
и целесообразна лишь там, где неэффективна
или невозможна частная, а государственные
капиталовложения имеют смысл там, где
неэффективны или невозможны частные
инвестиции
• Применительно к России речь должна
идти не об увеличении присутствия государства
в экономике, а о повышении эффективности
и качества государственного регулирования
Речь, следовательно, идет не о тотальном уходе государства из экономики, а об эффективном сочетании функций государства и рыночного механизма, их соотношении. Проблема не в том, вмешиваться или нет государству в экономику, а в формах, инструментах и целях государственного вмешательства и, соответственно, его последствиях.
Мировой опыт
В зрелой рыночной экономике невозможно представить, чтобы государство ушло из экономики. Сама экономика функционирует благодаря защите, охране и поддержке государства, существующего за счет налогов на доходы. Но вот может ли существовать бизнес без государства, это уже другой вопрос.
В развитых странах на него отвечают по-разному: в США и Германии, конечно, может. Во Франции и Японии, вероятно, нет. В последних сложилась традиция широкого и прямого участия государства в экономической деятельности. Но может быть поэтому (в том числе) дела во Франции, как правило, идут хуже, чем в Германии, а в Японии хуже, чем в большинстве стран Запада?
В последние 100-150 лет доля государственных расходов в ВВП во всех считающихся сегодня развитыми странах увеличивалась. И прежде всего за счет значительного роста социальных расходов в силу неспособности рыночной системы брать их полностью на себя, по требованиям широких масс, из-за нарастания социал-демократических тенденций и ценностей в обществе и т.
В ХХ в. государство стало брать на себя большую долю ответственности. И не только за расходы социальные, в том числе на образование, но и за формирование производственной инфраструктуры, законодательной базы предпринимательства, налоговой системы; дотационную поддержку производителя (фермерские и экспортные субсидии), обеспечение занятости, развитие научных исследований и государственных предприятий (ВПК, энергетики, национализированного сектора).
В 30-е годы ХХ в. и последующий период государственные расходы резко увеличились, чему способствовали экономические кризисы и войны. После второй мировой войны доля государственных расходов в ВВП росла, прежде всего за счет быстрого наращивания социальных расходов, повышения эффективности производства, частного предпринимательства. Это оборачивалось дополнительной государственной нагрузкой на бизнес, и всегда наступал момент, когда ее уже не компенсировала эффективность производства и бизнеса. Общество начинало задыхаться в объятиях налогообложения, бюрократии, конкурентов на мировых рынках и государства. Как следствие, менялись концепции и парадигмы реформ государственного регулирования (вспомним реформы М.Тэтчер, Р.Рейгана и Дэн Сяопина).
На фоне изменяющихся (по обстоятельствам) тенденций в области государственного вмешательства в рыночную экономику развитых капиталистических стран текущая практика централизованного планирования и управления экономикой во всех без исключения бывших социалистических странах демонстрировала свою неэффективность.
В США доля государственных расходов в ВВП существенно меньше, чем в странах Западной Европы, и в последние годы она не растет, а за вычетом социальных расходов даже снижается. Это позволяет ослаблять государственную нагрузку на экономику и бизнес, обеспечивая лидирующую роль США в мировой экономике, широкомасштабное развитие ультрасовременных высокотехнологичных производств и феномена новой экономики. В целом доля государственных расходов в ВВП ведущих стран мира за послевоенный период представлена в табл. 2.
Таблица 2
Доля государственных расходов
в ВВП за 1950-2015 гг., % | ||||||||||
Страна |
Год |
В целом |
Управ- |
Оборона |
Охрана порядка |
Социаль- |
Прочие | |||
всего |
образо- |
здраво- |
пенсии, пособия | |||||||
США |
1950 |
24,9 |
0,8 |
13,1 |
0,5 |
7,0 |
3,2 |
0,5 |
3,2 |
3,5 |
Герма- |
1950 |
28,4 |
1,9 |
4,3 |
1,4 |
18,4 |
2,7 |
3,5 |
12,2 |
2,4 |
Франция |
1950 |
31,4 |
2,0 |
7,8 |
0,8 |
19,6 |
4,7 |
2,4 |
12,5 |
1,2 |
Велико- |
1950 |
32,1 |
1,5 |
4,6 |
1,5 |
17,9 |
5,1 |
5,1 |
7,7 |
6,4 |
Италия |
1950 |
22,5 |
1,5 |
3,0 |
1,5 |
14,5 |
3,5 |
3,0 |
8,0 |
2,0 |
Япония |
1950 |
13,2 |
1,6 |
1,1 |
1,6 |
6,8 |
3,2 |
0,5 |
3,2 |
2,1 |
СССР/ |
1950 |
54,4 |
3,4 |
13,6 |
2,7 |
25,9 |
12,9 |
4,8 |
8,2 |
8,8 |
В СССР доля государственных расходов в ВВП была намного больше, чем в капиталистических странах, но в период рыночных реформ в России она упала до уровня западноевропейских стран, хотя и превышает уровень США и Японии. Доля социальных расходов, в частности на пенсии и пособия населению, в России меньше, чем в странах Западной Европы и США, но больше, чем в Японии.
Статистические данные говорят лишь о количественной стороне вопроса, а ведь есть и качественная. Не выделяются, например, государственные расходы на экономическое регулирование и содержание государственных предприятий. В странах со зрелой рыночной экономикой эффективность, качество государственных трансфертов тщательно просчитываются, прямое вмешательство государства в экономику ограничивается. Там бизнес всегда эффективнее дорогостоящего государственного бюрократического аппарата. Советский опыт демонстрировал гипертрофированные функции государства, тотальный контроль над экономикой.
На плечи государства ложится основная тяжесть содержания социальной сферы, оборонного комплекса и структур министерства внутренних дел. В рыночной экономике допустимо косвенное государственное регулирование – разработка законодательства и правовой базы бизнеса, бюджета, налогообложения, антиинфляционных, антикризисных и иных программ, поддержание отечественного предпринимательства и его конкурентоспособности, стимулирование экономического роста, финансовой стабильности, малого и среднего бизнеса. Государственная собственность допустима и целесообразна лишь там, где неэффективна или невозможна частная. Государственные капиталовложения имеют смысл лишь там, где неэффективны или невозможны частные инвестиции.
Российские реалии
Почти в каждом акционированном предприятии российской промышленности значительная, если не основная (контрольный пакет), часть акций принадлежит государству, точнее чиновникам. Сложилась система “сотрудничества” и даже слияния бюрократического аппарата с бизнесом.
Значительная часть российской экономики – теневая. По разным оценкам, на нее падает от 25 до 45% ВВП страны. Вся ли продукция, являющаяся результатом частнопредпринимательской, а не государственной деятельности, включается в ВВП? Ответа на этот вопрос нет.
По существу теневой и нереальной является и статистика, характеризующая долю государственных расходов в ВВП. Государству принадлежит 20-30% акционерного капитала крупных банков, значительная часть акций промышленных и торговых предприятий, как на федеральном, так и на местных уровнях.
В современной российской экономике сохранились многие фрагменты и болезни классической командно-административной модели. По-прежнему функционируют суперзаводы, супермонополии и суперведомства. Российские корпорации, за редким исключением, как таковыми не являются. В их деятельности отсутствует, как правило, профессионализм, в управлении нет системности, не урегулированы отношения между акционерами и управляющими, слабо развиты маркетинг, а также финансовый менеджмент и управление персоналом.