Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:36, контрольная работа
Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.
При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.
Следует признать, что неверно ориентированное и с низкой отдачей вмешательство государства в экономику в годы перестройки все же оставалось чрезмерным и избыточным. Об этом говорят и данные о доле валового накопления в ВВП, которая была, как правило, выше, чем в странах со зрелой рыночной экономикой. Так, норма валового накопления в 1992 г. при падении ВВП на 14,5% составляла 35%, в 1999 г. при росте ВВП на 0,4% – 22%, а в 2000 г. при росте ВВП на 8,3% – 18%. Как объяснял А.Илларионов, “в переходной экономике значительная часть инвестиций осуществляется либо государством, либо квазигосударственными структурами не в соответствии с критериями эффективности размещения ресурсов. Внутренние инвестиции размещаются в значительной степени безотносительно к критерию экономической эффективности”2.
Государственный сектор в экономике с точки зрения критериев эффективности не только малорентабелен, но и убыточен. У него высоки фондо- и материалоемкость производства, уровень издержек, нет конкурентной среды и ориентации на высшую прибыльность и конкурентоспособность. Управленческий аппарат обычно вдвое-втрое превышает численность аппарата частных предприятий той же отрасли. Государственные чиновники нередко при принятии решений руководствуются не интересами дела, а возможностями личных связей и получением дополнительных доходов и иных выгод. Поэтому они и не заинтересованы в инвестициях, модернизации и развитии предприятия в долгосрочной перспективе.
Государственный сектор производит так называемые общественные блага – субсидируемые транспортные перевозки, научные исследования, образование населения, его социальное обеспечение, охрану окружающей среды и общественного порядка, разработку законодательной системы, поддержку развития отечественной экономики, ее конкурентоспособности и т.д. Это нормальное и полезное дело, которое не может выполнять частнопредпринимательский сектор.
Всегда надо поддерживать оптимум в соотношениях между хозяйственными и социальными функциями государственного регулирования, не допуская чрезмерной социальной нагрузки на бизнес и его конкурентоспособность. Надо поддерживать оптимум и в соотношениях между прямым и косвенным государственным вмешательством, не допуская превалирования первого над вторым, не позволяя государственному бюрократическому аппарату паразитировать на частном секторе, бизнесе, что происходит сегодня в Китае, где государственный сектор в экономике живет, по существу, за счет частного.
Современные реформы в Китае на деле являются практическим воплощением принципов НЭПа, введенного в СССР в 20-х годах ХХ в. Эти реформы призваны совместить государственную экономику и централизованное планирование с частной предпринимательской экономикой и рынком. Все это вполне разумно и эффективно на этапе первичной индустриализации в рамках известной концепции “рыночного социализма”.
Но, как показал опыт ряда других социалистических стран, “рыночный социализм” постоянно существовать не может: неизбежен либо переход к реальному социализму, как в СССР, либо капитализму, как происходит в Венгрии, Польше или Югославии сегодня. Можно быть уверенным, что Китай в конце концов пойдет по второму пути.
Говорить, что Россия должна встать на китайский путь развития, по меньшей мере странно. Россия ушла намного дальше Китая по рыночному пути, перед ней стоят задачи укрепления рыночной инфраструктуры, исправления традиционной структурной уродливости экономики в пользу ТЭКа и ВПК, обеспечения нормального инвестиционного процесса и научно-технического прогресса. Новые взаимоотношения, сложившиеся в последнее время между Россией и Западом, будут способствовать успеху на этом пути. Нужно напомнить и тот факт, что государственные расходы на социальные нужды в Китае крайне малы – 80% населения не получает ни пенсий, ни пособий.
Чрезмерное и прямое государственное вмешательство в экономику породило в современном мире широкую волну протеста против вынужденного снижения рентабельности производства, роста налогообложения, увеличения задолженности иностранным кредиторам и обременительного содержания бюрократического чиновничьего аппарата. Во многих странах взят курс на приватизацию, сокращение масштабов прямого участия государства в экономике, повышение качества регулирования, отказ от концепции “государства благосостояния”.
Думается, эти проблемы особенно остры для постсоциалистических стран, где еще сохраняется огромная роль государства и далеко не всегда достигается оптимальное соотношение между прямым и косвенным государственным регулированием, между экономическим и социальным его направлениями. Но главная проблема для постсоциалистических стран вообще и для России в частности заключается не в увеличении доли государственных расходов в ВВП, не в усилении роли государственного регулирования, а в совершенствовании структуры, качества и эффективности этих расходов и регулирования. Сила государства не в количестве затрачиваемых средств, а в качестве управления.
1.Коэффициент автономии (финансовой независимости)
Данный коэффициент показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала, и насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования.
КА = Собственный капитал / Валюта баланса
Ka=54,8/100=0,548
Минимальное рекомендуемое значение 0,5 – 0,6
2.Коэффициент текущей задолженности характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей сумме капитала.
КТЗ = Краткосрочные обязательства / Валюта баланса=20/100=0,2
Рекомендуемое значение 0,1 – 0,2
3. Коэффициент рентабельности продаж, %
Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по всей продукции в целом и по отдельным ассортиментным видам.
ROS = Чистая прибыль от реализации / Выручка от реализации * 100 %=20/68,5*100%=29,2
4. Коэффициент рентабельности оборотных активов, %
Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.
RCA = Чистая прибыль * 100 % / Средняя величина текущих активов=20*100%/20=1
5.Коэффициент рентабельности собственного капитала, %
Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие активы.
ROE = Чистая прибыль* 100 % / Собственный капитал=20*100%/54,8=0,36
6. Коэффициент оборачиваемости основных средств (Фондоотдача)
Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств.
КОС = Выручка от реализации / Средняя стоимость основных средств=68,5/48,5=1,41
7.Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации, ресурсоотдача)
Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения.
КОА = Выручка от реализации / Средняя стоимость активов=68,5/20=3,425