Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:51, реферат
Оценка финансового состояния предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения. Цель любой коммерческой организации – получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. В более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Финансы предприятия……………………………………………………….....4
2. Долгосрочное финансовое планирование…………………………………….9
3. Составление финансового плана……………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список использованных источников…………………………………………...15
Введение…………………………………………………………
1. Финансы предприятия……………………………
2. Долгосрочное финансовое
3. Составление финансового плана…
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Оценка финансового состояния предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения. Цель любой коммерческой организации – получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. В более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели. В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов. Финансовое состояние предприятия – очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним каким-то критерием. Поэтому для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность и др. Финансы предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства. Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно:
- облекает выработанные
- устанавливает стандарты для
организации финансовой информа
- определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
- в части оперативного
Финансовые ресурсы – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной капитал. Уставной капитал - это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного капитала:
1) для предприятий с
2) для предприятий других организ
1) текущие затраты на
2) инвестирование средств в
3) инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;
4) платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;
5) образование различных
6) благотворительные цели, спонсорство.
Затраты предприятий
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, то есть составляет производственную себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Материальные затраты – наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы. В стоимость сырья и материалов включаются комиссионные вознаграждения, оплаты брокерских и иных посреднических услуг. Затраты на оплату труда – это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. В себестоимость продукции не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь и подарки работникам, ссуды на улучшение жилищных условий, оплата отдыха. Отчисления на социальные нужды – это отчисления во внебюджетные социальные фонды. Предприятия отчисляют в пенсионный фонд 28% от начисляемой суммы оплаты труда, в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%, в фонд социального страхования – 5,4%, в фонд занятости – 1,55. Следующий элемент затрат – износ основных производственных фондов, равный сумме амортизационных отчислений, Сюда же относятся ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация. Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) – это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, затраты на командировки, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов, износ по нематериальным активам. К затратам на производство относятся все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии – на капитальный, средний и текущий ремонт, уход, содержание и эксплуатацию машин и оборудования.
В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направления использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Важным моментом финансового планирования является его стратегия, то есть определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на пять лет, год, квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе пятилетние), текущие оперативные планы. Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план – это главная форма реализации целей и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия. Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств; фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства; фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря – подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудный счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря является и реализацией распределительной и контрольной функцией финансов предприятия. При сравнении квартальных платежных календарей выявляются тенденции и проблемы в деятельности предприятия. Результаты анализа используются для разработки очередного текущего финансового плана. Бюджетным видом финансового планирования на наших предприятиях стало бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов. Помесячное планирование бюджета дает более точные показатели размеров и структуру затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета. В рамках утверждения бюджета подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании и экономии по бюджету ФОТ. Минимизация количества контрольных параметров бюджета позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб. Осуществляется режим строгой экономии финансовых ресурсов, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчетности о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативный бюджет. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского отчета и финансового контроля. Финансовые отчета организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации. Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, регрессионный анализ. Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж. Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов:
1) оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей;
2) опросы потребителей. Они проводятся для определения их покупок в прогнозируемый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры;
3) анализ временных рядов. Необходим для учета временных колебаний величины продаж товара;
4) экономические модели. С их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими переменными, а также с отраслевыми данными.
Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках, исходя из запланированной величины продаж. Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж. Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале напрямую, исследует эту взаимосвязь в диалектике. В системе координат отмечаются соотношения между объемом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования фирмы. Точки объединяются в единую линию:
- она может быть прямой (линейная регрессия) – А;
- или кривой (нелинейная регрессия) – В.
Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достоверные результаты. Потребности в финансировании (тыс.руб.)
800
400
200
200 600 1000 1400 1800 2200
А – линейная регрессия;
В – нелинейная регрессия
Рис.1 Потребности в финансировании
Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости – за счет заемных средств.
К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п.
Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их – в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. В условиях инфляции финансовый план хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции.
Структура финансового плана
Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.
В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизационных отчислений.