Финансы в системе производственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять истинную сущность финансов и их роль в воспроизводственном процессе, необходимо рассматривать эту экономическую категорию как категорию историческую, вне идеологических воззрений, а также четко определить место и специфику финансов в системе стоимостных экономических категорий, обслуживающих воспроизводственный процесс в рамках единой экономической системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 4
1 Необходимость финансов в условиях товарного хозяйства ………………5
1.1 Возникновение финансов…………………………………………………..5
1.2 Значение финансов как неотъемлемого элемента общественного воспроизводства ……………………………………………………………… .7
2 Производственные отношения как основа функционирования общества
2.1 Сущность финансов и производственных отношений …………………..9
2.2 Специфика производственных отношений как основы формирования финансовых ресурсов………………………………………………………….11
3 Взаимосвязь финансов с производственными отношениями……...…….13
3.1 Место финансов в системе производственных отношений…………… 13
3.2 Анализ формулы стоимости С+V+М=ВВП……………………………..15
3.3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе и её влияние на развитие производственных отношений ……………………...18
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованных источников ………………………………………... 26
Приложение А. Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь
на 2006 — 2010 …………………………………………………………...........28
Приложение Б. Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг ………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

курсач 4 курс.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

 

C + V + M , где

 

С – фонд возмещения израсходованных средств производства. Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в процессе простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям.

V – фонд заработной платы. Является ценой рабочей силы, использованной в производственном процессе и также не относятся к финансовым отношениям.

M – обособившаяся  от производственного натурально-вещественного продукта стоимостная часть. В форме чистого дохода общества получает относительную самостоятельность, в результате чего образуются доходы, накопления, денежные фонды. Эта часть вновь созданного общественного продукта составляет суть финансовых отношений и начало действия функции финансов и их взаимодействие в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

       Если через C + V происходит и обеспечивается процесс воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через M, посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.

 

Заметим, что   в  стоимости созданного общественного продукта два его элемента (C + V) имеют денежную оценку, но не являются финансами, и лишь чистый доход общества, его обособленная часть М относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части совокупного общественного продукта характеризует специфику финансов и их место в производственных отношениях. Никакая экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, там денежные отношения не являются финансовыми, и лишь их отрыв от этого воединного движения и проявление их в новом качестве – чистый доход хозяйствующих субъектов, последующее создание на их основе фондов денежных средств превращает такие денежные отношения в финансовые.[7, стр.156]

Таким образом, финансовыми будут денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода.

Формирование чистого дохода, как части совокупного продукта, отражающие финансовые отношения – является объективным т.к. без него немыслимо расширенное воспроизводство. По этой причине и финансовые отношения носят отчасти материальный характер и относятся к базисным отношениям. Другое дело, что распределение и перераспределение ЧД носит субъективный характер и зависит от понимания руководства государства экономических законов развития общества, что может замедлять или ускорять развитие экономики. На нынешнем этапе экономического развития можно допустить, что изъятие части чистого дохода хозяйствующих субъектов в форме налогов нарушает отношение между той частью, которая распределяется внутри предприятия и направляется на  расширенное производство и другой частью, направляемой в бюджет. Объективно и здесь можно найти оптимальное соотношение, но в силу ряда объективных причин это равновесие нарушается и не позволяет сбалансировать механизм финансовых отношений.

Несмотря на то, что  начальная стадия финансовых отношений  это стадия раздвоения стоимостной  и вещественной форм движения продукта (когда финансы получают относительную самостоятельность и создают денежные фонды и фонды  накопления, выступая в форме чистого дохода) финансы активно влияют на процесс воспроизводства. Но финансы, обслуживая процесс расширенного воспроизводства, сами активно воздействуют на процесс производства, кругооборот фондов. Если в фазе производства происходит простое возмещение израсходованных средств производства и рабочей силы, то их расширенное воспроизводство происходит за счет распределяемой части чистого дохода, направляемого на эти цели. В выручке от реализации, выступающей в денежной форме покрываются все затраты по простому и расширенному воспроизводствам. Тем самым в общественной форме и происходит активное воздействие финансов через чистый доход на все стороны воспроизводственного процесса и кругооборот фондов. В этом и состоит специфика и особенность финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе и её влияние на развитие производственных отношений

 

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перец обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. [5, с. 63]

         Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1. Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 
2. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. [4]

 

          Финансовая политика государства, как правило, направлена на построение финансового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью обеспечивать достижение тактических и стратегических целей, которые заявлены в долгосрочной программе развития страны в перспективе. Финансовая политика государства задействует все составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную, валютную и денежно-кредитную политику. Одним из условий полноценного развития страны (как на макро, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.[1]

Финансовая политика государства в настоящее время определяется Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год, Программой развития банковского сектора экономики Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, указами Президента Республики Беларусь, регламентирующими основные направления денежно-кредитной политики на соответствующие года.[10, с. 36]

Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

  • обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
  • создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
  • снижение налоговой нагрузки;
  • повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
  • поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
  • концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
  • оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

В 2006-2010 году работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики.

В Республике Беларусь последовательно реализуетcя избранная модель социально ориентированной рыночной экономики.

Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).[8]

Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции.

Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.

Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.

Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.

Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению.

В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле. [8]

Проанализировав предварительную оценку выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы можно сказать, что по большинству показателей прогнозные параметры достигнуты.[Приложение A]

В данный момент обсуждается  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 год. Основной целью Программы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Информация о работе Финансы в системе производственных отношений