Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:08, курсовая работа
Целью является выявление основных экономических характеристик финансов Российской Федерации, а также определение основных направлений совершенствования финансовых отношений.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
- характеристика экономической сущности финансов;
- определение понятия “финансовые ресурсы”;
- рассмотрение функций финансов;
- анализ роли финансов в экономике России;
- выявление основных направлений совершенствования финансовых отношений России;
* Введение 3
* Глава 1. Теоретические основы финансов 5
o 1.1. Финансы как целостная экономическая категория. 5
o 1.2. Финансовые ресурсы 9
o 1.3. Роль финансов в экономике 11
* Глава 2. Функции финансов 15
o 2.1. Распределительная функция 15
o 2.2. Контрольная функция 17
o 2.3. Другие функции 19
* Глава 3. Финансовая политика в современных условиях 20
* Заключение 30
* Список литературы 32
В результате перераспределения образуется вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно
участвуя в распределении и
Перераспределение
национального дохода в Российской
Федерации происходит в интересах
структурной перестройки
Таким
образом, перераспределение
Конечная
цель распределения и
.
2.2. Контрольная функция
Будучи
инструментом формирования и использования
денежных доходов и фондов, финансы
объективно отражают ход распределительного
процесса. Контрольная функция
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л. А. -- М., 2001.
.
2.3. Другие функции
Помимо
распределительной и
Некоторые
авторы не признают распределительной
функции финансов, считая, что она
не выражает их специфику, поскольку
процессы стоимостного распределения
обслуживаются разными
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. / М., ИВЭСЭП, 2003.
.
Глава 3. Финансовая политика в современных условиях
В России
финансовая политика является прерогативой
федеральных органов
К федеральным органам исполнительной власти, вырабатываю-щим и обеспечивающим проведение финансовой политики, отно-сятся:
Правительство
РФ обеспечивает проведение в России
единой
финансовой, кредитной и денежной политики;
Министерство
финансов РФ осуществляет выработку
единой
государственной финансовой, кредитной,
денежной полити-ки, а также выработку
финансовой политики в области госу-дарственной
службы и судебной системы;
Министерство экономического развития и торговли РФ выра-батывает государственную политику в сфере финансового оз-доровления организаций;
Министерство
иностранных дел РФ участвует
в разработке и
реализации государственной политики
в области расширения
финансовых связей Российской Федерации
с иностранными
государствами и международными организациями;
Федеральное
казначейство совместно с Центральным
банком
РФ принимают участие в разработке и реализации
согласо-ванной кредитно-денежной политики.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджет-ным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функ-ции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотвор-честве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ на-правляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются страте-гические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансо-вый год.
Стратегическими целями бюджетной политики являются: сниже-ние налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государствен-ных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы меж-бюджетных отношений и управления государственными финансами.
Цели
и задачи бюджетной политики на 2007
год и среднесрочную
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности -- удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем -- высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности -- необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.
Создание условий для будущего развития -- важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы» Официальная информация от 29.09.2006 «Основные результаты и направления бюджетной политики в 2007году и среднесрочной перспективе» www.minfin.ru.
Налоговая
политика представляет собой систему
мероприятий государства в
Впервые основные положения в области налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд -- книга «О бо-гатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля -- труд -- капитал. Отсюда и разные формы налого-обложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.