Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:08, курсовая работа
Целью является выявление основных экономических характеристик финансов Российской Федерации, а также определение основных направлений совершенствования финансовых отношений.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
- характеристика экономической сущности финансов;
- определение понятия “финансовые ресурсы”;
- рассмотрение функций финансов;
- анализ роли финансов в экономике России;
- выявление основных направлений совершенствования финансовых отношений России;
* Введение 3
* Глава 1. Теоретические основы финансов 5
o 1.1. Финансы как целостная экономическая категория. 5
o 1.2. Финансовые ресурсы 9
o 1.3. Роль финансов в экономике 11
* Глава 2. Функции финансов 15
o 2.1. Распределительная функция 15
o 2.2. Контрольная функция 17
o 2.3. Другие функции 19
* Глава 3. Финансовая политика в современных условиях 20
* Заключение 30
* Список литературы 32
В дальнейшем финансовая наука обосновала много весьма по-лезных выводов для налоговой политики. Например, превалирова-ние косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнища-нию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большин-ство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного миниму-ма. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне по-требления при разных уровнях дохода.
Однако не все принципы и выводы науки находят свое приме-нение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в це-лом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влия-ние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.
Современная налоговая политика в России связана с проведе-нием налоговой реформы, целью которой является достижение оп-тимального соотношения между стимулирующей и фискальной ро-лью налогов.
Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:
во-первых, совершенствование налогового законодательства;
во-вторых,
установление жесткого оперативного контроля
за
соблюдением налогового законодательства,
пресечение «тене-вых» экономических
операций, повышение ответственности
граждан и организаций за уклонение от
налогов;
в-третьих, совершенствование норм и правил, регламенти-рующих деятельность налоговых органов и налогоплательщи-ков, устранение противоречий налогового и гражданского за-конодательства.
В ходе
проведения налоговой реформы
- сокращение
числа налогов и сборов, отмену
неэффективных
и оказывающих негативное влияние на экономическую
дея-тельность хозяйствующих субъектов
налогов, а также ряда
мелких региональных и местных целевых
сборов;
- повышение
значения налогов, связанных с
использованием
природных ресурсов;
- переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имуще-ство и земельного налога);
- введение
системы экологических
все виды негативного воздействия на окружающую
среду;
- расширение круга операций, облагаемых государственной по-шлиной;
- унификация
ставок налогов и принципов
налогообложения в
отношении инструментов финансового рынка
и рынка цен-ных бумаг и профессиональных
участников рынка; и т.д.
Реализация указанных мер должна позволить привести налого-вую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.
«Налоговая политика в 2006-2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».
Вот некоторые из обозначенных задач:
Существенное
увеличение размера социального
налогового вычета по налогу на доходы
физических лиц на лечение в медицинских
учреждениях Российской Федерации.
Целесообразно разрешить
Необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям» Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года..
Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основ-ном государством, которое выделяет средства из бюджета на восста-новление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последст-вий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Страховая политика Российской Федерации направлена на раз-работку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:
- формирование
законодательной базы рынка
- развитие обязательного и добровольного видов страхования;
- создание
эффективного механизма
- стимулирование перевода сбережений населения в долгосроч-ные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
- поэтапная
интеграция национальной
Валютная политика -- совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной поли-тики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.
По длительности
решения задач различают
Текущая валютная политика направлена на оперативное регули-рование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной ин-тервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, ди-версификации валютных резервов и т.д.
Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с по-мощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также ва-лютных реформ.
Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.
Учетная политика в сфере международных валютных отноше-ний направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок при-влекает капиталы из стран, где существуют более низкие процент-ные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процент-ной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и пониже-нию курса валюты данной страны.
Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно про-дает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.
В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрес-сивного развития национальной экономики и международного эко-номического сотрудничества.
Действенным инструментом реализации валютной политики яв-ляется валютный контроль.
Валютный контроль -- деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осу-ществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
- определение
соответствия проводимых
действующему законодательству и наличия
необходимых для
них лицензий и разрешений;
- проверка
выполнения резидентами
- проверка
обоснованности платежей в
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва-лютным операциям, а также по операциям нерезидентов в ва-люте Российской Федерации.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для при-влечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государствен-ного управления и управления финансами хозяйствующих субъек-тов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убега-ли» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Кон-ституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, мигра-ционную, финансовой помощи отдельным социальным группам насе-ления и др.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.
Политика в сфере государственного долга направлена на укреп-ление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэко-номику.
Для российской политики в сфере государственного долга наи-более значимыми являются следующие обстоятельства:
- высокий удельный вес внешнего долга в форме задолженно-сти перед правительствами иностранных государств и между- народными финансовыми организациями;
- неравномерный
характер погашения внешнего
долга, наличие
пиков платежей;
- достаточно
высокая стоимость
- неконтролируемые
риски корпоративных и
- наличие неурегулированной части долга бывшего СССР;
- высокая
стоимость так называемых «
- значительные
косвенные расходы по займам
международных
финансовых организаций;
- использование
отдельными странами-
Российская Федерация имеет просроченную (неурегулирован-ную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Оманом, Таи-ландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегули-рованные взаимные финансовые требования в отношениях с Кита-ем и республиками бывшей СФРЮ.
США, Великобритания, Германия и Франция проявляют готов-ность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществ-ления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в каче-стве непременного условия предварительное выполнение должни-ком согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым рос-сийской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.
По «связанным» кредитам, привлекаемым от правительств ино-странных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вы-званные нерыночным механизмом ценообразования на поставляе-мые инвестиционные и другие товары.