Финансы в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью является выявление основных экономических характеристик финансов Российской Федерации, а также определение основных направлений совершенствования финансовых отношений.
Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:
- характеристика экономической сущности финансов;
- определение понятия “финансовые ресурсы”;
- рассмотрение функций финансов;
- анализ роли финансов в экономике России;
- выявление основных направлений совершенствования финансовых отношений России;

Содержание работы

* Введение 3
* Глава 1. Теоретические основы финансов 5
o 1.1. Финансы как целостная экономическая категория. 5
o 1.2. Финансовые ресурсы 9
o 1.3. Роль финансов в экономике 11
* Глава 2. Функции финансов 15
o 2.1. Распределительная функция 15
o 2.2. Контрольная функция 17
o 2.3. Другие функции 19
* Глава 3. Финансовая политика в современных условиях 20
* Заключение 30
* Список литературы 32

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем финансовая наука обосновала много  весьма по-лезных выводов для налоговой политики. Например, превалирова-ние косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнища-нию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большин-ство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного миниму-ма. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне по-требления при разных уровнях дохода.

Однако  не все принципы и выводы науки  находят свое приме-нение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в це-лом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влия-ние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.

Современная налоговая политика в России связана  с проведе-нием налоговой реформы, целью которой является достижение оп-тимального соотношения между стимулирующей и фискальной ро-лью налогов.

Налоговую реформу намечено проводить по следующим  трем направлениям:

во-первых, совершенствование налогового законодательства;

во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за 
соблюдением налогового законодательства, пресечение «тене-вых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

в-третьих, совершенствование норм и правил, регламенти-рующих деятельность налоговых органов и налогоплательщи-ков, устранение противоречий налогового и гражданского за-конодательства.

В ходе проведения налоговой реформы предусматривается  про-ведение конкретных мероприятий, направленных на:

- сокращение  числа налогов и сборов, отмену  неэффективных 
и оказывающих негативное влияние на экономическую дея-тельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда 
мелких региональных и местных целевых сборов;

- повышение  значения налогов, связанных с  использованием 
природных ресурсов;

- переход  к налогу на недвижимость (вместо  налога на имуще-ство и земельного налога);

- введение  системы экологических платежей, охватывающей 
все виды негативного воздействия на окружающую среду;

- расширение  круга операций, облагаемых государственной по-шлиной;

- унификация  ставок налогов и принципов  налогообложения в 
отношении инструментов финансового рынка и рынка цен-ных бумаг и профессиональных участников рынка; и т.д.

Реализация  указанных мер должна позволить  привести налого-вую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.

«Налоговая  политика в 2006-2007 годах и на среднесрочную  перспективу должна формироваться  исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений  в экономике, последовательного  снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».

Вот некоторые  из обозначенных задач:

Существенное  увеличение размера социального  налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских  учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать  в сумме социального вычета и  взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного  медицинского страхования.

Необходимо  разработать критерии оценки эффективности  работы сотрудников налоговых и  таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов  и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям» Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года..

Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную  роль. Осуществляется в основ-ном государством, которое выделяет средства из бюджета на восста-новление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последст-вий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страховая политика Российской Федерации направлена на раз-работку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:

- формирование  законодательной базы рынка страховых  услуг;

- развитие  обязательного и добровольного  видов страхования;

- создание  эффективного механизма государственного  регули-рования и надзора за страховой деятельностью;

- стимулирование  перевода сбережений населения  в долгосроч-ные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- поэтапная  интеграция национальной системы  страхования с международным  страховым рынком.

Валютная  политика -- совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной поли-тики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

По длительности решения задач различают текущую  валютную политику и долговременную валютную политику.

Текущая валютная политика направлена на оперативное регули-рование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной ин-тервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, ди-версификации валютных резервов и т.д.

Долговременная  валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению  валютного механизма с по-мощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также ва-лютных реформ.

Валютная  политика осуществляется главным образом  в двух формах: учетной политики и девизной политики.

Учетная политика в сфере международных  валютных отноше-ний направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок при-влекает капиталы из стран, где существуют более низкие процент-ные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процент-ной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и пониже-нию курса валюты данной страны.

Девизная  политика направлена на регулирование  валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении  курса национальной валюты центральный  банк страны обычно про-дает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и стабильности внутреннего валютного рынка  как факторов прогрес-сивного развития национальной экономики и международного эко-номического сотрудничества.

Действенным инструментом реализации валютной политики яв-ляется валютный контроль.

Валютный  контроль -- деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осу-ществлении валютных операций.

Основные  направления валютного контроля следующие:

- определение  соответствия проводимых валютных  операций 
действующему законодательству и наличия необходимых для 
них лицензий и разрешений;

- проверка  выполнения резидентами обязательств  в иностран-ной валюте перед государством,а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рын-ке России;

- проверка  обоснованности платежей в иностранной  валюте;

- проверка  полноты и объективности учета  и отчетности по ва-лютным операциям, а также по операциям нерезидентов в ва-люте Российской Федерации.

Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для при-влечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государствен-ного управления и управления финансами хозяйствующих субъек-тов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убега-ли» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная  политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения  прав граждан России, установленных  в Кон-ституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, мигра-ционную, финансовой помощи отдельным социальным группам насе-ления и др.

Таможенная  политика представляет собой симбиоз  налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и  услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные  процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и  между хозяйствующими субъектами, а  также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время  во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.

Политика  в сфере государственного долга  направлена на укреп-ление позиции Российской Федерации как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэко-номику.

Для российской политики в сфере государственного долга наи-более значимыми являются следующие обстоятельства:

- высокий  удельный вес внешнего долга  в форме задолженно-сти перед правительствами иностранных государств и между- народными финансовыми организациями;

- неравномерный  характер погашения внешнего  долга, наличие 
пиков платежей;

- достаточно  высокая стоимость обслуживания  государственного внешнего долга;

- неконтролируемые  риски корпоративных и региональных  за-имствований (Объем заимствований российских корпораций на зарубежных финансовых рынках весьма значительный и составляет около 27 млрд. долл. США. Суммар-ный объем долга субъектов РФ достигает 218 млрд. руб. (2 % к ВВП)) Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 53 с.;

- наличие  неурегулированной части долга  бывшего СССР;

- высокая  стоимость так называемых «связанных»  кредитов;

- значительные  косвенные расходы по займам  международных 
финансовых организаций;

- использование  отдельными странами-кредиторами  долга быв-шего СССР в качестве рычага воздействия на Российскую Федерацию.

Российская  Федерация имеет просроченную (неурегулирован-ную) задолженность бывшего СССР перед Кувейтом, Оманом, Таи-ландом, Турцией, Южной Кореей, Грецией, Мальтой и неурегули-рованные взаимные финансовые требования в отношениях с Кита-ем и республиками бывшей СФРЮ.

США, Великобритания, Германия и Франция проявляют  готов-ность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществ-ления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в каче-стве непременного условия предварительное выполнение должни-ком согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым рос-сийской стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.

По «связанным»  кредитам, привлекаемым от правительств ино-странных государств исключительно для закупки товаров и услуг, Российская Федерация несет значительные косвенные расходы, вы-званные нерыночным механизмом ценообразования на поставляе-мые инвестиционные и другие товары.

Информация о работе Финансы в системе рыночных отношений