Финансы в структуре рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение особенностей функционирования и развития финансов в системе рыночной экономики. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие и функции финансов в рыночной экономике
- выявить элементы финансового механизма
- раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений
2. Функции финансов в рыночной экономике
3. Финансовый механизм и его элементы
4. Проблема стабилизации финансов в РФ и возможные пути её решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

Наиболее действенным  финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение. Стимулирующее влияние  налогов реализуется через систему  изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство  препятствует развитию определенных процессов.

Наконец, манипулируя уровнем  экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или  дестимулирует экспортно-импортные  операции, поддерживает национального  производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий  на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех  рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.

Контрольная функция  финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции – будь то операция по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции. Контрольная функция финансов тесно связана с рассмотренными ранее распределительной и стимулирующей функциями. Она не сводится лишь к бесстрастному мониторингу, но по результатам контроля осуществляются соответствующие коррективы в ходе текущих финансовых процессов, а также происходит совершенствование финансового прогнозирования и планирования.[7]

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро -, так  и на макроуровне. Его предметом  на макроуровне является распределение  валового внутреннего продукта, национального  дохода по соответствующим фондам и  расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных  и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и  расточительством.

Финансовый контроль может  быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и  независимым (аудит).

На рубеже 1980 – 90-х годов  с началом формирования в РФ рыночных отношений контрольная функция  финансов существенно усложнилась. Появились новые формы собственности, осуществилась широкая приватизация, повсеместная коммерциализация. Возникли принципиально новые организационно-правовые формы предпринимательства. Произошли  глубокие институциональные преобразования в законодательстве и нормативно-правовых актах, формах и методах государственного регулирования и контроля, оформились такие сегменты рынка, как рынки  капиталов, труда, товаров и услуг, произошла либерализация цен, внешнеэкономической  деятельности, валютных отношений и  др. Финансовые операции должны быть одновременно экономически - целесообразными и  юридически - правомерными. Поэтому  органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

 

3. Финансовый механизм  и его элементы

 

Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, которые  реализуются через финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений  применяемых обществом в целях  обеспечения благоприятных условий  для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и  методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Государство в лице его  исполнительных и законодательных  органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления  использования государственных  финансовых ресурсов и т.д.

Для эффективного использования  финансов большое значение имеет  осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное  оформление применяемых способов организации  финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль над правильностью  применения различных видов, форм и  методов финансовых отношений. Таким  образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

– финансовое планирование и прогнозирование;

– финансовые показатели, нормативы  и лимиты;

– управление финансами;

– финансовые рычаги и стимулы;

– финансовый контроль.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного  хозяйства и на основе выделения  сфер и звеньев финансовых отношений  финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и  хозяйственных организаций, страховой  механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п.

Каждая сфера и отдельное  звено финансового механизма  являются составной частью единого  целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного  согласования составляющих финансового  механизма. Внутренняя увязка составных  звеньев финансового механизма  является важным условием его действенности.

Исходя из вышеизложенного  можно сделать вывод. Финансовый механизм – это совокупность форм и методов, инструментов и рычагов  формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения  разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается  в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической  литературе и на практике часто отождествляются.[8]

Фактически финансовое прогнозирование  должно предшествовать планированию и  осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности  управления движением финансовых ресурсов на макро - и микро - уровнях). Посредством  финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные  задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие  достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования  в прогнозируемом периоде.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, а итоговым результатом  – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса  государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие  их финансовые отношения, и возникающие  стоимостные пропорции. Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей  развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы –  это планы формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все  звенья финансовой системы, причем форма  финансового плана, состав его показателей  отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия  и организации, функционирующие  на коммерческих началах, составляют балансы  доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные  организации – финансовые планы; органы государственной власти –  бюджеты разных уровней.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с  учетом долгосрочной выгоды;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного  назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

– метод математического  моделирования;

– нормативный метод;

– балансовый метод;

– метод коэффициентов;

– метод экстраполяции  и др.

Существуют два  типа финансового механизма –  директивный и регулирующий. Первый тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий). Регулирующий тип финансового механизма определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.

Функционирование финансового  механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия  на развитие общества: финансовое обеспечение  и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями  финансовой политики государства. При  этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового  регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций – важнейшая задача финансовых работников всех рангов.[9]

Количественные  параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Россией. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они, по сути, являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом  методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные отчисления и т.п.).

Финансовое обеспечение  и финансовое регулирование, ровно, как и каждая сфера, а также  звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует  согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Информация о работе Финансы в структуре рыночной экономики