4. Проблема стабилизации
финансов в РФ и возможные
пути её решения
Народное хозяйство можно
сравнить с гигантским организмом,
который поддерживает свое существование,
растет, развивается, а иногда и чахнет.
Мозгом этого организма является
экономика.
Как известно, просчеты в
экономической политике, нерациональная
народнохозяйственная структура, не соответствующая
требованиям объективных законов
развития общества, стали питательной
средой для внеэкономических методов
перераспределения национального
дохода, развития «теневой» экономики.
В противоречии с потребностями
развития материального производства
и укрепления финансов находились и
кредитные отношения. Все это
открывало дополнительные каналы для
разбухания денежного оборота, развития
инфляции и обесценения денежной
единицы, обусловливая и углубляя кризис
финансовой системы.
Переход к рынку потребовал
решения огромного количества экономических
вопросов, значительное число которых
связано с финансами. Возникла настоятельная
необходимость осуществления радикальной
реформы финансового механизма.[10]
Современный финансовый механизм
призван, не только создать реальную
финансовую базу для обеспечения
экономической самостоятельности,
но и обеспечить экономическое регулирование
в условиях функционирования общегосударственного
рынка и многоукладной экономики.
Программа финансовой стабилизации
государства, исходя из мирового опыта,
предусматривает следующие направления
и тенденции развития финансов в
современном периоде:
- использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
- стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
- развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.[11]
Возможными путями
решения проблемы стабилизации финансов
в России являются:
- Принятие налоговых законов, составляющих основу части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Введение единой ставки подоходного налога; уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков. Необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытым административно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системы таможенных тарифов. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм расчетов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики.
- Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы. Подобную инвентаризацию следует проводить ежегодно, учитывая ее результаты при формировании федерального бюджета на последующие годы.
- Уточнение и сокращение обязательств государства. Надо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися возможностями. Детские пособия и другие социальные льготы необходимо трансформировать в адресную социальную помощь преимущественно в денежной форме с регулярной проверкой степени нуждаемости их получателей.[12]
- Концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов. За счет сокращения расходов целевых бюджетных фондов и ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на образование и судебную систему. Произойдет дальнейшее увеличение реальной заработной платы (денежного довольствия) государственных служащих и работников бюджетной сферы. Новым направлением расходов станут адресные жилищные субсидии.
- Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования новой системы финансовой поддержки регионов. Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе критериев, максимально объективно определяющих налоговый потенциал и бюджетные потребности регионов.
- Урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета. Необходимо прекратить накапливать и в кратчайшие сроки погасить кредиторскую задолженность федерального бюджета прошлых лет. Часть существующей задолженности может быть реструктурирована путем выпуска ценных бумаг.
- Завершение реструктуризации государственного долга, начало функционирования единой системы управления государственным долгом. Необходимо завершить переговоры с внешними кредиторами Российской Федерации, чтобы получить возможность для возобновления заимствований в целях рефинансирования основной части государственного долга в рамках обеспечения бездефицитности федерального бюджета. Правительство Российской Федерации должно завершить урегулирование своих финансовых взаимоотношений с Банком России с тем, чтобы создать максимально благоприятные условия для осуществления эффективной денежно-кредитной политики.
- Завершение формирования казначейской системы на федеральном уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной системы. Необходимо стимулировать создание казначейских систем на региональном и местном уровне, оказывать им всемерную техническую и методологическую поддержку.[13]
- Обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур. Необходимо обязательно публиковать бюджетную отчетность по всем несекретным разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы. Процедуры государственных закупок должны стать максимально открытыми. Нужно минимизировать практику закупок у «единственного производителя». Следует добиться существенного повышения эффективности соответствующих расходов.
- Переход к управлению государственными активами на новых принципах. Нужно провести инвентаризацию государственного имущества, его оценку, завершить разграничение прав собственности на государственное имущество по уровням власти (в особенности в части, касающейся земли и недвижимости). Это позволит перейти к составлению и ведению на постоянной основе имущественного баланса государства.[14]
Одним из направлений
финансовой стабилизации экономики
является регулирование государственного
долга.
Проводимая в 2000-2002 гг. политика
в области государственного долга
была направлена на:
- восстановление доверия участников внутреннего и мирового финансового рынка к проводимой государством бюджетной политике и политике государственных заимствований;
- полное выполнение обязательств по уплате платежей по государственному долгу;
- повышение эффективности управления государственным долгом.
В 2001-2002 гг. рынок государственного
внутреннего долга полностью
восстановил утраченные позиции
по доверию инвесторов и, соответственно,
спросу на государственные ценные бумаги
после кризиса 1998 года.
Мировая практика регулирования
бюджетного дефицита и, как следствие,
управление государственным долгом
определяет основные тенденции решения
данной проблемы. Во-первых, увеличение
доходной или снижение расходной
частей бюджета. Во-вторых, заимствование
средств на финансовых рынках.[15]
Заключение
Таким образом, суммируя все
изложенное в данной курсовой работе,
можно сделать вывод, что финансы
возникли в условиях регулярного
товарно-денежного обращения в
связи с развитием государства
и его потребностей в ресурсах.
Финансы — это экономический
инструмент, регулирующий производство
и распределение товаров через
рынок ресурсов и рынок продуктов.
Это неотъемлемый элемент общественного
воспроизводства на всех уровнях
хозяйствования; они одинаково необходимы
и низовому звену — предприятиям,
и межхозяйственным объединениям (ассоциациям,
концернам), и государственной системе
управления народным хозяйством.
Финансы являются одной из
важнейших экономических категорий,
отражающей экономические отношения
в процессе создания и использования
денежных средств. Одним из главных
признаков финансов является их денежная
форма выражения и отражение
финансовых отношений реальным движением
денежных средств.
Областью возникновения
и функционирования финансов является
вторая стадия воспроизводственного процесса,
на которой происходит распределение
стоимости общественного продукта
по целевому назначению и субъектам
хозяйствования, каждый из которых
должен получить свою долю в произведенном
продукте. Поэтому, важным признаком
финансов как экономической категории
является распределительный характер
финансовых отношений. Финансы —
неотъемлемая часть денежных отношений,
поэтому их роль и значение зависят
от того, какое место денежные отношения
занимают в экономических отношениях.
Несомненно, политика, проводимая
правительством в области финансов,
неоднозначна. Она содержит как положительные
стороны, так и отрицательные
моменты. Однако, несмотря на трудности,
всегда сопровождающие экономику, реформы
в бюджетной сфере окажут свое
позитивное влияние на общее экономическое
положение в стране и вкупе с другими государственными
регулирующими мероприятиями, наконец,
поставят на ноги отечественную экономику.
Главное назначение финансов
состоит в том, чтобы путем
создания денежных доходов и фондов
обеспечить не только потребности государства
и предприятий в денежных средствах,
но и контроль за расходованием финансовых
ресурсов.
Финансы отражают уровень
развития производительных сил в
отдельных странах и возможности
их воздействия на макроэкономические
процессы в хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны
определяет состояние финансов. В
условиях постоянного экономического
роста, увеличения ВВП и национального
дохода финансы характеризуются
своей устойчивостью и стабильностью;
они стимулируют дальнейшее развитие
производства и повышение качества
жизни граждан страны.
Финансы выражают денежные
отношения, возникающие между: предприятиями
в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации продукции и
услуг, предприятиями и вышестоящими
организациями при создании централизованных
денежных средств и их распределении;
государством и предприятиями при
уплате ими налогов в бюджетную
систему и финансировании расходов;
государством и гражданами при внесении
ими налогов и добровольных платежей.
Список использованных
источников
- Финансы: Учебник/под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007.-504с
- Новости кредитно-финансового сектора // Банковское кредитование, № 1, январь-февраль 2011.
- Финансы учебник для вузов под ред. Л.А. Дробозиной М.: Финансы, 2008, 110 стр.
- Специфика финансового механизма в России. Финансовая газета. - 2011. - №6. - С.21.
- ”Финансы”, Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.
- Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. - Москва 2007.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. - с.34.- 658.
- Финансы и кредит. - 2010. - №8. - С.23-25.- 623.
- Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации. О. П. Уманец. Финансы и кредит. - 2011.- № 19. - С. 59-70.- 456.
- Осипов В.Р. Расширение функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы. - 2007. - № 10. - С.22
- Бирман А. М.; Финансы в системе стоимостных категорий; журнал Вопросы экономики. 2009г. №10
- Фаран Т.М. Роль финансов в решении социальных проблем // Финансовая газета. - 2007. - №3. - С.28-29.
- Ковалева В.В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с.29
- Яндиев М.И. Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2008.
- Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2007,-№5
Приложение А
Приложение Б
Производственный метод |
Распределительный метод
(на стадии распределения) |
Метод конечного
использования
(на стадии
конечного
использования) |
Если выпуск товаров и
оказание услуг
выражены в основных ценах*:
ВВП = В – ПП + Н –
С = В – ПП + ЧНПИ,
где В – выпуск товаров
и услуг по экономике в
целом;
ПП – промежуточное
потребление по экономике
в целом, включая косвенно
измеряемые услуги
финансового посредничества;
Н – сумма всех налогов
на продукты и импорт;
С – сумма всех субсидий
на продукты и импорт;
ЧНПИ – чистые налоги
на продукты и импорт |
Метод не используется для
определения объема
ВВП, его основное значение
состоит
в анализе процесса распределения
валовой
добавленной стоимости между
ее
производителями, состава
и структуры доходов,
доли различных видов
первичных доходов в ВВП.
ВВП в этом случае определяется
как сумма
первичных доходов, распределенных
производственными единицами)резидентами
между непосредственными
участниками процесса
производства товаров
и услуг:
ВВП = ОТ + ЧН + ЧНИ + ВП + ВСД,
где ОТ – сумма выплаченной
производителями)
резидентами оплаты труда
наемных работников –
резидентов и нерезидентов;
ЧН – чистые налоги на
производство;
ЧНИ – чистые налоги на импорт;
ВП – валовая прибыль;
ВСД – валовые смешанные
доходы |
ВВП = КП + ВН +
+ (Э – И),
где КП –конечное
потребление
товаров и услуг;
ВН – валовое
накопление;
(Э – И) – сальдо
экспорта и
импорта товаров
и услуг |
Если оценка выпуска товаров
и услуг по
экономике в целом получена
в ценах
производителя**:
ВВП = В – ПП + НДС + ЧНИ,
где НДС – сумма НДС;
ЧНИ – чистые налоги на импорт |
|
|
* Основная цена – цена,
получаемая производителем за
единицу товара или услуги, не
включающая налогов на продукты,
но включающая субсидии на
продукты.
** Цена производителя
– цена, получаемая производителем
за единицу товара или услуги,
включающая налоги на продукты,
кроме НДС и налогов на импорт,
и не включающая субсидии на
продукты.
Размещено на Allbest.ru