Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики…………………………………………………………………………6
1.1. Понятие и типы фискальной политики………………………..……....6
1.2. Государственные расходы и совокупный спрос………………………20
1.3. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП…………………23
1.4. Сочетание денежной и фискальной политики…………………………24
ГЛАВА 2. Фискальная политика в современной российской экономике……..29
2.1 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России........................................................................................................................29
2.2 Проведение фискальной политики в России…………………….......…..31
Заключение………………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………...…...43
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.9
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
ГЛАВА 2. Фискальная политика в современной российской экономике.
2.1. Механизм реализации фискальной политики в переходной
экономике России.
Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, перевода оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведении крупных мер по социальной защите населения и т. д.
Переход к рыночной экономике изменил и структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главная задача в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.
Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран.
В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.
Стратегия усиления стимулирующей
функции налогообложения и
Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.
Такова общая концепция перестройки налоговой системы переходной экономики в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
Функции налогообложения в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.
В свою очередь экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике.
2.2. Проведение фискальной политики в России.
Основная часть
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестоко сталкиваются интересы различных общественных групп.
Наиболее важными
Рассмотрим основные тенденции российской бюджетной политики за последние годы.
Доходы федерального бюджета
Направление расходов |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|||||||
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % | |
Расходы, всего |
472,2 |
100 |
666,9 |
100 |
141,2 |
1029,2 |
100 |
154,3 |
1342,2 |
100 |
130,4 |
в том числе: процентные расходы (обслуживание государственного долга) |
148,7 |
31,5 |
162,9 |
24,4 |
109,5 |
257,8 |
25,1 |
158,3 |
231,7 |
17,1 |
89,8 |
непроцентные расходы |
323,5 |
68,5 |
504 |
75,6 |
115,8 |
771,4 |
74,9 |
153,1 |
1110,5 |
82,9 |
144 |
Погашение внешних долгов обеспечивается тем, что с 1999г. Бюджет сводится с профицитом и, кроме того, с 2001 г. Накапливается финансовый резерв. Если страна справится с обязательствами 2003 г., несмотря на предстоящие крупные платежи и при условии поддержания на рынках приемлемой цены на нефть, погашение внешнего долга перестанет занимать основную долю в расходах федерального бюджета. Впору подумать о политике заимствований на перспективу.
В 1999-2001гг. произошел опережающий рост (увеличение доли в расходах) расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Доля этих статей с 20,3% в 1998г. возросла до 29,5% в 2001 г. Данная тенденция продолжится: в 2003 г. по этим двум статьям предполагается рост расходов на 33,8% при общем увеличении расходов на 11,4%. Приоритет силовых структур в расходах, несмотря на острые проблемы в данной сфере, вызывает по меньшей мере сомнение, поскольку значимых реформ здесь не проводится.Таблица6
Структура расходов федерального бюджета в 2001-2003гг.
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
||||||
млрд. руб. |
млрд. руб. |
прирост к 2001 г., % |
млрд. руб. |
прирост к 2001 г., % | ||||
Расходы, всего |
1342,4 |
2106 |
56,8 |
2345,6 |
11,4 | |||
Процентные расходы |
231,7 |
258 |
23 |
277,5 |
-2,7 | |||
Государственное управление |
42 |
56,7 |
35 |
66,5 |
17,3 | |||
Национальная оборона |
246,7 |
273,5 |
10,9 |
345,7 |
26,4 | |||
Правоохранительная |
148,7 |
167,7 |
12,8 |
244,6 |
45,8 | |||
Фундаментальная наука и содействие НТП |
23,7 |
32,9 |
38,8 |
40,2 |
22,2 | |||
Промышленность, энергетика, строительство |
44,2 |
62,2 |
40,7 |
62,9 |
1,1 | |||
Сельское хозяйство и рыбаловство |
23,7 |
26,8 |
13 |
30 |
11,9 | |||
Образование |
54,5 |
80,9 |
48,4 |
97,6 |
21 | |||
Здравоохранение и физическая культура |
23,1 |
31,9 |
38,1 |
39,3 |
23,2 | |||
Социальная политика |
112,3 |
98 |
-12,8 |
150,7 |
53,8 | |||
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
248,3 |
597,7 |
140,7 |
711,4 |
19 | |||