Фонд социального страхования, его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 07:25, курсовая работа

Описание работы

Так как внебюджетные страховые фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает социальное страхование особо восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе. В данной курсовой работе будет произведено рассмотрение в 1 главе истории и развития становления фонда социального страхования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Фонд социального страхования аспекты развития………………….………...….5
1.1Развитие системы социального страхования в России……………..……...……5
2.Деятельность ФСС в РФ………………………………………………………..……8
2.1 Виды пособий, основные задачи и расходы ФСС в РФ …………...……....……8
2.2Источники формирования и направления использования средств ФСС …….17
2.3 Пути повышения эффективности системы социального страхования ………20
Заключение……………………………………………………………………….……23
Список использованной литературы……………………………………...………...25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Средства  Фонда образуются за счет:

1) страховых  взносов работодателей (администрации  предприятий, организаций, учреждений  и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности);

2) страховых  взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью  и обязанных уплачивать взносы  на социальное страхование в  соответствии с законодательством;

3) страховых  взносов граждан, осуществляющих  трудовую деятельность на иных  условиях и имеющих право на  обеспечение по государственному  социальному страхованию, установленному  для работников, при условии уплаты  ими страховых взносов в Фонд;

4) доходов  от инвестирования части временно  свободных средств Фонда в  ликвидные государственные ценные  бумаги и банковские вклады. Помещение  этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

5) добровольных  взносов граждан и юридических  лиц; поступления иных финансовых  средств, не запрещенных законодательством;

6) ассигнований  из регионального бюджета на  покрытие расходов, связанных с  предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим  вследствие чернобыльской катастрофы  или радиационных аварий на  других атомных объектах гражданского  или военного назначения и  их последствий, а также в  других установленных законом  случаях;

7) прочих  поступлений (возмещаемых страхователем  расходов, не принятых к зачету  в счет страховых взносов, и  не принятых расходов на выплату  пособий по временной нетрудоспособности  вследствие трудового увечья  или профессионального заболевания;  недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,  предусмотренных законодательством;  уплаченных в установленном порядке  сумм за путевки, приобретенные  страхователем за счет средств  Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям

От уплаты взносов в ФСС субъекта освобождены:

1) Министерство  обороны РФ, Министерство внутренних  дел РФ, Федеральная служба контрразведки  РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи  и информации, Служба военной  разведки, Главное управление охраны  РФ, Служба безопасности Президента  РФ, другие воинские образования,  Департамент налоговой полиции;

2) общественные  организации инвалидов, находящиеся  в собственности этих организаций,  а также предприятия и организации,  созданные для осуществления  их уставных целей.

Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:

1) бюджетными  учреждениями - один раз в месяц  в срок, установленный для выплаты  заработной платы за вторую  половину месяца;

2) всеми  предприятиями и внебюджетными  организациями - два раза в  месяц в сроки, установленные  для получения заработной платы,  как за первую, так и вторую  половину месяца;

3) лицами, нанимающими отдельных граждан  по договорам - ежемесячно 5-го  числа месяца, следующего за месяцем  выплаты заработной платы;

4) крестьянским  хозяйствам один раз в год  не позднее 1 апреля следующего  года.

Законодательство  РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.

 

2.3 Пути повышения эффективности системы социального страхования

В целях  повышения эффективности системы  социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов  определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это  в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение  доходов населения, эффективности  социальных услуг, предоставляемых  государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения  эффективности функционирования системы  обязательного социального страхования.

Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального  страхования необходимо решить ряд  задач:

- завершить формирование законодательной базы;

- оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов;

- повысить эффективность администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;

- создать условия для долговременного баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.

Ключевым  направлением совершенствованием системы  социального страхования является её переориентация с уравнительных  принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые  индивидуальные страховые права  и финансовые ресурсы застрахованного  лица в отдельных фондах социального  страхования. Международный и отечественный  опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального  страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать  автономности финансовых ресурсов и  исключить нецелевое их использование  на нестраховые цели.

Данные  меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации  и повышению уровня заработной платы.

Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:

1) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

2) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

3) максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50-60% предыдущего заработка.

Тем самым будут созданы предпосылки  для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты  Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный  закон об основах социального  страхования в России. Основной целью  такого закона должно быть определение  правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального  страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко  сформулированы основные виды социального  страхования и точно перечислены  участники системы социального  страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

 

Заключение.

Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей уровень  большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом  вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует  реальное разделение системы социального  страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования – социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов – эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной  уплате в полном объеме страховых  взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится  констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования  – дело непростое. Такая система  органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка  труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы  социального страхования не увязано  с названными выше факторами, которые  во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и  других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и  оздоровлению трудящихся), построить  эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

 

 

  1. Официальный сайт ФСС РФ – www. fss. ru
  2. Официальный сайт бюджетной системы Российской Федерации - www. budgetrf. ru
  3. Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2010
  4. Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под редакцией академика Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2005.
  5. Федеральный закон РФ от 22.12. 2005 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации ».
  6. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999 г.
  7. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.,
  8. Официальный сайт Министерства Финансов - www. minfin. ru
  9. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 1998 г.

10.Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования».Приложение к Федеральному закону «О бюджете Фонда социального

 


Информация о работе Фонд социального страхования, его формирование