Фонд социального страхования и его роль в реализации социальных функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Наше общество постоянно развивается, поэтому значительную роль играет необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определённых причин не участвуют в общественном труде и не могут за счёт оплаты по труду поддерживать своё существование. На содержание членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать её по различным причинам, направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
ГЛАВА 1.
1.1. Возникновение социального страхования в России...................................5
1.2.Общие положения о Фонде социального страхования.
Задачи Фонда.........................................................................................................7
1.3.Средства Фонда................................................................................................9
1.4.Организация работы органов Фонда социального
страхования Российской Федерации в субъектах
Российской Федерации.........................................................................................12
1.5.Органы, осуществляющие обеспечение
граждан страховыми пособиями на предприятиях............................................14
ГЛАВА 2.
2.1. Социальные функции государства...............................................................18
2.2. Анализ деятельности ФСС РФ на примере 2009 года................................19
2.3. Бюджет ФСС на 2010, 2011, 2012 и 2013 года.............................................23
Заключение.............................................................................................................27
Использованная литература..................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовик ФСС 2.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной  жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях свободы  и экономической самостоятельности  производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

 

2.2. Анализ  деятельности ФСС РФ  на примере  2009 года.

 

 

Приведем несколько примеров, поясняющих необходимость существования  данного фонда. Физическое лицо, выполняя свои обязанности по трудовому, а в некоторых случаях и по гражданско-правовому договору, может получить травму (увечье) или приобрести профессиональное заболевание. В результате наступает временная или стойкая утрата им профессиональной трудоспособности. А это, в свою очередь, может повлечь за собой потерю работником заработка, признание его инвалидом и другие негативные последствия.

На защиту имущественных  интересов работников, чье здоровье пострадало в результате выполнения ими трудовых функций, и направлено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (табл.1)

Табл.1. Пособия и страховые  выплаты по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в 2007 — 2009 годах.

Показатель

Ежемесячные страховые выплаты, млрд.руб.

Пособия по временной нетрудоспособности, млрд.руб.

Единовременные  страховые выплаты, млрд.руб.

2007 год

25,3

1,9

0,6

2008 год 

27,7

2,4

0,6

2009 год

31,8

2,5

0,6


 

Женщины, уходящие в декретный  отпуск остаются на определенный период без основного заработка. При  этом необходимы расходы, связанные  с рождением ребенка. В этом случае выплачивается пособие по беременности и родам (табл.2).

Табл.2. Пособия по обязательному социальному страхованию в 2007 -2009 годах.

Показатель

Пособия по беременности и родам, млрд.руб.

Единовременные  пособия при рождении ребенка, млрд.руб.

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, млрд.руб.

2007 год 

29,5

12,6

32,7

2008 год

44,4

14,5

45,6

2009 год

57,3

17,2

62,3


 

 

Табл. 3. Анализ доходов и расходов ФСС за 2003 — 2009 года

Показатели

Доходы, млрд.руб.

Расходы, млрд.руб.

2003 год

137,2

136,2

2004 год

159,3

140,6

2005 год

186,7

165,3

2006 год

218,9

208,2

2007 год

295,4

303,1

2008 год

360,5

379,4

2009 год

440

448,5


Из таблицы 3 видно, что в последние годы идет тенденция превышения расходов ФСС  над его доходами. Если в 2003 году наблюдался профицит бюджета на 1 млрд.руб., то уже в 2009 году разница «доход - расход» составил -8,5 млрд.руб. И эта разница с годами становится больше. В связи с этим Фонд с 2011 года больше не финансирует расходы предприятий на долечивание сотрудников и летний отдых их детей. Но  высвобожденные средства, а это почти 24 млрд руб., все равно не дают возможности сбалансировать бюджет Фонда, он остается дефицитным. Так, в I квартале 2010 г. расходы составили 112,9 млрд руб., а доходы - 99 млрд руб.

Основная причина дефицита - кризис и связанные с ним противоречивые тенденции: с одной стороны, сокращается фонд оплаты труда, с другой - растет средняя заработная плата. Уменьшается и количество совместителей.

Табл. 4. Анализ доходов ФСС РФ за 2009 год

Показатель

Общий объем доходов

Межбюджетные  трансферты, получаемые из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета ФФОМС 

По  плану, тыс.руб.

415008261

94291364

17000000

По  факту, тыс.руб.

440045731,7

131098999,5

17000000


Табл. 5. Анализ расходов ФСС РФ за 2009 год

Показатель

По  плану, тыс.руб.

По  факту, тыс.руб.

Общий объем расходов

414063876,3

448500817,1

На  общегосударственные вопросы

5220,2

4685,7

На  образование

20071694,5

19535263,4

На  социальную политику

393986961,6

428960868


 

Из  таблицы анализа расходов можно  сделать вывод о том, что фактический  объем  превысил планируемый на 34436940,8 тыс.руб. Прогнозируемый предельный объем дефицита бюджета Фонда утвержден в сумме 9 597 266,8 тыс. рублей. Фактически объем дефицита бюджета Фонда составляет 8 455 085,4 тыс. рублей.

 

Табл. 6. Структура расходов ФСС в 2009 году по социальной политике.

Показатель

Тыс. руб.

1. Социальное  обеспечение населения

427602866,7

в том числе  на:

 

Строительство объектов общегражданского назначения

514309,2

Федеральный закон  от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

11579397,4

 Пособия при рождении ребенка

17185056

Пособия по уходу  за ребенком до 1,5 лет

62312650,2

 Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному

социальному страхованию

149058348,2

Пособия по беременности и родам

57309631

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2498331

 Единовременные страховые  выплаты по вр.

нетрудоспособности

634147,6

 Ежемесячные страховые выплаты по вр.нетрудоспособности

31806969,4

Оплата путевок  на санаторно-курортное лечение  работников

4671861,9

2. Прикладные  научные исследования

 в области социальной политики

43325

3. Реализация  государственных функций

 в области социальной политики

1314676,3

Общий объем  расходов

42896868


 

Огромная часть  денежных средств ФСС направляет на осуществление социальной политики, обеспечение граждан РФ средствами существования в период временной  нетрудоспособности, возникающей при заболевании, травме, по беременности и родам, при необходимости ухода за ребенком и др. Самое большое количество средств направлено на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию 149058348,2 тыс.руб., что составляет 33,2% от всего объема выплат ФСС.

 

    1. Бюджет ФСС на 2010, 2011, 2012 и 2013 года.

Проведем  анализ бюджета ФСС на 2010 год на основании ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» №292-ФЗ. 

Табл.7. Бюджет на 2010 год.

Показатели

Сумма, тыс.руб.

Общий объем доходов

425488232,6

Общий объем расходов

453818770,7

 

 Общегосударственные вопросы

5742,2

Образование

45038,8

Социальная  политика:

453767989,7

- Социальная  помощь               

435793254,2

- Строительство  объектов общегражданского назначения

669600


 

Из  данной таблицы мы можем увидеть , что большая часть бюджета  Фонда ушла на социальную помощь различным  слоям населения 435793254,2 тыс.руб. (93,8% от общего бюджета), в том числе  на  обеспечение инвалидов

техническими средствами реабилитации 8 495 300,6 тыс.руб., по Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 137 148 626,1 тыс.руб., по Федеральному закону от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" 219 056 612,8 тыс.руб.

 Табл.8. Бюджет на 2011, 2012 и 2012 года.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Общий объем доходов

458819504,7

500984772,1

552573636,4

Общий объем расходов

456874617,7

496832419,1

545056169,4


 

Табл.9. Расходы  ФСС в 2011 — 2013 годах.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством

311055019,2

341724036,1

376927952,9

по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме

63306857,8

67857732,7

73154334

на исполнение государственных функций

82512740,7

87250650,3

94973882,5


Особенности установления отдельных расходных обязательств бюджета Фонда:

1) сумма, из которой  исчисляется размер единовременной  страховой выплаты по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, составляет  в 2011 году 68 586,0 рублей, в 2012 году - 72 701,2 рублей и в 2013 году - 76 699,8 рублей;

        1. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2011 году 52 740,0 рублей, в 2012 году - 55 900,0 рублей и в 2013 году - 58 970,0 рублей.

 

Табл.10. Структура расходов в 2011 году.

Показатель 

Тыс.руб.

Общегосударственные вопросы                         

19303575,8

Строительство объектов общегражданского назначения             

658000

 Образование

48 191,5

Пособия по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет

130435128,7

Пособия при рождении ребенка

20957732,4

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством     

136064610,5

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний           

3474900


 

Как видно по проведенным анализам ежегодно выплаты, производимые Фондом, растут. А с чем это связано? Один из вариантов ответа представлен Агентством политических новостей (АПН):

  • Во-первых, директивно, с опережением роста взносов, увеличивались суммы выплачиваемых пособий;
  • во-вторых, с каждым годом на фонд навешивали все больше и больше функций, которые во всем мире выполняют органы социального обеспечения, притом, что финансирование выполнения новых обязанностей должно происходить в том числе за счет средств ФСС.

Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в реализации социальных функций государства