Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:39, курсовая работа
Наше общество постоянно развивается, поэтому значительную роль играет необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определённых причин не участвуют в общественном труде и не могут за счёт оплаты по труду поддерживать своё существование. На содержание членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать её по различным причинам, направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей.
Введение.................................................................................................................3
ГЛАВА 1.
1.1. Возникновение социального страхования в России...................................5
1.2.Общие положения о Фонде социального страхования.
Задачи Фонда.........................................................................................................7
1.3.Средства Фонда................................................................................................9
1.4.Организация работы органов Фонда социального
страхования Российской Федерации в субъектах
Российской Федерации.........................................................................................12
1.5.Органы, осуществляющие обеспечение
граждан страховыми пособиями на предприятиях............................................14
ГЛАВА 2.
2.1. Социальные функции государства...............................................................18
2.2. Анализ деятельности ФСС РФ на примере 2009 года................................19
2.3. Бюджет ФСС на 2010, 2011, 2012 и 2013 года.............................................23
Заключение.............................................................................................................27
Использованная литература..................................................................................29
В бывших тоталитарных государствах,
где происходит становление правовых
основ общественной и государственной
жизни, социальное регулирование по
принципу уравниловки постепенно вытесняется.
Уравниловка как явление
Только в условиях свободы
и экономической
2.2. Анализ деятельности ФСС РФ на примере 2009 года.
Приведем несколько примеров, поясняющих необходимость существования данного фонда. Физическое лицо, выполняя свои обязанности по трудовому, а в некоторых случаях и по гражданско-правовому договору, может получить травму (увечье) или приобрести профессиональное заболевание. В результате наступает временная или стойкая утрата им профессиональной трудоспособности. А это, в свою очередь, может повлечь за собой потерю работником заработка, признание его инвалидом и другие негативные последствия.
На защиту имущественных интересов работников, чье здоровье пострадало в результате выполнения ими трудовых функций, и направлено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (табл.1)
Табл.1. Пособия и страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2007 — 2009 годах.
Показатель |
Ежемесячные страховые выплаты, млрд.руб. |
Пособия по временной нетрудоспособности, млрд.руб. |
Единовременные страховые выплаты, млрд.руб. |
2007 год |
25,3 |
1,9 |
0,6 |
2008 год |
27,7 |
2,4 |
0,6 |
2009 год |
31,8 |
2,5 |
0,6 |
Женщины, уходящие в декретный отпуск остаются на определенный период без основного заработка. При этом необходимы расходы, связанные с рождением ребенка. В этом случае выплачивается пособие по беременности и родам (табл.2).
Табл.2. Пособия по обязательному социальному страхованию в 2007 -2009 годах.
Показатель |
Пособия по беременности и родам, млрд.руб. |
Единовременные пособия при рождении ребенка, млрд.руб. |
Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, млрд.руб. |
2007 год |
29,5 |
12,6 |
32,7 |
2008 год |
44,4 |
14,5 |
45,6 |
2009 год |
57,3 |
17,2 |
62,3 |
Табл. 3. Анализ доходов и расходов ФСС за 2003 — 2009 года
Показатели |
Доходы, млрд.руб. |
Расходы, млрд.руб. |
2003 год |
137,2 |
136,2 |
2004 год |
159,3 |
140,6 |
2005 год |
186,7 |
165,3 |
2006 год |
218,9 |
208,2 |
2007 год |
295,4 |
303,1 |
2008 год |
360,5 |
379,4 |
2009 год |
440 |
448,5 |
Из таблицы 3 видно, что в последние годы идет тенденция превышения расходов ФСС над его доходами. Если в 2003 году наблюдался профицит бюджета на 1 млрд.руб., то уже в 2009 году разница «доход - расход» составил -8,5 млрд.руб. И эта разница с годами становится больше. В связи с этим Фонд с 2011 года больше не финансирует расходы предприятий на долечивание сотрудников и летний отдых их детей. Но высвобожденные средства, а это почти 24 млрд руб., все равно не дают возможности сбалансировать бюджет Фонда, он остается дефицитным. Так, в I квартале 2010 г. расходы составили 112,9 млрд руб., а доходы - 99 млрд руб.
Основная причина дефицита
- кризис и связанные с ним
Табл. 4. Анализ доходов ФСС РФ за 2009 год
Показатель |
Общий объем доходов |
Межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета |
Межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета ФФОМС |
По плану, тыс.руб. |
415008261 |
94291364 |
17000000 |
По факту, тыс.руб. |
440045731,7 |
131098999,5 |
17000000 |
Табл. 5. Анализ расходов ФСС РФ за 2009 год
Показатель |
По плану, тыс.руб. |
По факту, тыс.руб. |
Общий объем расходов |
414063876,3 |
448500817,1 |
На общегосударственные вопросы |
5220,2 |
4685,7 |
На образование |
20071694,5 |
19535263,4 |
На социальную политику |
393986961,6 |
428960868 |
Из таблицы анализа расходов можно сделать вывод о том, что фактический объем превысил планируемый на 34436940,8 тыс.руб. Прогнозируемый предельный объем дефицита бюджета Фонда утвержден в сумме 9 597 266,8 тыс. рублей. Фактически объем дефицита бюджета Фонда составляет 8 455 085,4 тыс. рублей.
Табл. 6. Структура расходов ФСС в 2009 году по социальной политике.
Показатель |
Тыс. руб. |
1. Социальное обеспечение населения |
427602866,7 |
в том числе на: |
|
Строительство объектов общегражданского назначения |
514309,2 |
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" |
11579397,4 |
Пособия при рождении ребенка |
17185056 |
Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет |
62312650,2 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию |
149058348,2 |
Пособия по беременности и родам |
57309631 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2498331 |
Единовременные страховые выплаты по вр. нетрудоспособности |
634147,6 |
Ежемесячные страховые выплаты по вр.нетрудоспособности |
31806969,4 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
4671861,9 |
2. Прикладные научные исследования в области социальной политики |
43325 |
3. Реализация государственных функций в области социальной политики |
1314676,3 |
Общий объем расходов |
42896868 |
Огромная часть денежных средств ФСС направляет на осуществление социальной политики, обеспечение граждан РФ средствами существования в период временной нетрудоспособности, возникающей при заболевании, травме, по беременности и родам, при необходимости ухода за ребенком и др. Самое большое количество средств направлено на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию 149058348,2 тыс.руб., что составляет 33,2% от всего объема выплат ФСС.
Проведем анализ бюджета ФСС на 2010 год на основании ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» №292-ФЗ.
Табл.7. Бюджет на 2010 год.
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
Общий объем доходов |
425488232,6 |
Общий объем расходов |
453818770,7 |
Общегосударственные вопросы |
5742,2 |
Образование |
45038,8 |
Социальная политика: |
453767989,7 |
- Социальная помощь |
435793254,2 |
- Строительство объектов общегражданского назначения |
669600 |
Из данной таблицы мы можем увидеть , что большая часть бюджета Фонда ушла на социальную помощь различным слоям населения 435793254,2 тыс.руб. (93,8% от общего бюджета), в том числе на обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации 8 495 300,6 тыс.руб., по Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 137 148 626,1 тыс.руб., по Федеральному закону от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" 219 056 612,8 тыс.руб.
Табл.8. Бюджет на 2011, 2012 и 2012 года.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Общий объем доходов |
458819504,7 |
500984772,1 |
552573636,4 |
Общий объем расходов |
456874617,7 |
496832419,1 |
545056169,4 |
Табл.9. Расходы ФСС в 2011 — 2013 годах.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
311055019,2 |
341724036,1 |
376927952,9 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме |
63306857,8 |
67857732,7 |
73154334 |
на исполнение государственных функций |
82512740,7 |
87250650,3 |
94973882,5 |
Особенности установления отдельных расходных обязательств бюджета Фонда:
1) сумма, из которой
исчисляется размер
Табл.10. Структура расходов в 2011 году.
Показатель |
Тыс.руб. |
Общегосударственные вопросы |
19303575,8 |
Строительство объектов общегражданского назначения |
658000 |
Образование |
48 191,5 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
130435128,7 |
Пособия при рождении ребенка |
20957732,4 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
136064610,5 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
3474900 |
Как видно по проведенным анализам ежегодно выплаты, производимые Фондом, растут. А с чем это связано? Один из вариантов ответа представлен Агентством политических новостей (АПН):