Фондовый рынок РФ: специфика функционирования и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью семестровой работы - исследование функционирования и тенденций развития фондового рынка России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Изучение теоретических основ функционирования фондового рынка;
Изучение эволюции развития российского рынка ценных бумаг;
Изучение участников рынка ценных бумаг;
Анализ динамики и тенденций развития фондового рынка в России
Разработка путей и методов совершенствования функционирования фондового рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Теоретические основы функционирования фондового рынка в России……..5
Понятие фондового рынка, его сущность и основные функции…………..5
Эволюция развития российского рынка ценных бумаг…………………...11
Участники рынка ценных бумаг……………………………………………15
Индексы фондового рынка………………………………………………….20
Анализ динамики и тенденции развития фондового рынка в России……….23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 650.00 Кб (Скачать файл)

Большинство российских предприятий реального сектора  экономики имеют организационно-правовую форму открытого акционерного общества, поэтому они располагают возможностями  выпускать как акции, так и  облигации. Однако среди российских компаний лишь небольшая часть привлекает инвестиции за счет эмиссии. Для повышения мотивации вложений в ценные бумаги, потенциальные инвесторы должны иметь более широкий спектр инструментов инвестирования, отлаженную инфраструктуру фондового рынка, налоговые льготы на инвестиции в ценные бумаги, гарантии сохранности своих инвестиций от политических рисков, максимально полную и исчерпывающую информацию об эмитентах, механизм налогообложения прибыли, стимулирующий деловую активность. Таким образом, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры фондового рынка обеспечивает новое качество экономического роста. С целью определения основных направлений развития российского фондового рынка необходимо выделить и проанализировать основные закономерности и особенности его развития

 

    1. Эволюция развития российского рынка ценных бумаг

 

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.

  1. Дореволюционный период

 В XVIII-XIX веках  и начале XX века в России активно  использовались деловые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

  1. Советский период

В годы НЭПа существовал  весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В.Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах  началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции  трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового  рынка.

  1. Постсоветский период

В 1992 году Верховный  Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период 1993-1994 гг. обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные  группы - крупные собственники (владельцы  капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность. Подробнее об этом этапе становления российского рынка ценных бумаг будет сказано в следующей главе.

  1. Современный этап

С 1997г. развитие рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

 

Основной проблемой  прошедших лет стал мировой финансовый кризис и его последствия мы смогли наблюдать только в 2009 г., поскольку инфраструктурные организации не были подвержены системным рискам, характерным для финансовых и инвестиционных институтов, и для проявления слабых мест учетных организаций нужно время. Последствия кризиса сказались на качестве услуг, так как конкурентная борьба велась не за счет расширения сервиса и развития технологий, а путем демпинга на рынке, что в свою очередь повысило риски в инфраструктурном бизнесе.

Рис. 1.2 – Падение фондового рынка РФ в 2009 г.

Условия развития мирового фондового рынка, а также  финансового рынка в целом  осложнились в 2008 году ухудшением его  конъюнктуры и обострением кризисных  явлений в мировой экономике. Сравним показатели 2006 года и 2008-2010 гг. На конец 2006 г. ВВП составил 5500000 млн.руб., а на IV кв. 2009 - около 10000000 млн.руб. Но инфляция, которая составляла примерно 10%, компенсировала и обнулила эту большую разницу. Уровень капитализации рынка акций в 2008 г. заметно ниже высоких уровней 2006 и 2007 гг. (2006г. - 39000 млн.руб., 2007г. - 47000 млн.руб., 2008г. - 19000 млн.руб.)., а предприятия на конец 2008г. - начало 2009г. терпели огромные убытки.

Рис. 1.3 – Основные макроэкономические показатели

В целом индекс РТС за время кризиса упал примерно на 500 ед.

Рис. 1.4 – Изменение значения индекса в 1995-2009 г.г.

А торги на ММВБ снизились с 1708,9 млрд.дол. в 2007г до 1304,2 млрд.дол. в 2009г., т.е. оборот ценных бумаг упал на 404,7 млрд.дол.США.

Таблица 1.1 - Объемы торгов ценными бумагами на Фондовой бирже ММВБ

Вид финансового  инструмента

2005

2006

2007

2008

2009

Акции, млрд. руб.

4025,0

14859,6

30927,1

33704,7

26253,9

Облигации, млрд. руб.

2375,9

5518,4

12551,0

14630,9

14393,9

Паи, млрд. руб.

1,5

5,0

20,2

23,1

16,2

Итого, млрд. руб.

6402,4

20383,1

43498,3

48358,7

40664,0

Итого, млрд. долл. США

225,6

754,9

1708,9

1985,6

1304,2


 

В ближайшее 10-летие  немногочисленные национальные фондовые рынки будут либо становиться  мировыми инвестиционными центрами, либо входить в зону влияния уже  существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного центра ценных бумаг в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского фондового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Несмотря на динамичный рост, национальный фондовый рынок России по-прежнему значительно  отстает по уровню своего развития от ведущих мировых финансовых центров, имеет ограниченную емкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний. В условиях усиления глобализации в финансовом секторе в целом российские компании прибегают к ресурсам мировой индустрии. Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский рынок должен ликвидировать свое отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры и доступного инструментария.

 

    1. Участники рынка ценных бумаг

 

Участниками фондового  рынка являются юридические и  физические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг [17, с. 46]. Они продают, покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним, при этом вступая между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг и имея общую задачу – получение прибыли.

Субъектов фондового  рынка по типу деятельности можно  подразделить на три категории:

  • эмитенты – государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
  • инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы – инвестиционные фонды, страховые компании);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности) [21, с.94].




 






 


 

Рисунок 1.5 – Участники рынка ценных бумаг

В зависимости  от отношения к рынку ценных бумаг  всех лиц, имеющих к нему отношение, можно условно разделить на три  группы. К первой группе относятся  «пользователи» фондового рынка  – эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы часто лежат вне рынка ценных бумаг. Эмитенты обращаются к нему, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы, инвесторы обращаются к нему для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и преумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия [21, с.98].

Вторую группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это – организации, а в ряде стран – и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок.

Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг для всех пользователей фондового рынка. Всю совокупность этих организаций  ещё именуют «инфраструктурой»  фондового рынка. К ним относятся  фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчётные организации, депозитарии и регистраторы и др. [26, с.11].

Основными эмитентами являются государство, государственные  органы, органы местной администрации, предприятия и другие юридические  лица, включая совместные предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки [22, с.30].

Состав эмитентов  Российской Федерации можно представить  следующим образом:

1) Государство  в лице центрального правительства,  республиканских и муниципальных  органов власти.

2)Учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

3) Акционерные  общества (корпорации).

Среди российских эмитентов  первенство принадлежит государству. Считается, что государственные  ценные бумаги имеют нулевой риск, так государство будет нести  свои обязательства всегда. При этом, государственные ценные бумаги, эмитируемые Правительством России, при низком риске обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке [26, с.17].

Местные органы власти вышли на фондовый рынок несколько  позже государства, и их статус среди  инвесторов ниже.

Негосударственные структуры  при выпуске ценных бумаг могут  пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы [26, с.17].

Эмитенты ценных бумаг могут сами разместить свои обязательства в виде ценных бумаг  или прибегнуть к услугам профессиональных посредников – банков, финансовых брокеров, инвестиционных компаний. Все  они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг [29, с.89].

С эмитентами тесно  взаимодействуют инвесторы –  граждане или юридические лица, приобретающие  ценные бумаги от своего имени и  за свой счет, с целью заставить  свои средства работать и приносить  доход [14, с.96]. Кроме того, инвесторы могут быть заинтересованы в получении определённых прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса) [27, с.35].

Информация о работе Фондовый рынок РФ: специфика функционирования и тенденции развития