Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 03:26, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является раскрыть тему теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль легкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
изучении форм и методов влияния государственных финансов на лёгкую промышленность;
раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность;
раскрытии механизма финансирования отрасли;
определении основных проблем отрасли и описании перспектив её развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....................................
Современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации.........................................................
Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации.....................................................
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ..............................
Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы...................................
Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность ...............................
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации.........................................................
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации......................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Легкая пром-ть.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

В январе-марте индекс производства кожи, изделий из кожи и производства обуви составил 112,8%, в том числе в марте 2011 г. к марту 2010 г. – 110,6 процента. [25] (рис.2)

Рис. 2. Динамика производства кожи, изделий из кожи и                производства обуви.                                        

Данный рост обусловлен ростом производства аксессуаров (чемоданов, сумок – 130,1% [24]), а также ростом производства обуви (116,5% [24]), в том числе с верхом из текстильных материалов (122,4% [24]).

Объемы импорта обуви  с верхом из кожи за январь – февраль 2011 г. составили 115,3% по физическому объему при росте цены на 6,5%, что сопоставимо с темпом роста объемов обуви отечественного производства.

Данный фактор говорит  о снижении агрессии на рынке со стороны импорта обуви. Более  того, учитывая, что теневое производство обуви составляет порядка 40% от общего объема производства, можно предположить о вытеснении импорта отечественным производством обуви.

По состоянию на 1 января 2011 года просроченная задолженность  по заработной плате  в текстильном  и швейном производстве составляет 12,4  млн. руб.;  в кожевенно-обувном производстве – 2,0 млн. рублей [25].

Среднесписочная численность  работников за 11 месяцев 2010 года по полному  кругу организаций в текстильном  и швейном производстве составила 326,1 тыс. чел. (98,4% к уровню соответствующего периода 2009 года), в кожевенно-обувном производстве  – 57,8 тыс. чел. (104,3%). [26]

Среднемесячная зарплата за июль 2011 года  в текстильном и швейном производстве составила 11 104 рубля [26].

Экспорт продукции легкой промышленности за январь-май 2011 года по отношению к соответствующему периоду 2010 года увеличился на 11,7% (с 434 млн. долл. до 485 млн. долл.). [26]

Импорт товаров легкой промышленности увеличился в 1,3 раза (с 5,4 млрд. долл. до 6,9 млрд. долл. [26]).

Доля импорта одежды и текстильных изделий составила около 45% от общего объема импорта (рост в 1,4 раза), обуви – 29% (рост - на 16,5%), шкур, кожи и изделий из кожи – около 7% (рост в 1,3 раза). Импорт хлопка в натуральном выражении снизился на 61,6% при росте цены за тонну в 1,9 раза.

Доля импорта продукции  легкой промышленности в январе-мае 2011 года в общем объеме импорта  России составила 6% (в январе-мае 2010 года – 7%).

Основная доля импорта  товаров легкой промышленности приходится на Китай – 48% от общего объема импорта (рост в 1,5 раза), Турция – 7% (рост – на 7%), Италия и Беларусь – по 6% (рост 7%), Узбекистан, Германия, Индия – 2-3 %.

Анализируя статистические данные, приведенные выше, можно  сказать, что легкая промышленность в России сейчас не постоянна, происходит то спад, по рост производства. Российские товаропроизводители практически полностью вытеснены из дешевого сегмента, что связано с большим объемом товаром теневого производства или незаконно ввезенных в страну товаров.

1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации

Создание нормативно-правовой базы по регулированию легкой промышленности, соответствующей складывающимся в  России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства в легкой промышленности.

Законодательной базой  для разработки легкой промышленности, являются

    • Конституция Российской Федерации;
    • Гражданский кодекс Российской Федерации;
    • Налоговый кодекс Российской Федерации;
    • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
    • другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения;
    • подзаконные нормативно-правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере легкой промышленности.

За последние годы Министерством промышленности и  торговли Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд приказов и постановлений, регулирующих воздействие государственных финансов на легкую промышленность в России:

  • Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 №853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации» – приказ содержит требование утвердить прилагаемые Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года и План мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. А также установить, что ответственным в Министерстве промышленности и торговли РФ за реализацию и мониторинг Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года является Департамент лесной и легкой промышленности (М.Ю. Клинов).
  • Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 № 552 (ред. от 03.10.2002) «Об утверждении Положения о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе предприятиям и организациям лесной промышленности для создания межсезонных запасов древесины, сырья и топлива и Положения о финансировании на возвратной и платной основе расходов предприятий и организаций легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно - технического назначения». Положение определяет порядок предоставления бюджетных средств предприятиям и организациям легкой и текстильной промышленности на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно - технического назначения.
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 993 (ред. от 28.12.2010) «О порядке предоставления субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях».

Существует ряд приказов и постановлений о регулировании легкой промышленности. Но их недостаточно для скорейшего выведения легкой промышленности на новый, более высокий уровень. Только разработанная Стратегия сможет прояснить эту нелегкую ситуацию, так как первый комплексный документ, предусматривающий меры краткосрочного характера в виде антикризисного пакета и меры по развитию отрасли на долгосрочную перспективу.

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

2.1. Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы

Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности.

 Государственное регулирование экономики представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения  и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Весь процесс регулирования  экономики характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы (рис.1).

Рис.1. Государственное  регулирование экономики.

Типы включают:

  • экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)
  • административное. [13. с.19]

Виды финансового регулирования  охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Государственное регулирование  в развитых странах не исключает  действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы  в экономике соблюдался баланс интересов  государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.

К административному  регулированию легкой промышленности относятся разнообразные меры, которые основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как:

  • контроль за доходами;
  • контроль за ценами;
  • контроль за учетным процентом;
  • квотирование (установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении);
  • лицензирование (процесс выдачи специального разрешения) и др.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К косвенным формам экономического воздействия относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

Отечественной системе государственного воздействия финансов на экономику предстоит пройти многие этапы становления. Подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

2.2. Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

Объектами государственного финансового воздействия (регулирования) является то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения эффективного функционирования национальной экономики, а именно отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции и социальная структура общества. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Государственное воздействие на экономику непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Регулирующая роль государства  особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. По сведениям Рослегпрома, сейчас в пределах 80% продуктов легкой промышленности, реализуемых в стране, импортируемые — лишь 20% остается на долю российских изготовителей. И до 43% ввозимых продуктов — контрабанда и контрафакт. Поставки нелегального продукта обходятся без уплаты налогов, например, НДС, в следствии чего бюджет державы каждый год не дополучает до 1 миллиардов рублей. [27]

1 июня 2009 года российским Министерством промышленной торговли была разработана стратегия развития легкой промышленности до 2020 года. В основу разработанной стратегии заложен переход на инновационную модель развития. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от теневого товарооборота, техническому переоборудованию и модернизации производства, импортозамещению и экспорту. К 2020 году доля отечественного товара на рынке должна достичь 50 процентов (сейчас, по данным Росстата, этот показатель составляет 20 процентов [26]) за счет создания равных условий конкуренции между отечественными производителями и легальными импортерами. Для достижения этого разработан план действий по защите внутреннего рынка от незаконного ввоза и незаконного производства продукции, в частности применение мер таможенно-тарифного регулирования и развитие системы сертификации.

В основу Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г.,  разработанной в соответствии с поручением Президента и Правительства Российской Федерации, заложен переход предприятий легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экпорта, обеспечения отрасли материально – сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.

Министерство уделяет большое  внимание таможенно – тарифной политике. Здесь должен соблюдаться принцип эскалации таможенного тарифа, который заключается в том, что импортные сырье и полуфабрикаты должны иметь более низкую таможенную пошлину, чем готовые изделия. Задачей также является установление достаточно высоких  экспортных таможенных пошлин на те виды российского  сырья в которых отрасль нуждается и которые могут и должны перерабатываться на нашей территории. Так, например, по инициативе Российского союза кожевенников и обувщиков принят ряд мер по повышению вывозных пошлин на сырые шкуры, ведется работа по поднятию вывозных пошлин на кожевенный полуфабрикат «ветблю».

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность Российской Федерации