Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 03:26, курсовая работа
Главной целью данной работы является раскрыть тему теоретических и практических аспектов влияния государственных финансов на отрасль легкой промышленности в Российской Федерации.
Основные задачи работы заключаются в:
изучении форм и методов влияния государственных финансов на лёгкую промышленность;
раскрытии нормативно-правовой базы, которая регулирует лёгкую промышленность;
раскрытии механизма финансирования отрасли;
определении основных проблем отрасли и описании перспектив её развития.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....................................
Современное состояние легкой промышленности в Российской Федерации.........................................................
Нормативно-правовая база, регулирующая воздействие государственных финансов на легкую промышленность в Российской Федерации.....................................................
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ..............................
Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы...................................
Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность ...............................
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................
Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации.........................................................
Перспективы развития легкой промышленности в Российской Федерации......................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................
В рамках государственной поддержки отрасли и стимулирования производства в России снижены импортные пошлины на такие виды сырья как хлопок, минимизированы таможенные пошлины на шерсть, обнулены таможенные пошлины на отдельные виды химических нитей, на ряд красителей, которые не производятся на территории Российской Федерации. С целью стимулирования технического переоснащения, обнулены пошлины почти на все виды импортного технологического оборудования, не производимого на территории России, НДС с такого оборудования при пересечении границы не взимается. Государство субсидирует в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ проценты по банковским кредитам, направленным на техническое переоснащение и на закупку сырья и материалов.
Следует отметить, что
действующие бюджетное и
Для решения этой проблемы государством приняты следующие меры:
ГЛАВА III. Проблемы и перспективы развития лЕгкой промышленности в РФ
3.1. Проблемы развития легкой промышленности в Российской Федерации
Правительство РФ тратит большое количество средств и сил на регулирование легкой промышленности, однако, все еще осталось большое количество проблем развития легкой промышленности, которые необходимо решать, чтобы добиться желаемого результата.
Основные проблемы отрасли:
Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности – сельское хозяйство. Льноводство находится в очень сложном положении. В настоящее время решается вопрос о возрождении отечественного льноводства взамен закупаемого хлопка.
Развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Хлопок поступает преимущественно из среднеазиатских государств (основная часть из Узбекистана, а также из Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана), небольшая часть – из Казахстана, Азербайджана, Египта, Сирии, Судана и др. В последние годы часто нарушаются поставки сырья из государств – бывших союзных республик, которые, стремясь заработать валюту, предлагают хлопок по демпинговым ценам за границу. Все это серьезно дестабилизирует работу хлопчатобумажной промышленности России.
Помимо натурального сырья, в легкой промышленности широко применяются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, предоставляемые химической промышленностью.
Текстильная отрасль является ведущей в легкой промышленности. От работы этой отрасли зависит развитие не только других отраслей легкой промышленности (швейной, трикотажной, обувной), но и ряда других отраслей народного хозяйства. Выполнение поставленных задач невозможно без повышения производительности труда и оборудования, а, следовательно, без внедрения новой высокоэффективной техники и технологии.
В первом полугодии 2011 года в текстильном производстве произошло снижение объемов производства по многим видам продукции. Причем наибольшее снижение к соответствующему периоду 2010 года отмечено в производстве хлопчатобумажных тканей (на 23,1% [25]), обусловленное негативными изменениями на мировом рынке хлопка в виде резкого (почти троекратного) роста цен на него.
В структуре выпуска тканей льняная промышленность занимает 3 место – 7,5% [28] тканей в России, изготовляя приблизительно в одинаковом соотношении ткани бытового значения, технические и тарные. Характерной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой.
На долю шерстяной промышленности приходится 4,1% [28] выпуска тканей в стране. Падение объемов производства шерстяных тканей за первое полугодие на 10% произошло из-за дефицита и низкого качества отечественной шерсти наряду с ростом цен мирового рынка на высококачественную шерсть.
3.2. Перспективы развития легкой промышленности в РФ
Правительство волнует сложившаяся ситуация с легкой промышленностью. Поэтому был разработан план мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Сама Стратегия развития была утверждена Приказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 г. №853.
Цели инвестиционных мероприятий по техническому перевооружению, их эффективность представлены в приложении 1.
Прогнозные показатели развития легкой промышленности Российской Федерации в 2009-2020 годах приведены в Приложении 2
Первый этап (2009 - 2012 годы) базируется на реализации тех конкурентных преимуществ, которыми обладает легкая промышленность, а также быстрореализуемых инновационных проектах, созданных на основе имеющегося научно-технического задела. На данном этапе планируется продолжение действия принятых нормативно-правовых актов и экономических мер, гибкое применение таможенно - тарифной политики. Одновременно будут создаваться институцио-нальные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод экономики отрасли в режим инновационного развития.
На втором этапе (2013-2015 годы) значительно возрастает роль инновационного фактора, отличительной особенностью которого является переход экономики на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствовании организации производства и управления. В этот период будет осуществлена масштабная реализация пилотных и ВИП-проектов, связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций, в том числе за счет развития частно-государственного партнерства. Будет создана мощная научно-исследовательская база, способная повысить эффективность научных исследований и обеспечить развитие технологических заделов в соответствии с перспективными потребностями отрасли и увеличением расходов на НИОКР.
Третий этап (2016 - 2020 годы) предполагает ускорение социально-экономического развития легкой промышленности, достижение целевых индикаторов и экономических показателей Стратегии, осуществление интенсивных качественных преобразований отрасли на базе инноваций и проведения сбалансированной экономической и законотворческой политики.
Объем российской продукции в розничном товарообороте составит в 2020 году 1430,8 млрд. руб., что по сравнению с 2008 годом больше в 3,6 раза (таблица 2).
Таблица 2
Объем российской продукции в розничном товарообороте
Показатели |
2008 отчет |
Прогноз | ||||||
1-ый этап |
2-ой этап |
3-ий этап | ||||||
2009 |
2010 |
2012 |
2013 |
2015 |
2016 |
2020 | ||
Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб., всего, в том числе: |
174,8 |
187,7 |
198,2 |
238,7 |
269,7 |
338,9 |
376,4 |
550,3 |
текстильное, швейное и меховое производство |
145,1 |
154,2 |
162,3 |
194,8 |
220,0 |
276,5 |
307,0 |
448,0 |
производство кожи, изделий из кожи и обуви |
29,7 |
33,5 |
36,0 |
43,9 |
49,7 |
62,4 |
69,4 |
102,3 |
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. |
2,02 |
2,34 |
2,97 |
5,76 |
5,82 |
7,18 |
7,62 |
9,80 |
Рентабельность проданных товаров (работ, услуг), %: |
||||||||
текстильное, швейное и меховое производство |
4,7 |
4,8 |
5,1 |
5,7 |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
8,3 |
производство кожи, изделий из кожи и обуви |
8,0 |
7,8 |
8,2 |
8,8 |
9,4 |
10,6 |
11,3 |
13,5 |
Объем продукции в розничном товарообороте, млрд.руб. |
402,0 |
394,1 |
455,9 |
560,9 |
674,3 |
847,3 |
941,0 |
1430,8 |
В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году к уровню 2008 года в 3,1 раза и увеличения экспорта в 4,0 раза, объем которого в 2020 году составит порядка 3,0 млрд. долларов США. [28]
Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспособность российских компаний, увеличить долю инновационной продукции, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50 процентов, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46 % объема производимой легкой промышленностью продукции. Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.
Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе исследовано нынешнее состояние легкой промышленности, детально рассмотрено российское законодательство относительно этого вопроса, показаны основные формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность.
Проделанный анализ выявил, что легкая промышленность в основном финансируется из федерального бюджета. Средства направляются на уплату процентов по кредитам, на уплату процентов по кредитам, взятым на осуществление технического перевооружения. Но при этом, все равно остаются проблемы теневого производства, изношенности оборудования и низких заработных плат у рабочих, низкая квалификация работников.
Можно предположить, что, например, реализация основных направлений стратегии повлечет за собой укрепление позиций отечественных производителей в средних ценовых сегментах на российском и зарубежных рынках, обеспечит переход на инновационный путь развития, снизит товарную и экономическую зависимость от импорта, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширит экспортные возможности легкой промышленности.
На фоне тяжелого положения в легкой промышленности, которое усугубилось кризисом в мировой экономике и в России, реализация Стратегии становится еще более привлекательной, в том числе с точки зрения объединения потенциала отрасли, ее возможности стать индустриально развитой, и способной вносить существенный вклад в ВВП страны, а также обеспечивать работой многие тысячи людей, рост благосостояния работающих, повышение стратегической и экономической безопасности страны.