Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для проведения этих мер государство прибегает главным образом к косвенному воздействию, то есть к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика (бюджетная политика) проводится путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
Методы государственного регулирования призваны координировать экономические процессы, увязывать частные и общественные интересы. Они осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Машиностроительная отрасль была и остается одной из ведущих отраслей промышленности России. За счет ее функционирования в течение последних четырех лет создается в среднем 15% ВВП. В настоящее время на машиностроительных предприятиях работает 34,5% трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом. Традиционно в рыночной экономике машиностроительный бизнес имеет социально ориентированный и инфраструктурный оттенок. Эта отрасль хотя и не приносит сверхдоходов, зато стабильна, а с учетом постоянного технического прогресса может регулировать конкурентные условия многих других отраслей вплоть до качества жизни – сферы деятельности государства.
В советский период машиностроение в основном было ориентировано на нужды оборонной промышленности, а также жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей — ТЭКа, электроэнергетики, железнодорожного транспорта. В период структурной перестройки российской экономики произошел перекос спроса на продукцию машиностроения в сторону ее импортозамещения. В настоящее время экономическое положение машиностроительного комплекса довольно тяжелое. Основные проблемы российского машиностроения кратко можно охарактеризовать следующим образом:
1. Сильная изношенность основных фондов. Степень износа в 2005 г. составила 51,2%, коэффициент обновления в 2004 г. – 1,0%. Средний возраст оборудования составляет в среднем 22 года. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%, а на многих предприятиях используются машины, чуть ли не полувековой давности. Фонды многих предприятий отрасли требуют обновления, что невозможно без привлечения инвестиций. Из этого вытекает следующая проблема.
2. Длительность (зачастую
неопределенность) периода окупаемости
инвестиционных ресурсов. Из-за низкой
инвестиционной
3. Глубочайшая специализация
производства. Каждое машиностроительное пред
4. Неуклонное старение
и ухудшение качественного
5. Недостаточный уровень инновационного развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение. Следует отметить, что по количеству внедрения новых технологий и инноваций машиностроение находится в авангарде отраслей российской промышленности, но существенно уступает зарубежным аналогам. Так, показатель наукоемкости, определяемый как отношение отраслевых затрат на НИОКР к объему производства, в машиностроении и металлообработке за 2000-2004 гг. колеблется в пределах 1,5-2,3%; доля инновационной продукции в общем объеме составляет 6,9-10,0%; соотношение затрат на инновации и инвестиций в основной капитал имеет наивысшее значение по промышленности в целом и колеблется в пределах 34,3-49,4%. Тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) превышает 3,5%, в США в 90-е годы наибольшее значение данного показателя имели авиаракетная промышленность (12,9%), научное приборостроение (12,4%), электротехническая и электронная промышленность (6%).
Все вышеуказанные проблемы привели к тому, что рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и даже ниже среднего показателя по промышленности в целом. Например, в 2006 г. по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» рентабельность продукции составила 8,8%, по «Производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - 9,9%, по «Производству транспортных средств и оборудования» - 6,3%. Для сравнения: рентабельность продукции в2006 г. по виду экономической деятельности «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» - 31,9%, по «Добыче полезных ископаемых» - 30,9%.
Инвестирование средств
в российское машиностроение становится
менее привлекательным, особенно по
сравнению с производством
С учетом того, что машиностроение играет ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.
Одной из основных задач государственной поддержки в прогнозируемый период должно стать преодоление импортозависимости машиностроительной продукции, которая приводит к экономическому отставанию всех секторов экономики.
В настоящее время развитие машиностроительного комплекса происходит на фоне следующих положительных тенденций:
- консолидации активов производителей машиностроительной продукции и создании крупных интегрированных структур в отраслях машиностроения;
- увеличения объемов государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики (авиастроение, судостроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение и др.), а также развития производственной инфраструктуры.
Так, отечественные производители
железнодорожного оборудования в значительной
степени находятся под
При этом негативными тенденциями развития машиностроительного комплекса являются:
- агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок;
- неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, сказывающаяся на снижении рентабельности выпускаемой продукции;
- высокий уровень использования импортных комплектующих в производстве продукции отдельных отраслей машиностроения.
Представляется возможным выдел
- «компенсация предыдущего технологического отставания», когда российский рынок потребления машиностроительной продукции может опережать некоторое время мировые темпы ввиду текущего отставания;
- «торможение с формированием нового отставания», связанное с недостаточным внедрением новых технологий из-за различных препятствий.
С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.
Соответственно, задачей
государства является содействие развитию
отечественному машиностроению исходя
из необходимости обеспечения
Исходя из такого подхода усилия государства должны быть в первую очередь сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники, гражданского авиастроения и атомной энергетике, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.
Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора машиностроения (на период до 2025 года) можно выделить следующие:
- сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления;
- увеличить долю собственного производства по двойным технологиям для минимизации рисков и повышения обороноспособности;
- создать новые и развивать действующие совместные предприятия в Российской Федерации,
- создать новые рынки и новое оборудование и производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта;
- занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера по ряду прорывных технологий,
- развитие кадрового потенциала машиностроительного комплекса.
Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2015 году следующих целей:
- увеличение внутреннего рынка машиностроения до 125-130 млрд. рублей (100 тыс. ед.) в год;
- увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд. руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента – до 30 млрд. руб. в 2015 году (в ценах 2007 года);
- достижение положительного внешнеэкономического баланса по машиностроительной отрасли;
- решение вопросов кадрового обеспечения предприятий, которые характерны для всей промышленности;
- увеличение абсолютных объемов инвестиций в станкоинструментальную промышленность (до 10 млрд. руб. в 2015 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств. Предполагается также использование финансовых инструментов: лизинга, льготного кредитования.
Экспорт машиностроительной продукции по отношению к нынешнему уровню должен увеличиться в два раза к 2015 году и в пять раз к 2020 году. - с 17,5 млрд. долларов США в 2006 году до 92 млрд. долларов США в 2020 году (около 18% всего экспорта).
Исходя из расчета
накапливающейся