Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Для проведения этих мер  государство прибегает главным  образом к косвенному воздействию, то есть к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика (бюджетная политика) проводится путем манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами.  Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Методы государственного регулирования призваны координировать экономические процессы, увязывать частные и общественные  интересы.  Они осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования  регламентирует деятельность предпринимателей.  Примером могут служить антимонопольные законы.  Налоговая  и  кредитная формы  регулирования  предусматривают  использование налогов и кредитов для воздействия на национальный  объем  производства. Изменяя налоговые ставки и льготы,  правительство воздействует на сужение или расширение производства.  При изменении условий кредитования  государство  влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

3.1. Проблемы машиностроительной отрасли

 

Машиностроительная отрасль  была и остается одной из ведущих отраслей промышленности России. За счет ее функционирования в течение последних  четырех лет создается в среднем 15% ВВП. В настоящее время на машиностроительных предприятиях  работает 34,5% трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом. Традиционно в рыночной экономике машиностроительный бизнес имеет социально ориентированный и инфраструктурный оттенок. Эта отрасль хотя и не приносит сверхдоходов, зато стабильна, а с учетом постоянного технического прогресса может регулировать конкурентные условия многих других отраслей вплоть до качества жизни – сферы деятельности государства.

В советский период машиностроение в основном было ориентировано на нужды оборонной промышленности, а также жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей — ТЭКа, электроэнергетики, железнодорожного транспорта. В период структурной перестройки российской экономики произошел перекос спроса на продукцию машиностроения в сторону ее импортозамещения. В настоящее время экономическое положение машиностроительного комплекса довольно тяжелое. Основные проблемы российского машиностроения кратко можно охарактеризовать следующим образом:

1. Сильная изношенность  основных фондов. Степень износа  в 2005 г. составила 51,2%, коэффициент  обновления в 2004 г. – 1,0%. Средний возраст оборудования составляет в среднем 22 года. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%, а на многих предприятиях используются машины, чуть ли не полувековой давности. Фонды многих предприятий отрасли требуют обновления, что невозможно без привлечения инвестиций. Из этого вытекает следующая проблема.

2. Длительность (зачастую  неопределенность) периода окупаемости  инвестиционных ресурсов. Из-за низкой  инвестиционной привлекательности  возрастает доля самофинансирования  машиностроительных предприятий (за счет прибыли и амортизации) и может достигать 90%. Что, в принципе, неплохо, но недостаточно для проведения серьезной модернизации оборудования и внедрения новых технологий.

3. Глубочайшая специализация  производства. Каждое машиностроительное предприятие до сих пор имеет свою, достаточно строго определенную номенклатуру выпускаемой продукции. В рыночных условиях глубокая специализация – серьезное препятствие для развития. Если отсутствует спрос на производимую продукцию, а ничего другого завод выпускать не может, мощности простаивают, оборудование стареет, персонал переходит на другие предприятия.

4. Неуклонное старение  и ухудшение качественного состава  инженерных и производственных  кадров, их низкая квалификация. Многочисленные попытки решения данной проблемы посредством привлечения иностранных топ-менеджеров в качестве руководителей в надежде на то, что те отладят производственный процесс и вообще решат все отраслевые внутренние проблемы, во многих случаях не увенчались успехом,  потому что следует не только обладать большим багажом знаний и опытом в данной области, но и учитывать особенности развития российской экономики. Надо воспитывать  своих  управляющих, формируя, таким образом,  собственную национальную управленческую элиту. И это — сфера интересов и забот государства.

5. Недостаточный уровень  инновационного развития. Роль и  значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение. Следует отметить, что по количеству внедрения новых технологий и инноваций машиностроение находится в авангарде отраслей российской промышленности, но существенно уступает зарубежным аналогам. Так, показатель наукоемкости, определяемый как отношение отраслевых затрат на НИОКР к объему производства, в машиностроении и металлообработке за 2000-2004 гг. колеблется в пределах 1,5-2,3%; доля инновационной продукции в общем объеме составляет 6,9-10,0%; соотношение затрат на инновации и инвестиций в основной капитал имеет наивысшее значение по промышленности в целом и колеблется в пределах 34,3-49,4%. Тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) превышает 3,5%, в США в 90-е годы наибольшее значение данного показателя имели авиаракетная промышленность (12,9%), научное приборостроение (12,4%), электротехническая и электронная промышленность (6%).

Все вышеуказанные проблемы привели к тому, что рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и даже ниже среднего показателя по промышленности в целом. Например, в 2006 г. по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» рентабельность продукции составила 8,8%, по «Производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - 9,9%, по «Производству транспортных средств и оборудования» - 6,3%. Для сравнения: рентабельность продукции в2006 г. по виду экономической деятельности «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» - 31,9%, по «Добыче полезных ископаемых» - 30,9%.

Инвестирование средств  в российское машиностроение становится менее привлекательным, особенно по сравнению с производством металлов и добычи топлива. В настоящее время усилиями государства и частного бизнеса отрасль поддается консолидации. Но пока это не устранило ее главных системных рисков – технической отсталости и изношенности производства. Резкий и масштабный позитивный разворот отрасли наступит только тогда, когда хотя бы несколько подотраслей машиностроения, нацеленные на массовый спрос, заработают в полную силу. Тогда они потянут за собой сотни и тысячи смежников, формируя конкурентоспособные на мировом рынке машиностроительные кластеры. На наш взгляд, основная сложность осуществления этого процесса заключается в том, что такие преобразования потребуют миллиарды долларов инвестиций с неопределенным сроком окупаемости.

3.2. Перспективы машиностроительной  отрасли

 

С учетом того, что машиностроение играет ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения.

Одной из основных задач  государственной поддержки в  прогнозируемый период должно стать  преодоление импортозависимости машиностроительной продукции, которая приводит к экономическому отставанию всех секторов экономики.

В настоящее время  развитие машиностроительного комплекса  происходит на фоне следующих положительных  тенденций:

- консолидации активов производителей машиностроительной продукции и создании крупных интегрированных структур в отраслях машиностроения;

- увеличения объемов государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики (авиастроение, судостроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение и др.), а также развития производственной инфраструктуры.

Так, отечественные производители  железнодорожного оборудования в значительной степени находятся под протекторатом  государства, позиции импорта и  присутствие иностранных компаний на внутреннем рынке регулируются. Стратегия развития транспортного  машиностроения в 2007-2010 годах и на период до 2015 года подразумевает выделение государственных средств на проведение НИОКР. Для обеспечения долгосрочного планирования развития производства предусмотрено внедрение практики долгосрочных договоров между потребителями и производителями на поставку подвижного состава и оборудования.

При этом негативными  тенденциями развития машиностроительного  комплекса являются:

- агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок;

- неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, сказывающаяся на снижении рентабельности выпускаемой продукции;

- высокий уровень использования импортных комплектующих в производстве продукции отдельных отраслей машиностроения.

Представляется возможным выделить два возможных варианта инновационного и технологического развития сектора:

- «компенсация предыдущего технологического отставания», когда российский рынок потребления машиностроительной продукции может опережать некоторое время мировые темпы ввиду текущего отставания;

- «торможение с формированием нового отставания», связанное с недостаточным внедрением новых технологий из-за различных препятствий.

С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике  страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является абсолютно нереальной целью.

Соответственно, задачей  государства является содействие развитию отечественному машиностроению исходя из необходимости обеспечения национальных приоритетов научно-технологического развития и той различной роли, которую играет государство в реализации приоритетов различного рода. При этом даже в рамках какого-либо конкретного приоритета полностью обеспечить его реализацию исключительно за счет отечественного машиностроения даже в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Следовательно, речь идет о выборе в рамках конкретного приоритета ограниченного перечня ключевых компетенций, необходимых для его реализации и о развитии соответствующих машиностроительных производств для приобретения этих ключевых компетенций.

Исходя из такого подхода  усилия государства должны быть в  первую очередь сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства  в области ракетно-космической техники, гражданского авиастроения и атомной энергетике, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.

Для России в качестве долгосрочных целей развития сектора  машиностроения (на период до 2025 года) можно выделить следующие:

- сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления;

- увеличить долю собственного производства по двойным технологиям для минимизации рисков и повышения обороноспособности;

- создать новые и развивать действующие совместные предприятия в Российской Федерации,

- создать новые рынки и новое оборудование и производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта;

- занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера по ряду прорывных технологий,

- развитие кадрового потенциала машиностроительного комплекса.

Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли  должно быть достижение к 2015 году следующих целей:

- увеличение внутреннего рынка машиностроения до 125-130 млрд. рублей (100 тыс. ед.) в год;

- увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд. руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента – до 30 млрд. руб. в 2015 году (в ценах 2007 года);

- достижение положительного внешнеэкономического баланса по машиностроительной отрасли;

- решение вопросов кадрового обеспечения предприятий, которые характерны для всей промышленности;

- увеличение абсолютных объемов инвестиций в станкоинструментальную промышленность (до 10 млрд. руб. в 2015 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств. Предполагается также использование финансовых инструментов: лизинга, льготного кредитования.

Экспорт машиностроительной продукции по отношению к нынешнему  уровню должен увеличиться в два раза к 2015 году и в пять раз к 2020 году. - с 17,5 млрд. долларов США в 2006 году до 92 млрд. долларов США в 2020 году (около 18% всего экспорта).

Исходя из расчета  накапливающейся неудовлетворенной  внутренней потребности и реальных возможностей стимулирования рынка, цель – достигнуть к 2015 года годового объема внутреннего потребления в 125-130 млрд. рублей (это порядка 100 тыс. ед. механообрабатывающего оборудования) с учетом собственного производства и импорта.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения