Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса:
1. Технологии, снижающие эксплуатационные расходы:
- новые технологии обработки материалов с повышенными характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости т.д.);
- технологии, повышающие энерго-, электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;
- технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтоудобство, позволяющие снизить затраты на обслуживание;
- модульность, возможность производства широким спектром партий, разной продукции, разных операций (универсальность).
2. ИКТ-технологии для машиностроения:
- соединение информационных технологий и традиционного машиностроения с получением "интеллектуального машиностроения", станков, приборов, оборудования, оснащенных средствами контроля и управления;
- сетевые технологии, интернетизация машиностроительных продуктов, комплексов, встраивание в глобальные сети.
Для отрасли "Производство машин и оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:
- реализация имеющихся научно-технических заделов в таких сферах, как энергомашиностроение, реакторостроение (переход к производству реакторов четвертого поколения) и др.;
- снижение металло- и энергоемкости продукции.
Для отрасли "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:
- конвергенция с западными производителями, сопровождающаяся постепенным расширением использованием российских деталей, компонентов и комплектующих;
- переход к производству радиоэлектронной продукции нового поколения, ориентированной на спрос со стороны российских Вооруженных сил, включая поддержку собственных разработок в сфере силовой и сильноточной электронике (магнетроны, СВЧ-электроника, радиолокационные станции с ФАР нового поколения, новые системы разведки, связи и управления в реальном времени, загоризонтные РЛС и проч.).
Абсолютно безальтернативной является необходимость государственной поддержки тех машиностроительных производств, которые связаны с реализацией национальных приоритетов научно-технологического развития в зоне прямой ответственности государства, особенно в области обороны и безопасности. Отсюда вытекает приоритетная задача развития тех машиностроительных производств, которые могут обеспечить технологическое перевооружение тех предприятий ОПК, которые образуют технологические цепочки, участвующие в реализации наиболее перспективных направлений развития ВСВТ.
Кроме того, в рамках реализации национальных приоритетов, связанных с технологической модернизацией экономики по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства первочередного внимания заслуживает технологическое переоснащение существующих и создание новых машиностроительных производств, продукция которых необходима для решения следующих задач:
- обеспечение эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса;
- энерго и ресурсосбережение, энергоэффективное потребление;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- технологическая модернизация АПК.
В рамках реализации национального
приоритета, связанного с обеспечением
перевода традиционных отраслей экономики
на принципиально новую
В процессе написания данной курсовой работы была выполнена цель - определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были выполнены следующие задачи:
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.
Машиностроение и
Тяжелое машиностроение тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород), где производят оборудование для горной и цель металлургического промышленности, энергетики. Историческим центром энергетического машинооборудования является Санкт-Петербург.
Транспортное машиностроение, в частности производство локомотивов, вагонную сосредоточенную в Центральной России (Коломна, Брянск, Тверь), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил). Судостроение тяготеет к морским (Санкт-Петербургом, Астрахань, Мурманск, Владивосток) и речных портов (Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск).
Для отраслей среднего машиностроения характерно широкое кооперирование и технологическая специализация. Автомобилестроение, ориентируясь в размещении на трудовые ресурсы, начинало развиваться в центре европейской части России (Москва, Брянск), впоследствии переместилась на восток и сейчас его основным районом является Поволжье. Здесь выпускают большегрузные (Набережные Челны) и легковые автомобили (Тольятти, Нижний Новгород), автобусы. Производство тракторов размещено в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Рубцовск). Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономической района, узла, центра.
К среднему машиностроения
относится и военно-
Электротехническая, радиотехническая, электронная промышленность, приборостроение, производство вычислительной техники, новейшие производства (робототехника, биотехнологии и т.д.) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации - в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).
В России благоприятные условия для развития лесного комплекса. Около 65% то - территории страны расположено в зоне лесов. В европейской части России это темно - хвойная тайга, в азиатской - светло-хвойная, представленная ценными породами деревьев (кедр, лиственница), на юго-западе - смешанные леса. Развитые все звенья лесного комплекса: заготовка, механическая и химическая обработка. На значительной сырьевой базе работает целлюлозно-бумажная промышленность. Производства концентрируются на севере европейской части страны и Урале, в Западной и Восточной Сибири, Дальнем Востоке.
Легкая промышленность, в частности текстильная, является одной из старейших отраслей хозяйства, которая определяла специализацию страны еще в начале века. Предприятия текстильной промышленности используют в основном привозном сырье (кроме льна). Специализирующихся на выпуске льняных, хлопчатобумажных и шелковых тканей. На согласованных швейное, обувное, трикотажное производства. Основным районом концентрации предприятий легкой промышленности является Центральная Россия (Иваново, Орехово-Зуево, Москва, Ярославль, Тверь). Второй район развития легкой промышленности, который также почти полностью использует привозном сырье, формируется в Сибири (Барнаул, Бийск, Красноярск).
1 Семенова А., Логинов А. Развитие машиностроения – основа структурной модернизации //Экономист. - 2008. - № 7
2 Народное хозяйство СССР в 1987 г. Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1988
3 Российский статистический ежегодник 1994, 2009, 2010. Стат. сб. //Росстат. 1994, 2009, 2010
4 Россия в цифрах 2004, 2007, 2009, 2010, 2011. Крат. стат. сб. //Росстат – М., 2004, 2007, 2009, 2010, 2011
5 Маневич В.Е. Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики //Бизнес и банки. - 2007. - № 4
6 Маневич В.Е. Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики //Бизнес и банки. - 2007. - № 4
7 Корнев А.К., Лавренов Н.А. Формирование инвестиций развития в посткризисный период //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 1
8 Промышленность России 2010.:Стат. Сб.// Росстат. 2010
9 Промышленность России 2010.:Стат. Сб.// Росстат. 2010
10 Курьеров В.Г и др. Экономика России в 2009 году//Высшая школа международного бизнеса. АНХ при правительстве России. Июнь 200
11 Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А. Машиностроительный комплекс в структуре российской экономике, ч. 1 //Вестник Университета. – 2008. - №6 (16)
12 Чуев А.В., Абрамов М.Д., Кашин В.А. Рекомендации по модернизации экономики России//Труды, вып.1. Издание Автономной некоммерческой организация «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики», М., 2010
13 Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2
14 Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2
15 Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2
16 Белоусов Д.Р. Итоги развития российской экономики в 2009 г. и ее долгосрочный прогноз //Проблемы прогнозирования. - 2010.- № 6
17 Белоусов Д.Р. Итоги развития российской экономики в 2009 г. и ее долгосрочный прогноз //Проблемы прогнозирования. - 2010.- № 6
18 Шамрай Ф.А. Роль машиностроения в выходе из кризиса. Портал машиностроения. Архив 2010
19 Курьеров В.Г и др. Экономика России в 2009 году//Высшая школа международного бизнеса. АНХ при правительстве России. Июнь 2009