Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Среди основных направлений технологического развития машиностроительного комплекса:

1. Технологии, снижающие  эксплуатационные расходы: 

- новые технологии обработки материалов с повышенными характеристиками (удельной твердости, продольной и поперечной жесткости т.д.);

- технологии, повышающие энерго-, электроэффективность оборудования, снижающие расход вспомогательных материалов;

- технологии, повышающие надежность, ремонтопригодность, ремонтоудобство, позволяющие снизить затраты на обслуживание;

- модульность, возможность производства широким спектром партий, разной продукции, разных операций (универсальность).

2. ИКТ-технологии для  машиностроения:

- соединение информационных технологий и традиционного машиностроения с получением "интеллектуального машиностроения", станков, приборов, оборудования, оснащенных средствами контроля и управления;

- сетевые технологии, интернетизация машиностроительных продуктов, комплексов, встраивание в глобальные сети.

Для отрасли "Производство машин и оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:

- реализация имеющихся научно-технических заделов в таких сферах, как энергомашиностроение, реакторостроение (переход к производству реакторов четвертого поколения) и др.;

- снижение металло- и энергоемкости продукции.

Для отрасли "Производство электрооборудования, электронного и  оптического оборудования" важнейшими направлениями технологического развития должны стать:

- конвергенция с западными производителями, сопровождающаяся постепенным расширением использованием российских деталей, компонентов и комплектующих;

- переход к производству радиоэлектронной продукции нового поколения, ориентированной на спрос со стороны российских Вооруженных сил, включая поддержку собственных разработок в сфере силовой и сильноточной электронике (магнетроны, СВЧ-электроника, радиолокационные станции с ФАР нового поколения, новые системы разведки, связи и управления в реальном времени, загоризонтные РЛС и проч.).

Абсолютно безальтернативной  является необходимость государственной  поддержки тех машиностроительных производств, которые связаны с реализацией национальных приоритетов научно-технологического развития в зоне прямой ответственности государства, особенно в области обороны и безопасности. Отсюда вытекает приоритетная задача развития тех машиностроительных производств, которые могут обеспечить технологическое перевооружение тех предприятий ОПК, которые образуют технологические цепочки, участвующие в реализации наиболее перспективных направлений развития ВСВТ.

Кроме того, в рамках реализации национальных приоритетов, связанных с технологической модернизацией экономики по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства первочередного внимания заслуживает технологическое переоснащение существующих и создание новых машиностроительных производств, продукция которых необходима для решения следующих задач:

- обеспечение эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса;

- энерго и ресурсосбережение, энергоэффективное потребление;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- технологическая модернизация АПК.

В рамках реализации национального  приоритета, связанного с обеспечением перевода традиционных отраслей экономики  на принципиально новую технологическую  базу, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств особую роль играет технологическое развитие станко-инструментальной промышленности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе написания данной курсовой работы была выполнена цель -  определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.

На основании цели были выполнены следующие задачи:

  1. изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
  2. рассмотреть механизм финансирования отрасли;
  3. выявить основные проблемы отрасли;
  4. разработать пути дальнейшего развития данной отрасли и пути решения существующих проблем.

Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой  динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.

Машиностроение и металлообработка - одна из старейших отраслей промышленности России. Еще в царской России она развивалась преимущественно в Центральном Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы - Сибирь, Дальний Восток, а научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.

Тяжелое машиностроение тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется  на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной  России (Белгород), где производят оборудование для горной и цель металлургического промышленности, энергетики. Историческим центром энергетического машинооборудования является Санкт-Петербург.

Транспортное машиностроение, в частности производство локомотивов, вагонную сосредоточенную в Центральной России (Коломна, Брянск, Тверь), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил). Судостроение тяготеет к морским (Санкт-Петербургом, Астрахань, Мурманск, Владивосток) и речных портов (Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск).

Для отраслей среднего машиностроения характерно широкое кооперирование и технологическая специализация. Автомобилестроение, ориентируясь в размещении на трудовые ресурсы, начинало развиваться в центре европейской части России (Москва, Брянск), впоследствии переместилась на восток и сейчас его основным районом является Поволжье. Здесь выпускают большегрузные (Набережные Челны) и легковые автомобили (Тольятти, Нижний Новгород), автобусы. Производство тракторов размещено в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Рубцовск). Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономической района, узла, центра.

К среднему машиностроения относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения ВПК - Урал (20%), Центральная Россия (17%), Волго-Вятский район (13%), северо-западные районы России (10%). В Москве треть предприятий и почти половина научных связана с военным производством. Сейчас ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, которая открыла возможности использования большого научно-технического потенциала для нужд экономики страны.

Электротехническая, радиотехническая, электронная промышленность, приборостроение, производство вычислительной техники, новейшие производства (робототехника, биотехнологии и т.д.) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации - в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).

В России благоприятные  условия для развития лесного комплекса. Около 65% то - территории страны расположено в зоне лесов. В европейской части России это темно - хвойная тайга, в азиатской - светло-хвойная, представленная ценными породами деревьев (кедр, лиственница), на юго-западе - смешанные леса. Развитые все звенья лесного комплекса: заготовка, механическая и химическая обработка. На значительной сырьевой базе работает целлюлозно-бумажная промышленность. Производства концентрируются на севере европейской части страны и Урале, в Западной и Восточной Сибири, Дальнем Востоке.

Легкая промышленность, в частности текстильная, является одной из старейших отраслей хозяйства, которая определяла специализацию  страны еще в начале века. Предприятия  текстильной промышленности используют в основном привозном сырье (кроме льна). Специализирующихся на выпуске льняных, хлопчатобумажных и шелковых тканей. На согласованных швейное, обувное, трикотажное производства. Основным районом концентрации предприятий легкой промышленности является Центральная Россия (Иваново, Орехово-Зуево, Москва, Ярославль, Тверь). Второй район развития легкой промышленности, который также почти полностью использует привозном сырье, формируется в Сибири (Барнаул, Бийск, Красноярск).

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белоусов Д.Р. Итоги развития российской экономики в 2009 г. и ее долгосрочный прогноз //Проблемы прогнозирования. - 2010.- № 6
  2. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2
  3. Корнев А.К., Лавренов Н.А. Формирование инвестиций развития в посткризисный период //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 1
  4. Курьеров В.Г и др. Экономика России в 2009 году//Высшая школа международного бизнеса. АНХ при правительстве России. Июнь 200
  5. Маневич В.Е.  Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики //Бизнес и банки. - 2007. - № 4
  6. Народное хозяйство СССР в 1987 г. Стат. ежегодник/Госкомстат СССР.  -  М.:  Финансы и статистика, 1988
  7. Промышленность России 2010.:Стат. Сб.// Росстат. 2010
  8. Российский статистический ежегодник 1994, 2009, 2010. Стат. сб. //Росстат. 1994, 2009, 2010
  9. Россия в цифрах 2004, 2007, 2009, 2010, 2011. Крат. стат. сб. //Росстат – М., 2004, 2007, 2009, 2010, 2011
  10. Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А.  Машиностроительный комплекс в структуре российской экономике, ч. 1 //Вестник Университета. – 2008. - №6 (16)
  11. Семенова А., Логинов А.  Развитие машиностроения  –  основа структурной  модернизации //Экономист. - 2008. - № 7
  12. Чуев А.В., Абрамов М.Д., Кашин В.А. Рекомендации по модернизации экономики России//Труды, вып.1. Издание Автономной некоммерческой организация «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики», М., 2010
  13. Шамрай Ф.А. Роль машиностроения в выходе из кризиса. Портал машиностроения. Архив 2010
  14. http://www.economy.gov.ru

 

 

1 Семенова А., Логинов А.  Развитие машиностроения  –  основа структурной модернизации //Экономист. - 2008. - № 7

2 Народное хозяйство СССР в 1987 г. Стат. ежегодник/Госкомстат СССР.  -  М.: Финансы и статистика, 1988

3 Российский статистический ежегодник 1994, 2009, 2010. Стат. сб. //Росстат. 1994, 2009, 2010

4 Россия в цифрах 2004, 2007, 2009, 2010, 2011. Крат. стат. сб. //Росстат – М., 2004, 2007, 2009, 2010, 2011

5 Маневич В.Е.  Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики //Бизнес и банки. - 2007. - № 4

6 Маневич В.Е.  Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики //Бизнес и банки. - 2007. - № 4

7 Корнев А.К., Лавренов Н.А. Формирование инвестиций развития в посткризисный период //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 1

8 Промышленность России 2010.:Стат. Сб.// Росстат. 2010

9 Промышленность России 2010.:Стат. Сб.// Росстат. 2010

10 Курьеров В.Г и др. Экономика России в 2009 году//Высшая школа международного бизнеса. АНХ при правительстве России. Июнь 200

11 Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А.  Машиностроительный комплекс в структуре российской экономике, ч. 1 //Вестник Университета. – 2008. - №6 (16)

12 Чуев А.В., Абрамов М.Д., Кашин В.А. Рекомендации по модернизации экономики России//Труды, вып.1. Издание Автономной некоммерческой организация «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики», М., 2010

13 Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2

14 Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2

15 Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 2

16 Белоусов Д.Р. Итоги развития российской экономики в 2009 г. и ее долгосрочный прогноз //Проблемы прогнозирования. - 2010.- № 6

17 Белоусов Д.Р. Итоги развития российской экономики в 2009 г. и ее долгосрочный прогноз //Проблемы прогнозирования. - 2010.- № 6

18 Шамрай Ф.А. Роль машиностроения в выходе из кризиса. Портал машиностроения. Архив 2010

19 Курьеров В.Г и др. Экономика России в 2009 году//Высшая школа международного бизнеса. АНХ при правительстве России. Июнь 2009

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения