Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:27, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности сферы здравоохранения и нормативно-правовую базу, регулирующую государственное воздействие на сферу здравоохранения в РФ
2. Проанализировать современное состояние сферы в РФ
3. Раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
4. Изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Снижение темпов сокращения
численности населения
Показатель материнской смертности на 100 000 родившихся живыми в 2007 г. снизился на 7,2% по сравнению с 2006г. Младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми в 2007 г. снизилась на 7,8 % по сравнению с 2006 г. За 2008г. по сравнению с 2007г. младенческая смертность снизилась на 8,3% и составила 8,8 на 1000 родившихся живыми.
На рис.1 представлены данные, отражающие младенческую смертность в РФ.
Рис.1 Младенческая смертность в 1960-2008 гг.1
Но ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане - 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.3
После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2007 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн. человек4, из которых детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 642 тысячи человек.
В последние годы в результате активной политики государства наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 4,7%; от болезней органов дыхания – на 12%; от внешних причин смерти – на 10,3%, в том числе от случайных отравлений алкоголем – на 19,7%, от транспортных травм – на 6,3%. 5
Исходя из данных о количестве населения России в 2009г. – 142млн. человек – в табл. 2 приведены абсолютные показатели заболеваемости социально опасными заболеваниями.
Таблица 22
Социально значимые заболевания населения России в 2009г.
Социально значимые заболевания |
Абсолютные показатели, чел. |
Туберкулез |
289015 |
ВИЧ-инфекция |
41549 |
Злокачественные новообразования |
475432 |
Психические расстройства |
92253 |
Алкогольные психозы, хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания |
221822 |
Венерические заболевания |
93136 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
12945113 |
Отравление лекарственными средствами |
105550 |
Осложнения хирургических и терапевтических вмешательств |
20240 |
В 2008г. зарегистрировано 7008 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и 18908 человек - с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте до 17 лет включительно - соответственно 184 человека и 393 человека.6
В июле 2008г. зарегистрировано 2 случая заболевания дифтерией и 1 случай заболевания корью (за аналогичный месяц 2007г. - 9 случаев и 3 случая соответственно). По сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 4,8% больше выявлено больных туберкулезом, на 5,3% - сифилисом, на 42,9% - бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), на 43,1% - болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.1
Показатели здоровья населения в целом отрицательно сказываются на ожидаемой продолжительности жизни. Рисунок 2 отражает продолжительность жизни мужчин и женщин в РСФСР и РФ.
Рис. 2 Продолжительность жизни в РСФСР и РФ1
По средней продолжительности жизни мужчин - 62 лет - Россия занимает 134-е место в мире, по тому же показателю у женщин – 74 лет - 100-е.7
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения также можно выделить алкоголь, насилие в обществе, дорожно-транспортные происшествия, плохая экологическая обстановка, несчастные случаи, самоубийства, отравления.
Основные характеристики российской смертности указывают на алкоголь как ее важнейший фактор. За первую половину 90-х годов продажа спиртных напитков на душу населения возросла более чем вдвое. Доля крепких напитков в структуре потребления — более чем на треть, а процент некачественного алкоголя — до 38 %. В 1993—2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел.1 Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкогололем.1 В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.
Также основной угрозой жизни является уровень насилия в обществе.
Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий. С 2002 года в России наблюдается устойчивое снижение количества убийств и самоубийств. К 2009 году число самоубийств снизилось до 37,6 тыс. (самый низкий показатель в новейшей истории России), а число убийств — до 21,4 тыс. (самый низкий показатель после 1990 года).8
В РФ высокая смертность на дорогах. В 2009 году в результате несчастных случаев на транспорте погибли 30,1 тыс. человек.1
Немаловажную роль играет плохая экологическая обстановка. Выбросы промышленных отходов и автомобильных выхлопов повышают риск онкологических и респираторных заболеваний.
Таким образом, на сегодня показатели здоровья населения России достигли катастрофического уровня, и за последние 5 лет их резко отрицательная динамика сохраняется (за исключением некоторой стабилизации показателей здоровья матери и ребенка). В сложившейся ситуации в первую очередь требуется, чтобы главным приоритетом государственной политики в области здравоохранения стало сокращение тех видов заболеваний, которые дают наиболее высокие показатели инвалидности и смертности населения, а также заболеваний, имеющих особую социальную значимость в связи с кризисной демографической ситуацией в стране. Это, прежде всего, болезни, угрожающие репродуктивному здоровью и состоянию здоровья матерей и новорожденных; социально значимые заболевания, представляющие особую угрозу для здоровья нации в целом: СПИД/ВИЧ, алкоголизм и наркомания.
Главной целью развития здравоохранения в России является преодоление депопуляции населения путем стабилизации и снижения показателей смертности граждан от наиболее значимых видов заболеваний и рисков.
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РФ
Государственное финансовое воздействие на экономику – это одна из форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень, темпы развития и благосостояние населения страны. Это воздействие, направленное на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Все формы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы:
К административным методам относится разнообразные меры, которые основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как:
лицензирование, стандартизация, сертификация субъектов и аттестации специалистов; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.
К прямому экономическому
регулированию относят
Субвенции, субсидии, дотации, пособия
К косвенным формам экономического регулирования сферы здравоохранения можно отнести налоговую политику.
С 2010 года отменён единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009
Таким образом, государство, используя различные финансовые формы и методы, призвано решить одну из важнейших задач – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами системы здравоохранения.
Методы государственного финансового управления в здравоохранении многообразны. Основными из них являются: ценообразование, субсидирование, страхование, финансирование.
Ценообразование
Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (далее Положение №782).
Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.
Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства 9
Субсидирование
Субсидия10- пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями.
В 2010 году Правительство РФ определило следующий перечень субсидий:
1) на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации по профилю: абдоминальная хирургия, акушерство и гинекология (экстракорпоральное оплодотворение), комбустиология, нейрохирургия, онкология, офтальмология, педиатрия, сердечно сосудистая хирургия, торакальная хирургия, травматология и ортопедия, урология, трансплантация. В общем объеме 4000000 тыс. руб.11
2) на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)
3)федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям субсидий федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям, оказывающим в соответствии с законодательством Российской Федерации услуги по протезированию инвалидам, а также лицам, не имеющим группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающимся в протезно-ортопедических изделиях.
4) отдельным общественным организациям, уставная деятельность которых направлена на решение социальных проблем, и некоммерческим объединениям, созданным и действующим в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей (далее - получатели субсидий). В общем объеме 774 293,3 (тыс. руб.)1
Финансирование
В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и другие источники (рис. 3).
Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. Предоставление бюджетных средств на здравоохранение осуществляется в следующих формах:
Рис.3 Структурная схема финансирования здравоохранения Российской Федерации12
Расходы на здравоохранение по своему экономическому содержанию объединяются в три основные группы: