Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:27, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности сферы здравоохранения и нормативно-правовую базу, регулирующую государственное воздействие на сферу здравоохранения в РФ
2. Проанализировать современное состояние сферы в РФ
3. Раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
4. Изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
5. Многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи на сегодня, оказываемой как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы здравоохранения.
Сохраняющиеся затратные способы оплаты и оплата медицинской помощи по смете являются недопустимыми на сегодняшний день. Многовариантность способов оплаты служит значительным препятствием при проведении межтерриториальных взаиморасчетов между ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам за пределами территории их страхования.
6. Низкие тарифы оплаты медицинских услуг.
Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.
7. Отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания.
Так в 2001 и 2007 годах структура расходов (в %) по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь – 5,5 и 7,2; амбулаторно-поликлиническая – 29,0 и 31,5; стационарная - 64,0 и 58,6; дневные стационары – 1,5 – 2,7 (соответственно). 19
8. Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. Данная проблема порождает, в значительной степени, одну из важнейших негативных особенностей российского здравоохранения на сегодня - низкое качество оказания медицинской помощи в российском здравоохранении.
Основные организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем.
1. Структурный полиморфизм
территориальных систем ОМС,
2. Отсутствие законодательного
решения ряда проблем
3. Отсутствие надлежащего
государственного
В настоящий период времени проводится интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем здравоохраненческой отрасли, включая систему обязательного медицинского страхования.
Для решения проблем повышения качества медицинской помощи в 2005 году В.В. Путиным был объявлен Национальный проект «Здоровье».
Проект был призван поправить ситуацию в наиболее нуждающихся в реорганизации и финансировании подотраслях здравоохранения и улучшить демографическую ситуацию в стране.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:20
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача. В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования. По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет.21
Еще одним важным шагом правительства в области охраны здоровья граждан стало внесение поправок в закон о социальном страховании, согласно которым уплата страховых взносов с 2011 года будет повышена, а также для организаций, занимающихся программированием, для хозобществ, созданных вузами, и для резидентов технико-внедренческих зон, вводятся пониженные тарифы.
С 1 января 2011 года тариф страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медстрахования с 2,1% до 3,1%, а с 1 января 2012 года - до 5,1%. При этом страховые взносы в территориальные фонды обязательного медстрахования снижаются на 1%, что соответствует уровню 2010 года (2%), а с 1 января 2012 года предлагается не перечислять страховые взносы.
Дополнительные финансовые средства в размере 460 миллиардов рублей, как значится в документах, будут направлены на формирование резерва средств финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения, софинансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам, информатизацию здравоохранения и оплату медицинской помощи с учетом повышения финансирования ее стандартов.
Главным и бесспорным итогом государственной политики в здравоохранении за последние десять лет стало усиление внимания власти к проблемам охраны здоровья и весомое увеличение государственных расходов на здравоохранение. В процентном выражении к валовому внутреннему продукту эти затраты выросли с 2,7% в 1999 году до 3,5% в 2009-м, или на 76% в реальном выражении. Но эффективность этих затрат, похоже, невелика. Изменения в доступности бесплатной медицинской помощи и ее качестве мало ощутимы. В последние два года стала сокращаться смертность населения, но ее общий уровень в полтора раза выше, чем в европейских странах. А показатели общей заболеваемости продолжают расти.
Начиная с 2005 года, государство заметно активизировало политику в сфере здравоохранения, но принимаемых мер, очевидно, недостаточно для решения накопившихся здесь проблем. Плохие показатели уровня здоровья населения, плохая его защита от рисков, связанных с затратами на лечение в случае заболеваний, неравенство в доступности медицинской помощи между различными социальными и территориальными группами, низкая эффективность системы здравоохранения в целом - решение этих проблем невозможно без масштабных преобразований в организации и финансировании отрасли.
Все последние годы вопросам доступности и качества медицинских услуг уделяется самое пристальное внимание. Среди проводимых здесь мер прежде всего отмечу последовательную реализацию национального проекта «Здоровье». Национальный проект свою миссию выполнил. Он ещё больше обострили некоторые проблемы в здравоохранении, что дало толчок к развитию тех направлений, по которым надо двигаться. Настало время делать единую программу развития здравоохранения, соединив нацпроекты с другими направлениями.
1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1
2 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РОССИИ. 2009 Статистический сборник.,М., Росстат 2009г. Стр 127
3 www.d-razvitija.ru
4 www.minzdravsoc.ru
5www.gks.ru Росстат, Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти.
6www.gks.ru Росстат, Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти за год.
7 www.minzdravsoc.ru
8www.gks.ru Росстат .Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти за год
9ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН
НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»
10 Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», Инфра-М, Москва, 2000г.
11 www.rg.ru
12www.lab.obninsk.ru
13www.minzdravsoc.ru Минздравсоцразвития России.
14 Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы- М., ООО «Пробел – 2000», 2002г. Стр.178
15
http://data.euro.who.int/
16Трушкина Л.Ю Экономика и управление здравоохранением: учебник. - Изд. 5-е, перераб. и доп..-Ростов,Феникс,2007 г. Стр.93
17 Андреева О.В., Флек В.О., Соковникова Н.Ф. Анализ эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации. Анализ м результаты. – М., ООО «Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006, 162 с.
18 www.zdrav.ru
19 www.minzdravsoc.ru
20 Анатолий Вишневский, Ярослав Кузьминов, Игорь Шейман, Владимир Шевский, Сергей Шишкин, Лев Якобсон, Евгений Ясин. Журнал "Отечественные записки " 2009. № 2.
21 www.ami-tass.ru АМИ-ТАСС, 17 февраля 2010