Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности сферы здравоохранения и нормативно-правовую базу, регулирующую государственное воздействие на сферу здравоохранения в РФ
2. Проанализировать современное состояние сферы в РФ
3. Раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
4. Изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

5. Многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи на сегодня, оказываемой как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы здравоохранения. 

Сохраняющиеся затратные  способы оплаты и оплата медицинской помощи по смете являются недопустимыми на сегодняшний день. Многовариантность способов оплаты служит значительным препятствием при проведении межтерриториальных взаиморасчетов между ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам за пределами территории их страхования.

6. Низкие тарифы оплаты медицинских услуг.

Структура тарифов в  системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.

7. Отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания.

Так в 2001 и 2007 годах структура  расходов (в %) по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь – 5,5 и 7,2; амбулаторно-поликлиническая – 29,0 и 31,5; стационарная - 64,0 и 58,6; дневные стационары – 1,5 – 2,7 (соответственно). 19

8. Отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда медицинских работников. Данная проблема порождает, в значительной степени, одну из важнейших негативных особенностей российского здравоохранения на сегодня - низкое  качество оказания медицинской помощи в российском здравоохранении.

Основные организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем.

1. Структурный полиморфизм  территориальных систем ОМС, затрудняющий управление обязательным медицинским страхованием, не позволяющий оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы ОМС на территории Российской Федерации.

2. Отсутствие законодательного  решения ряда проблем деятельности  системы ОМС.

3. Отсутствие надлежащего  государственного регулирования  по основным направлениям деятельности страховой медицинской организации (СМО).

 

 

3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ

 

В настоящий период времени проводится интенсивная деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем здравоохраненческой отрасли, включая  систему обязательного медицинского страхования.

Для решения проблем  повышения качества медицинской  помощи в 2005 году В.В. Путиным был объявлен Национальный проект «Здоровье».

 Проект был призван поправить ситуацию в наиболее нуждающихся в реорганизации и финансировании подотраслях здравоохранения и улучшить демографическую ситуацию в стране.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:20

  1. Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
  • подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров; 
  • увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; 
  • укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций;
  • профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных;
  • дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
  • введение новых программ обследования новорожденных детей;
  • дополнительная диспансеризация работающего населения;
  • оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
  1. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
  • увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
  • строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»  в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача. В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования. По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет.21

Еще одним важным шагом  правительства в области охраны здоровья граждан стало внесение поправок в закон о социальном страховании, согласно которым уплата страховых взносов с 2011 года будет повышена, а также для организаций, занимающихся программированием, для хозобществ, созданных вузами, и для резидентов технико-внедренческих зон, вводятся пониженные тарифы.

С 1 января 2011 года тариф страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медстрахования с 2,1% до 3,1%, а с 1 января 2012 года - до 5,1%. При этом страховые взносы в территориальные фонды обязательного медстрахования снижаются на 1%, что соответствует уровню 2010 года (2%), а с 1 января 2012 года предлагается не перечислять страховые взносы.

Дополнительные финансовые средства в размере 460 миллиардов рублей, как значится в документах, будут направлены на формирование резерва средств финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения, софинансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам, информатизацию здравоохранения и оплату медицинской помощи с учетом повышения финансирования ее стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Главным и бесспорным итогом государственной политики в здравоохранении за последние десять лет стало усиление внимания власти к проблемам охраны здоровья и весомое увеличение государственных расходов на здравоохранение. В процентном выражении к валовому внутреннему продукту эти затраты выросли с 2,7% в 1999 году до 3,5% в 2009-м, или на 76% в реальном выражении. Но эффективность этих затрат, похоже, невелика. Изменения в доступности бесплатной медицинской помощи и ее качестве мало ощутимы. В последние два года стала сокращаться смертность населения, но ее общий уровень в полтора раза выше, чем в европейских странах. А показатели общей заболеваемости продолжают расти.

Начиная с 2005 года, государство  заметно активизировало политику в  сфере здравоохранения, но принимаемых мер, очевидно, недостаточно для решения накопившихся здесь проблем. Плохие показатели уровня здоровья населения, плохая его защита от рисков, связанных с затратами на лечение в случае заболеваний, неравенство в доступности медицинской помощи между различными социальными и территориальными группами, низкая эффективность системы здравоохранения в целом - решение этих проблем невозможно без масштабных преобразований в организации и финансировании отрасли.

Все последние годы вопросам доступности и качества медицинских  услуг уделяется самое пристальное внимание. Среди проводимых здесь мер прежде всего отмечу последовательную реализацию национального проекта «Здоровье». Национальный проект свою миссию выполнил. Он ещё больше обострили некоторые проблемы в здравоохранении, что дало толчок к развитию тех направлений, по которым надо двигаться. Настало время делать единую программу развития здравоохранения, соединив нацпроекты с другими направлениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Конституция РФ
  2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ
  3. Федеральный закон от 22 июля 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
  4. Федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 О медицинском страховании граждан в Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения
  6. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ О лекарственных средствах
  7. Федеральный закон от 08 января 1998 г. О наркотических средствах и психотропных веществах
  8. Федеральный закон от 17 октября 1998 г. № 157 – ФЗ Об иммунопрофилактике инфекционных болезней
  9. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 38– ФЗ О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ– инфекции)
  10. Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ О предупреждении рас   пространения туберкулеза в Российской Федерации
  11. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ от 24.07.2009 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913 г.  О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 782 О Государственном регулировании цен на лекарственные средства
  14. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РОССИИ. 2009Статистический сборник.,М., Росстат 2009г. стр 127
  15. Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ, Новые известия, 29 июля 2008г. стр19
  16. Хальфин Р. Доктора! Колготки в стационаре // Российская газета. 2004. 19 мая.; Рошаль Л. Доктор Рошаль: Консилиум с грифом «секретно» // Российская газета. 2004. 7 июля. Стр. 5
  17. Шмелькова Е. Инвестиции в здравоохранение необходимы для достижения экономического роста. // Фармацевтический вестник. - №3. -2002. стр.30
  18. Андреева О.В., Флек В.О., Соковникова Н.Ф. Анализ эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации. Анализ м результаты. – М., ООО Издательская группа – ГЭОТАР-Медиа, 2006, стр162
  19. Акопян А.С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2004. № 5–6. С. 10.
  20. Боханов С.Ю., Вапнярская О.И. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении. // Маркетинг в России и за рубежом. - №2. -2002 стр95
  21. Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы- М., Пробел – 2000, 2002г. стр178
  22. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений // Журнал российского права. – 2006. – № 4. С. 18.
  23. Коренев А.П. Административное право России. Часть I / А.П. Коренев. – М:. Теис, 2001. – С. 144.
  24. Кучеренко В.З. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования / В.З. Кучеренко. – М.: Статут, 2000. – С.14.
  25. Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России / О.В. Никульникова. – Энгельс: Регион, 2001. – С. 54.
  26. Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. - №2. -февраль 2002г. стр167
  27. Стародубов В.И., Флек В.О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению РФ – М.: Менеджер здравоохранения, 2006г. стр87
  28. Трушкина Л.Ю Экономика и управление здравоохранением: учебник. - Изд. 5-е, перераб. и доп..-Ростов, Феникс,2007 г. стр93
  29. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики / А.В. Улюкаев. – М.: Юристъ, 2004. – С. 36
  30. Шишкин С.В. Реформа финансирования Российского  здравоохранения. - М.: ИЭПП, Теис,  2002. – стр.92
  31. www.minzdravsoc.ru 
  32. www.gks.ru 
  33. www.vedomosti.ru
  34. www.zdrav.ru
  35. www.d-razvitija.ru
  36. www.eurostat.com
  37. data.euro.who.int

1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1

2 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК РОССИИ. 2009 Статистический сборник.,М., Росстат 2009г. Стр 127

3 www.d-razvitija.ru

4 www.minzdravsoc.ru

5www.gks.ru Росстат, Коэффициенты смертности по основным классам причин смерти.

6www.gks.ru Росстат, Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти за год.

7 www.minzdravsoc.ru

8www.gks.ru Росстат .Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти за год

9ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН

НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА»

10 Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», Инфра-М, Москва, 2000г.

11 www.rg.ru

12www.lab.obninsk.ru

13www.minzdravsoc.ru Минздравсоцразвития России.

14 Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы- М., ООО «Пробел – 2000», 2002г. Стр.178

15 http://data.euro.who.int/hfadb/

16Трушкина Л.Ю Экономика и управление здравоохранением: учебник. - Изд. 5-е, перераб. и доп..-Ростов,Феникс,2007 г. Стр.93

17 Андреева О.В., Флек В.О., Соковникова Н.Ф. Анализ эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации. Анализ м результаты. – М., ООО «Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006, 162 с.

18 www.zdrav.ru

19 www.minzdravsoc.ru

20 Анатолий Вишневский, Ярослав Кузьминов, Игорь Шейман, Владимир Шевский, Сергей Шишкин, Лев Якобсон, Евгений Ясин. Журнал "Отечественные записки " 2009. № 2.

21 www.ami-tass.ru АМИ-ТАСС, 17 февраля 2010


Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения в РФ