Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе проблем развития и предложение перспектив развития легкой промышленности Российской Федерации, а так же влияния государственных финансов на достижение более высоких показателей экономического роста.Описаны методы и формы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 4
1.1. Легкая промышленность: ее место и роль в экономики РФ 4
1.2. Текстильная промышленность 5
1.3. Швейная промышленность 7
1.4. Кожевенно-обувная промышленность 8
1.5. Легпром: оценка состояния отрасли 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 15
2.1. Формы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ 15
2.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасль легкой промышленности РФ 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 22
3.1. Кризис мировой и кризис в легкой промышленности 22
3.2 Проблемы отрасли 24
3.3 Перспективы развития легкой промышленности России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Другая проблема- недокредитование. В настоящее время тысячи предприятий остались один на один со своими пробелами, потому что не имеют возможность получить кредит на реализацию определённых проектов, а сотни кредитных организаций, занимающиеся кредитного-расчётным обслуживанием малого и среднего бизнеса, фактически лишены государственной помощи и поддержки.
Чиновники пообещали компаниям субсидировать ставки по кредитам, которые сдерживали привлечение заемных средств. И субсидировали. Однако этого оказалось недостаточно. Для предприятий для перевооружения прежде всего необходимы длинные и дешевые деньги. Больше всего этот процесс тормозят слишком дорогие банковские кредиты, которые нужно вернуть в кратчайшие сроки. Другая проблема кредитования- большинство предприятий располагаются в достаточно ветхих зданиях с небольшой балансовой стоимостью, под эти здания невозможно взять большие кредиты.
Отсутствие молодых компаний в легкой промышленности. Специалисты в области легкой промышленности называют проблему изношенности и отсутствия нового современного оборудования основной проблемой отрасли и связывают с ней не менее актуальную проблему – статичность рынка. В ближайшее время на рынке не появится новых игроков так, как ретейлеры в производство не пойдут, потому что им необходим ассортимент, а на него работает от 10 до 30 оптовиков. Оптовик в производство не пойдет, потому что в стране отсутствуют качественные производственные услуги. Концепция производства заканчивается выходом конечного продукта, но начинается она, к сожалению, не фактом включения станка. Все начинается с подготовки к производству: разработка технической документации, приобретение и разработка технологической оснастки, приобретение правильного количества материалов. Только после такой длительной подготовке можно включать конвейер и начинать производство. Мировые производители обладают этой компетенцией, чего нельзя сказать об отечественных компаниях.
Низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности отрасли. Эта проблема выражается в слабой конкурентноспособности отечественных товаров, в низкой доле инновационной продукции, know-how, и приводящей к деградации наукоемких производств, снижению имиджа отрасли и формированию негативного отношения к российским товаропроизводителям на мировом рынке.
Финансирование отраслевой науки из федерального бюджета на исследования и разработки в легкой промышленности составили: в 2008г.- 16,5 млн. руб., в 2009г. – 73,7 млн. руб., в 2010г. – 226,0 млн. рублей. Суммы внушительные, но результата пока не наблюдается[27].
Социальная и кадровая проблема. Эта проблема проявляется в ежегодном(примерно на 10%) оттоке рабочих кадров, приводящем к дефициту высококвалифицированных специалистов, управленческих кадрах и профессиональных рабочих по всем основным технологическим переделам. Проблема хороших рабочих особенно остро стоит у многих производителей, она остается лимитирующей базовую промышленность России. На сегодняшний день рынок труда переполнен людьми с высшим образованием, в большинстве случаев вызывающим сомнение в глубине их знаний. Это напрямую не относится к теме работы, но правительство уже приняло ряд мер по проверке и выявлению качества обучение много образовательных заведений регионов и зафиксированы ряды случаев аннулирования дипломов специалистов. Тем неменее чувствуется острая нехватка хорошо обученных квалифицированных рабочих на рынке труда. Сообщение об этой информации сегодня можно встретить во многих средствах массовой информации.
Теневая экономика и контрабанда. Решение проблемы контрабанды товаров все производители видят в сотрудничестве государства с ними. «Мы все знаем эти пять-шесть компаний, которые нелегально завозят товар. Если бы нас спросили – кто. То мы прямо и ответили»1, -говорит Константин Волков, президент альянса «Русский текстиль» газете «Коммерсант».
Производство контрабандных товаров напрямую связано с коррупцией и, чтобы решить эту проблему, нужен целый комплекс мер, в том числе и прерывание каналов её распространения – вещевые рынки. Многие специалисты убеждены, что с их закрытием производители смогут нормально развиваться, поскольку будут освобождены от демпинга изготовителей контрабанды. В итоге в отрасль потекут инвестиции. Закрытие рынков даст эффект, даже несопоставимый со снижением импортных пошлин или налогов.
Высокий удельный вес теневой экономики – проблема не только легкой промышленности, но и всех других отраслей реального сектора. Тем неменнее, преодоление этой проблемы происходит, но очень медленно. Она до сих пор остается причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран.
3.3 Перспективы развития легкой промышленности России
Существуют 2 альтернативных варианта развития легкой промышленности в долгосрочной перспективе: инерционный и инновационный.
Первый вариант развития отрасли – инерционный сценарий, базирующийся на показателях первого варианта развития российской экономики до 2020 года, рассчитанного Министерством экономического развития (МЭР).
Данный сценарий - пассивная модель поведения бизнеса, инерционная динамика инвестиционного процесса и низкая инновационная активность. Возможности экономического роста будут определяться снижением технологической конкурентоспособности производств и сохраняющимся опережающим ростом импорта. Учитывая особенности инерционного сценария развития структуры экономики до 2020 года, в легкой промышленности по данному сценарию реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты, а реализация прорывных инновационных и масштабных инвестиционных проектов не предусматривается
Инерционный путь развития может привести к усилению действия негативных тенденций, отрасль может потерять практически все свои позиции на внутреннем и зарубежном рынках, в то время как экономика зарубежных стран будет успешно развиваться за счет вложения российских потребителей в развитие производства их товаров, покупая импортную продукцию, превосходящую российскую по цене, качеству и другим свойствам. Отдельные предприятия в попытке выжить вынуждены будут переходить на мелкотоварное производство и перепрофилирование высвобождающихся активов, а также их продажу. В результате произойдет значительное сокращение налоговой базы и, как следствие, существенные потери в бюджете страны. Кроме того, ликвидация предприятий, наиболее вероятно, приведет к полной деградации отечественной промышленности, к значительному сокращению числа занятого в отрасли производственного персонала (75% которого женщины), а это угроза социальной напряженности в большинстве регионов страны.
Очевидно, что с таким сценарием не может согласиться ни российское государство, ни российский бизнес, и это означает, что в действительности альтернативы инновационному сценарию развития отрасли нет.
Второй вариант – инновационный путь развития, соответствует варианту 3с развития российской экономики до 2020 года (рассчитанного МЭР), инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности.
Инновационный
социально-ориентированный
Инновационное социально-ориентированное развитие легкой промышлен-ности предполагает формирование новой элиты в бизнесе, повышение роли и имиджа в отрасли в экономике страны и в мировом рынке разделения труда, повышение инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности отрасли, доли российских товаров в объеме продаж на внутреннем рынке рис.4.
Рис.4. Инновационный сценарий
Инновационный путь экономического развития легкой промышленности базируется на следующих предпосылках, тенденциях и допущениях:
на макроуровне: прогнозы инфляции, национальные проекты, программы социально-экономического развития России;
на региональном уровне: программы социально-экономического развития регионов, региональные кластеры и особенности развития регионов;
на микроуровне: стратегии и концепции развития сопряженных отраслей, конъюнктура рынка, маркетинговые исследования.
на концентрации инновационной деятельности по приоритетным направлениям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав состояние отрасли, можно выделить следующие проблемы:
Сегодня отрасль характеризуется отсталой производственной базой специализированных предприятий, слабой конкурентоспособностью отечественных товаров, одной из причин этому может служить отсутствие тесного сотрудничество государства с частным бизнесом в этой отрасли
Проанализировав статистические сводки, мнения и прогнозы экспертов можно предложить следующие направления развития:
1) проведение
технологической модернизации
2) обеспечение
глубокой переработки
3) сокращение импорта сырья из заграницы;
4) законодательное обеспечение
устойчивого положения
5) обеспечение
защиты внутреннего рынка от
конкуренции незаконно
6) обеспечение защиты
внутреннего рынка от
7) решение задачи кадрового
обеспечения, подготовки и
Реализация основных направлений позволит повысить эффективность работы отрасли, обеспечить переход на инновационный путь развития, провести модернизацию предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширить экспортные возможности легкой промышленности.
Расширение рынка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс РФ
3. Бюджетный кодекс РФ
4. Налоговый кодекс РФ