Экспорт
лесной и ЦБ продукции по итогам
2011 года составил порядка 10,4 млрд. долларов
США, рост более 10% к уровню 2010 года.
Среди основных экспортных товаров
ЛПК РФ наибольший рост стоимости
экспорта в 2011 г. относительно 2010 г. пришелся
на фанеру; выросли объемы физического
экспорта по пиломатериалам – 12%, по целлюлозе
древесной 9%, по фанере клееной – 1,4%.
Объем производства
древесины необработанной по России
в 2011 году остался на уровне 2010 г., рост
4% до 109 млн. пл.м3. Выпуск необработанной
древесины хвойных пород в отчетном году
сократился на 3%, лиственных пород, напротив,
вырос на 18%. Важно отметить, что за последние
пять лет пик производства необработанной
древесины пришелся на 2007 г., уровень производства
в этот год составил более 134 млн. пл. м3.
После спада в 2009 г., объемы производства
вновь стали расти. Причем производство
круглых лесоматериалов лиственных пород
росло опережающими темпами по отношению
к хвойной древесине. Цены производителей
по РФ на бревна хвойных пород на конец
2011 года выросли до 1337 руб./пл. м3.
Рост цен составил 8% за год. Лиственные
породы круглых лесоматериалов выросли
за год на четверть, до 908 рублей за пл.
кубометр.
Россия
занимает пятое место в мире по
вывозке древесины. В понятие
«вывозка древесины» входит круглый
лес (т.н. промышленный, или деловой
лес), а также топливная древесина.
Ежегодно вывозка древесины в России составляет
порядка 175 млн. пл. м3.
По целлюлозно-бумажному
производству; издательской и полиграфической
деятельности рост в 2011 году составил
101,8%, в том числе по производству целлюлозы,
древесной массы, бумаги, картона и изделий
из них – 104,4%. Наибольший прирост объемов
производства целлюлозно-бумажной продукции
достигнут в производстве тароупаковочной
продукции. В издательской и полиграфической
деятельности объемы производства в 2011
году сохранились на уровне 2010 года. При
этом отмечалось увеличение объемов производства
журналов (на 7,9%), газет (на 5,3%), книг (на
3,1%). Объем произведенной бумаги в отчетном
году составил 4,7 млн. тонн, достигнув максимальный
уровень за последние семь лет. [11.]
В России
сосредоточены большие объёмы лесных
ресурсов. Лесная промышленность находится
в состоянии стабильного роста.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ
ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
2.1. Формы воздействия государственных
финансов на лесную промышленность в Российской
Федерации
Формы воздействия
можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые
формы воздействия регулируют отрасль
напрямую, без «посредников». Косвенные
формы влияют на объект не самостоятельно,
а с помощью третьего лица.
К прямым
можно отнести:
- Создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности лесной отрасли.
- Обеспечение экологической безопасности.
- Создание на территориях, богатых ресурсами, необходимой инфраструктуры: транспортной, энергетической, жилищной.
- Изменение структуры территориального размещения производственных мощностей.
- Совершенствование структуры лесопромышленного производства в зарубежных странах (опережающий рост производства плит с ориентированной стружкой (OSB) и плит средней плотности (МДФ)).
- Развитие мощностей по глубокой механической, химической, энергетической переработке древесины.
- Предполагается перевод объектов муниципальной тепло- и электроэнергии в многолесных районах - на биотопливо из древесных отходов. Это позволит:
- качественно улучшить лесопользование за счет обеспечения утилизации отходов лесозаготовок и лесопиления;
- снизить выбросы в окружающую среду;
- утилизировать отходы гидролизной отрасли (лигнина).
- Государственная поддержка расширения объемов деревянного домостроения (способствует масштабному развитию внутреннего рынка изделий глубокой механической и химико-механической переработки древесины).
К косвенным формам воздействия
относится:
- Применение межрегионального характера к территориальному планированию размещения предприятий лесной отрасли.
- Наращивание производственных мощностей Рослесхозом.
- Развитие нового производства в лесодостаточных районах европейской части России, Сибири и Дальнего Востока.
- Переработка ресурсов деловой древесины, высвобождаемых от сокращения экспорта кругляка.
- Модернизация ведущих предприятий ЛПК в существующих центрах развития лесной отрасли.
- Создание обратной связи между рынками лесоматериалов и системами лесной сертификации и маркирования заготовленной древесины.
- Оптимизация инфраструктуры лесного сектора (транспортной, перерабатывающей, природоохранной).
- Энергетическая безопасность регионов.
- Создание условий формирования рынка второстепенных лесных ресурсов, охоты и спортивного рыболовства.
- Совершенствование развития лесозаготовок, вывозки, лесопиления, деревообработки и утилизации древесных отходов путем поэтапной оптимизации технологий лесозаготовки и вывозки: от хлыстовой заготовки к сортиментной, от нижних складов к продаже древесины по прейскуранту. [12.]
Существует
большое количество прямых и косвенных
форм воздействия государственных
финансов на лесную отрасль в России.
2.2. Методы воздействия
государственных финансов на
лесную промышленность в Российской
Федерации
Методы воздействия государственных
финансов на лесную, деревообрабатывающую
и целлюлозно-бумажную промышленность
различны, к ним относятся:
- Новая схема районирования территории регионов для целей создания углеродопоглощающих лесов.
- Перечень пустующих земель на территории регионов, пригодных для целей лесовыращивания.
- Реестр земельных ресурсов и их резервов на территории регионов.
- Программа инвентаризации и сохранения увлажненных лесных земель, болот и водных источников с целью уточнения их вклада в углеродный бюджет регионов.
- Финансовый механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов в обмен на углеродный сертификат.
- Финансовый механизм взаимозачетов по выбросам парниковых газов в атмосферу и по их поглощению созданными лесами.
- Документирование созданных лесных культур после 1990 года для их включения в перечень углеродопоглощающих лесов («Лесов Киото»).
- Новая информационная политика регионов для объективного освещения в средствах массовой информации всех аспектов деятельности по созданию углеродопоглощающих лесов.
- Недостающие правовые нормы государственного регулирования землепользования, лесного хозяйства и охраны природы на территории регионов. [14.]
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Основные проблемы лесной
промышленности в Российской Федерации
Негативное влияние мирового финансового
кризиса выразилось в существенном
сокращении спроса на лесобумажную продукцию
на внутреннем и внешнем рынках.
В 2009 году лесозаготовка сократилась
на 13,2%, обработка древесины и
производство изделий из дерева –
на 17,7%, целлюлозно-бумажное производство,
издательская и полиграфическая
деятельность – на 12,5% процента.
Практически по всем видам продукции
отмечено падение объемов производства
к уровню 2008 года. Особенно значимым
это падение оказалось в сегменте
деревообработки, нацеленном на строительный
бизнес (производство деревянных домов,
пиломатериалов, древесностружечных и
древесноволокнистых плит, фанеры –
от 12 до 22 процентов). Ситуация в лесном
комплексе, таким образом, стала
отражением системных проблем российской
и мировой экономики.
По-прежнему высока доля импортной
продукции на внутреннем рынке: по бумаге
и картону и изделиям из них
она составляет на сегодняшний день
более 50 процентов, поэтому потенциал
для роста российского лесопромышленного
комплекса, в том числе по созданию
мощностей по выпуску новых видов
бумажной продукции имеется. [11.]
В качестве основных проблем развития
лесной отрасли можно отметить
следующие:
- оптимизация системы государственного управления лесами;
- высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
- совершенствование механизмов распределения субвенций и порядка их расходования, доходности лесного сектора экономики;
- внедрение в систему государственного управления лесами экономических рычагов регулирования и другие;
- перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном удалении от основных центров переработки древесины;
- отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать «спелые» участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки;
- повышение качества исполнения органами исполнительной власти регионов переданных полномочий в области лесных отношений;
- отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
- неудовлетворительная экологическая обстановка в отрасли: согласно данным из различных источников деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность вносят вклад в загрязнение атмосферного воздуха на уровне 3% и в сброс сточных вод в поверхностные водоемы на уровне 6% от общего объема выбросов в России при потреблении свежей воды в размере 5%;
- высокая зависимость от политических рисков - государственное регулирование отрасли оказывает на нее существенное влияние;
- увеличение вывозных пошлин на необработанный лес, не подкрепленное реальными возможностями по его переработке, ведет к массовому банкротству лесозаготовителей и еще больше усложняет положение отечественного леспрома;
- усугубляет положение недостаток экономически доступных ресурсов;
- отсутствие четких лесных планов и лесных регламентов. Формально на данный момент разработчики лесных планов и лесохозяйственных регламентов из всех перечисленных документов могут опираться только на материалы лесоустройства;
- незаконная рубка и вывоз леса, привлечение работников без оформления соответствующих документов;
- отрасль подвержена влиянию климатических изменений, которые в полной мере определяют поставку древесного сырья, т.е. высоко влияние сезонности;
- рост стоимости энергоносителей, рост транспортных тарифов, ухудшение качественных характеристик лесфонда предприятий-поставщиков;
- Отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
- дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции;
- установленное на многих складах погрузки леса для железнодорожной транспортировки, грузоподъемное оборудование не отвечает современным требованиям.
Вышеуказанные проблемы являются системными
и требующими тщательной подготовки
для их решения, и реализацией
некоторых из них государство
занимается не первый год.
В сложившихся условиях возникает
другая важная проблема лесопромышленного
комплекса - недостаток инвестиций.
За 10 лет финансирование отрасли
сократилось почти в 15 раз.
Лесная отрасль мало привлекательна
для инвестиций в силу большого
числа некоммерческих рисков, связанных
с политической нестабильностью
России, несовершенством лесного
законодательства и отсутствием
четкой государственной политики
в отношении ЛПК. Проблема осложняется
неустойчивостью показателей финансово-экономической
деятельности предприятий лесной промышленности,
около половины которых являются убыточными
и находятся на грани разорения.
На данном этапе развития лесной
отрасли в РФ её можно охарактеризовать
как высокорискованную. Пока не заработают
все звенья технологической цепи
лесопереработки, отрасль так и
будет оставаться высокорискованной
для инвестиций и кредитования работающих
в ней организаций. [13.]
3.2. Перспективы развития
лесной промышленности в Российской
Федерации
Все перспективы развития лесной промышленности
отражены в «Стратегии развития лесного
комплекса Российской Федерации на период
до 2020 года».
Стратегия:
- определяет приоритетные направления развития лесного комплекса в части заготовки и переработки древесного сырья и пути их реализации;
- служит концептуальной основой для развития государственно-частного партнёрства в лесном комплексе;
- обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития лесного комплекса в долгосрочной перспективе;
- служит основой для принятия решений по поддержке на государственном уровне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесопереработки в регионах Российской Федерации.
Перспективными продуктовыми нишами
для российской лесобумажной продукции
в перспективе до 2020 году являются:
- по пиломатериалам
– страны СНГ, страны Балтии, страны
Западной Европы, Египет, Китай, Япония;
- по фанере клеёной
– США, страны Балтии, Германия, Франция,
Италия, Египет;
- по целлюлозе – Китай,
страны Западной Европы, страны Восточной
Европы, Республика Корея;
- по бумаге и картону
– Германия, Турция, страны Восточной
Европы, Китай.