Формы и методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, занимает важное место в экономике страны. Леса России – один из важнейших возобновляемых природных ресурсов составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3

ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ………………………...4

1.1.
Лесная промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………………...……4

1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия на лесную промышленность в России…………6

1.3.
Анализ современного состояния лесной промышленности в России………………………………..………………………..10

ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…...13


2.1.
Формы воздействия государственных финансов на лесную промышленность в Российской Федерации………………...13

2.2.
Методы воздействия государственных финансов на лесную промышленность в Российской Федерации………………...15

ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..……16


3.1.
Основные проблемы лесной промышленности в Российской Федерации………………………………………………….....16

3.2.
Перспективы развития лесной промышленности в Российской Федерации……………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……...24

Файлы: 1 файл

Мой курсовик.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

Экспорт лесной и ЦБ продукции по итогам 2011 года составил порядка 10,4 млрд. долларов США, рост более 10% к уровню 2010 года. Среди основных экспортных товаров  ЛПК РФ наибольший рост стоимости  экспорта в 2011 г. относительно 2010 г. пришелся на фанеру; выросли объемы физического  экспорта по пиломатериалам – 12%, по целлюлозе  древесной 9%, по фанере клееной – 1,4%.

Объем производства древесины необработанной по России в 2011 году остался на уровне 2010 г., рост 4% до 109 млн. пл.м3. Выпуск необработанной древесины хвойных пород в отчетном году сократился на 3%, лиственных пород, напротив, вырос на 18%. Важно отметить, что за последние пять лет пик производства необработанной древесины пришелся на 2007 г., уровень производства в этот год составил более 134 млн. пл. м3. После спада в 2009 г., объемы производства вновь стали расти. Причем производство круглых лесоматериалов лиственных пород росло опережающими темпами по отношению к хвойной древесине. Цены производителей по РФ на бревна хвойных пород на конец 2011 года выросли до 1337 руб./пл. м3. Рост цен составил 8% за год. Лиственные породы круглых лесоматериалов выросли за год на четверть, до 908 рублей за пл. кубометр.

Россия  занимает пятое место в мире по вывозке древесины. В понятие  «вывозка древесины» входит круглый  лес (т.н. промышленный, или деловой  лес), а также топливная древесина. Ежегодно вывозка древесины в России составляет порядка 175 млн. пл. м3.

По целлюлозно-бумажному  производству; издательской и полиграфической  деятельности рост в 2011 году составил 101,8%, в том числе по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них – 104,4%. Наибольший прирост объемов производства целлюлозно-бумажной продукции достигнут в производстве тароупаковочной продукции. В издательской и полиграфической деятельности объемы производства в 2011 году сохранились на уровне 2010 года. При этом отмечалось увеличение объемов производства журналов (на 7,9%), газет (на 5,3%), книг (на 3,1%). Объем произведенной бумаги в отчетном году составил 4,7 млн. тонн, достигнув максимальный уровень за последние семь лет. [11.]

В России сосредоточены большие объёмы лесных ресурсов. Лесная промышленность находится в состоянии стабильного роста.

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ  ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.1. Формы воздействия государственных финансов на лесную промышленность в Российской Федерации

Формы воздействия  можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые  формы воздействия регулируют отрасль  напрямую, без «посредников». Косвенные  формы  влияют на объект не самостоятельно, а с помощью третьего лица.

К прямым можно отнести:

  1. Создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности лесной отрасли.
  2. Обеспечение экологической безопасности.
  3. Создание на территориях, богатых ресурсами, необходимой инфраструктуры: транспортной, энергетической, жилищной.
  4. Изменение структуры территориального размещения  производственных мощностей.
  5. Совершенствование структуры лесопромышленного производства в зарубежных странах (опережающий рост  производства плит с ориентированной стружкой (OSB) и плит средней плотности (МДФ)).
  6. Развитие мощностей по глубокой механической, химической,  энергетической переработке древесины.
  7. Предполагается перевод объектов муниципальной тепло- и электроэнергии в многолесных районах - на биотопливо из древесных отходов. Это позволит:
      • качественно улучшить лесопользование за счет обеспечения утилизации отходов лесозаготовок и лесопиления;
      • снизить выбросы в окружающую среду;
      • утилизировать отходы гидролизной отрасли (лигнина).
    1. Государственная поддержка расширения объемов деревянного домостроения (способствует масштабному развитию внутреннего рынка изделий глубокой механической и химико-механической переработки древесины).

     К косвенным формам воздействия относится:

  1. Применение межрегионального характера к территориальному планированию размещения предприятий лесной отрасли.
  2. Наращивание производственных мощностей Рослесхозом.
  3. Развитие нового производства в лесодостаточных районах европейской части России,  Сибири и Дальнего Востока.
  4. Переработка  ресурсов деловой древесины, высвобождаемых от сокращения экспорта кругляка.
  5. Модернизация ведущих предприятий ЛПК в существующих центрах развития лесной отрасли.
  6. Создание обратной связи между рынками лесоматериалов и системами лесной сертификации и маркирования заготовленной древесины.
  7. Оптимизация инфраструктуры лесного сектора (транспортной, перерабатывающей, природоохранной).
  8. Энергетическая безопасность регионов.
  9. Создание условий формирования рынка второстепенных лесных ресурсов, охоты и спортивного рыболовства.
  10. Совершенствование развития лесозаготовок, вывозки, лесопиления, деревообработки и утилизации древесных отходов путем поэтапной оптимизации технологий лесозаготовки и вывозки: от хлыстовой заготовки к сортиментной, от нижних складов к продаже древесины по прейскуранту. [12.]

Существует  большое количество прямых и косвенных  форм воздействия государственных  финансов на лесную отрасль в России.

2.2. Методы воздействия  государственных финансов на  лесную промышленность в Российской  Федерации

Методы воздействия государственных  финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность различны, к ним относятся:

    1. Новая схема районирования территории регионов для целей создания углеродопоглощающих лесов.
    2. Перечень пустующих земель на территории регионов, пригодных для целей лесовыращивания.
    3. Реестр земельных ресурсов и их резервов на территории регионов.
    4. Программа инвентаризации и сохранения увлажненных лесных земель, болот и водных источников с целью уточнения их вклада в углеродный бюджет регионов.
    5. Финансовый механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов в обмен на углеродный сертификат.
    6. Финансовый механизм взаимозачетов по выбросам парниковых газов в атмосферу и по их поглощению созданными лесами.
    7. Документирование созданных лесных культур после 1990 года для их включения в перечень углеродопоглощающих лесов («Лесов Киото»).
    8. Новая информационная политика регионов для объективного освещения в средствах массовой информации всех аспектов деятельности по созданию углеродопоглощающих лесов.
    9. Недостающие правовые нормы государственного регулирования землепользования, лесного хозяйства и охраны природы на территории регионов. [14.]

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Основные проблемы лесной промышленности в Российской Федерации

Негативное влияние мирового финансового  кризиса выразилось в существенном сокращении спроса на лесобумажную продукцию  на внутреннем и внешнем рынках.

В 2009 году лесозаготовка сократилась  на 13,2%,  обработка древесины и  производство изделий из дерева –  на 17,7%, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая  деятельность – на 12,5% процента.

Практически по всем видам продукции  отмечено падение объемов производства к уровню 2008 года. Особенно значимым это падение оказалось в сегменте деревообработки, нацеленном на строительный бизнес (производство деревянных домов, пиломатериалов, древесностружечных и  древесноволокнистых плит, фанеры –  от 12 до 22 процентов). Ситуация в лесном комплексе, таким образом, стала  отражением системных проблем российской и мировой экономики.

По-прежнему высока доля импортной  продукции на внутреннем рынке: по бумаге и картону и изделиям из них  она составляет на сегодняшний день более 50 процентов, поэтому потенциал  для роста российского лесопромышленного  комплекса, в том числе по созданию мощностей по выпуску новых видов  бумажной продукции имеется. [11.]

В качестве основных проблем развития лесной  отрасли можно отметить следующие:

  • оптимизация системы государственного управления лесами;
  • высокий моральный и физический износ основных производственных фондов;
  • совершенствование механизмов распределения субвенций и порядка их расходования, доходности лесного сектора экономики;
  • внедрение в систему государственного управления лесами экономических рычагов регулирования и другие;
  • перенос центров разработки лесных массивов на территории, находящиеся на значительном удалении от основных центров переработки древесины;
  • отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет разрабатывать «спелые» участки лесных массивов в полном объеме, в результате чего в настоящее время разрабатывается лишь 1/3 от расчетного объема лесозаготовки;
  • повышение качества исполнения органами исполнительной власти регионов переданных полномочий в области лесных отношений;
  • отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • неудовлетворительная экологическая обстановка в отрасли: согласно данным из различных источников деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность вносят вклад в загрязнение атмосферного воздуха на уровне 3% и в сброс сточных вод в поверхностные водоемы на уровне 6% от общего объема выбросов в России при потреблении свежей воды в размере 5%;
  • высокая зависимость от политических рисков - государственное регулирование отрасли оказывает на нее существенное влияние;
  • увеличение вывозных пошлин на необработанный лес, не подкрепленное реальными возможностями по его переработке, ведет к массовому банкротству лесозаготовителей и еще больше усложняет положение отечественного леспрома;
  • усугубляет положение недостаток экономически доступных ресурсов;
  • отсутствие четких лесных планов и лесных регламентов. Формально на данный момент разработчики лесных планов и лесохозяйственных регламентов из всех перечисленных документов могут опираться только на материалы лесоустройства;
  • незаконная рубка и вывоз леса, привлечение работников без оформления соответствующих документов;
  • отрасль подвержена влиянию климатических изменений, которые в полной мере определяют поставку древесного сырья, т.е. высоко влияние сезонности;
  • рост стоимости энергоносителей, рост транспортных тарифов, ухудшение качественных характеристик лесфонда предприятий-поставщиков;
  • Отсутствие правовой базы в Российском законодательстве по строительству и эксплуатации лесных дорог не позволяет компаниям заниматься их коммерческим использованием;
  • дефицит специализированных железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки лесной продукции;
  • установленное на многих складах погрузки леса для железнодорожной транспортировки, грузоподъемное оборудование не отвечает современным требованиям.

Вышеуказанные проблемы являются системными и требующими тщательной подготовки для их решения, и реализацией  некоторых из них государство  занимается не первый год.

 В сложившихся условиях возникает  другая важная проблема лесопромышленного  комплекса - недостаток инвестиций. За 10 лет финансирование отрасли  сократилось почти в 15 раз.  Лесная отрасль мало привлекательна  для инвестиций в силу большого  числа некоммерческих рисков, связанных  с политической нестабильностью  России, несовершенством лесного  законодательства и отсутствием  четкой государственной политики  в отношении ЛПК. Проблема осложняется  неустойчивостью показателей финансово-экономической деятельности предприятий лесной промышленности, около половины которых являются убыточными и находятся на грани разорения.

На данном этапе развития лесной отрасли в РФ её можно охарактеризовать как высокорискованную. Пока не заработают все звенья технологической цепи лесопереработки, отрасль так и  будет оставаться высокорискованной  для инвестиций и кредитования работающих в ней организаций. [13.]

 

3.2. Перспективы развития  лесной промышленности в Российской  Федерации

Все перспективы развития лесной промышленности отражены в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

Стратегия:

  • определяет приоритетные направления развития лесного комплекса в части заготовки и переработки древесного сырья и пути их реализации;
  • служит концептуальной основой для развития государственно-частного партнёрства в лесном комплексе;
  • обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней по направлениям развития лесного комплекса в долгосрочной перспективе;
  • служит основой для принятия решений по поддержке на государственном уровне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесопереработки в регионах Российской Федерации.

Перспективными продуктовыми нишами для российской лесобумажной продукции  в перспективе до 2020 году являются:

  • по пиломатериалам – страны СНГ,  страны Балтии, страны Западной Европы, Египет, Китай, Япония;
  • по фанере клеёной – США, страны Балтии, Германия, Франция, Италия, Египет;
  • по целлюлозе – Китай, страны Западной Европы, страны Восточной Европы, Республика Корея;
  • по бумаге и картону – Германия, Турция, страны Восточной Европы, Китай.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Ф