Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 20:21, курсовая работа
В этой работе мы рассмотрим основные признаки иностранных инвестиций в экономику России, а также немного рассмотрим историю привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Стратегия регулирования иностранного капитала в России……….4
1.1. Основные аспекты стратегий………………………………………..4
1.2 Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций…………6
Глава 2. Россия и зарубежные инвестиции…………………………………..11
2.1 Положение России на мировом рынке инвестиций……………….11
2.2 Иностранный капитал в современной России……………………..13
Глава 3. Инвестиционная ситуация в промышленности России…………...16
3.1 Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс..16
3.2 Новые месторождения и перспективы ин. капитала………..…….19
3.3 Стратегические регионы: от империи и обратно………………….20
Заключение……………………………………………………………….24
Приложение………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………27
Одновременно
были поставлены цели: увеличение инвестиций,
рост занятости, улучшение платёжного
баланса, ограничение импорта и
экспорта филиалов, снятие неэффективности
из-за неконкурентной рыночной структуры,
обмен технологиями и на этой основе
- обновление промышленности. Предусматривалось
также противодействие влиянию
транснациональных корпораций (TNC) на
формирование политики. В итоге относительно
жёсткого государственного регулирования
Южная Корея стала
Примерно та же политика обеспечила экономический успех Республике Китай на Тайване.
Итак, опыт
США, Англии, Франции, Финляндии, стран
Восточной Азии показывает, что на
стадии роста до конца прошлого века
эти государства вовсе не проводили
либеральную политику по отношению
к иностранным инвестициям. Мало
того, вначале эта политика почти
всегда была запретительной для иностранного
капитала в отношении земли и
природных ресурсов. То есть либерализм
как идеология побеждает только
тогда, когда страна осознает себя развитой
и уверена в
В завершение
приведём пример тоталитарно-религиозного
регулирования иностранных
1. Иностранный
капитал не пользуется
– привлекается в те отрасли народного хозяйства, где запрещена деятельность частных национальных компаний (критерии не обозначены);
– влечёт
за собой возникновение какого-
– не является
полностью частным, и в нём
участвует иностранное
2. Не
разрешается привлечение
3. Формы, виды и цели деятельности не должны противоречить нормам ислама.
Предложения отечественных экономистов по расширительному толкованию стратегических ограничений иностранного капитала вполне адекватны практике Ирана, что вполне понятно, имея в виду некоторые параллели экономической ситуации: Иран занимает второе, после России место по запасам газа и входит в десятку нефтедобывающих стран. Наличествуют также демографические ассоциации и общности исторического опыта.
В стратегиях государственного протекционизма имеются и различия. В таблице представлены (для сравнения) оценочные показатели правового режима инвестиционной деятельности европейских стран, России и Ирана. (см. Таблица 1 в Приложении).
Глава 2. Россия и зарубежные инвестиции.
2.1 Положение
России на мировом рынке
По обобщающим
критериям инвестиционное законодательство
России и стран ЕС практически
аналогично. Вместе с тем законодательное
закрепление условий для
Как видно,
требования российских сторонников
ограничения иностранных
Известно, что недовольство иностранных инвесторов условиями деятельности в России связано не с отсутствием или жёсткостью законов, а с хаотичностью их применения. Напротив, обиды государственных чиновников де-факто связаны с тем, что иностранные фирмы требуют буквального применения уже имеющихся законов. Иностранные партнёры и менеджеры привлекаются в некоторые корпорации только потому, что это усиливает защиту от недобросовестного чиновника. Показательно, что с этим прискорбным фактом соглашаются и представители всех уровней власти.
Опыт
ныне развитых стран свидетельствует
о необходимости
Российская
специфика состоит именно в том,
что эта бизнес-прослойка
С другой
стороны, вполне объяснимы ностальгические
мечты об огосударствлении внешнеэкономической
деятельности: в стране возникли серьёзные
трудности из-за лавинного расширения
круга деловых (а иногда и "деловых"
в криминальном смысле) людей, вовлечённых
в международный бизнес. То есть
проблема, по существу, вышла за рамки
регулирования иностранного предпринимательства
на уровень государственной
Россия
не впервые стоит перед подобным
выбором. В генезисе современного подхода
к иностранным инвестициям
Знаковой
личностью для современных
Система Витте способствовала развитию экономики: к 1900 году Россия вышла на 1-е место в мире по добыче нефти, сеть железных дорог прирастала североамериканскими темпами. Хорошо размещались в Европе высокопроцентные облигации русских государственных займов.
Однако в конце своего служения Витте стал утверждать, что в России "задача торговой политики сводится в настоящее время к настойчивому и последовательному протекционному режиму... До той поры когда режим этот подготовит прочно развитую промышленность, могущую выдержать... внутреннюю, а затем и внешнюю конкуренцию" .
Весь "либеральный" период Российская империя накладывала ограничения на деятельность иностранцев в отраслях военно-стратегического значения и тех отраслях, где делалась ставка на отечественный капитал. Казённые заводы управлялись только российскими подданными; государство ставило под жёсткий контроль нефтепромышленность, добычу и обработку драгоценных металлов, запретило иностранцам доступ в золотопромышленность.
Однако
отечественный капитал проявил
слабый интерес к этим отраслям.
Поэтому по особому дозволению императора
иностранным компаниям давались
разрешения на золотодобычу: с 1906 года
позволено "приобретение в пользование
или в собственность
2.2 Иностранный капитал в современной России
На ранних
стадиях трансформации
– средний
и мелкий иностранный капитал, привлекаемый
высокой рентабельностью и
– инвестиции от представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также оффшорных компаний, вкладывающих в Россию незаконно вывезенный и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов риски существенно снижены за счёт знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов.
Подобные инвестиции не служат насущной потребности технического обновления экономики за некоторым исключением - например, массовой "мобильной" телефонизации населения; но и здесь в основном присутствует так называемый серый капитал. Причина не только в "злокозненности" мирового капитализма. Просто вне отраслей ВПК в России почти отсутствуют бизнес-структуры, способные на коммерческой основе принять иностранные высокие технологии. А для национальных военно-промышленных компаний коммерция на технологическом поприще не главная задача.
Стратегические
ограничения иностранного капитала
в оборонной промышленности России,
вплоть до запретительных мер, вполне
логичны из соображений национальной
безопасности: государственный сектор
отечественной тяжёлой
Исторически сложилось, что за отраслями российского ВПК зафиксированы основные патенты и ноу-хау в сфере высоких технологий. Именно в его институтах или под его патронатом сложились всемирно известные научные коллективы. Поэтому наряду с ограничением "внешнего" влияния транснациональных корпораций желательно избежать "внутреннего" давления государственных предприятий ВПК в сторону расширительного понимания "стратегических ограничений", имея в виду облегчить продвижение на мировой рынок отечественных технологий гражданского и двойного назначения.
Сейчас методы давления ВПК на все ветви и уровни российской власти поистине безграничны. Между тем имеется мировой опыт регулирования правил и условий лоббирования интересов в инвестиционной деятельности - в основном это законодательно закреплённая подотчётность заинтересованных фирм и физических лиц в денежных и материальных ресурсах, затраченных ими на сопровождение инвестиционных проектов и получение государственных ресурсов.
К несомненно закрытым для иностранного капитала стратегическим сферам можно отнести лишь чисто военные технологии, что и делается во всём мире, однако с разной степенью паранойи. Дело в том, что неизбежной расплатой за полную закрытость ВПК выступает техническое отставание гражданских наукоёмких отраслей.
Стоило бы вспомнить, что в стране накоплен значительный невостребованный потенциал инженерно образованных специалистов, который неэффективно используется в рамках государственных компаний, но может влиться в формирующиеся структуры малого и среднего инновационного бизнеса. Желательно направить прямые иностранные инвестиции на техническую помощь в подготовке кадров и на привлечение новых технологий (в форме технопарков, экономических зон и проч.). Иностранные кредиты могут быть заменены средствами стабилизационного фонда.
Глава 3. Инвестиционная ситуация в некоторых отраслях промышленности России.
3.1 Иностранные
инвестиции в топливно-
Инвестиции (прямые) в реальный сектор российской экономики вкладывают в основном США (более 60%), а также Нидерланды, Кипр, Германия (доказано, что для Кипра, Люксембурга и Виргинских островов - это российские "отмытые" деньги). Из накопленных в российской экономике к 2003 году иностранных инвестиций на прямые инвестиции компаний США приходилось 4,22 млрд долл., Кипра - 3,9 млрд, Нидерландов - 2,4 млрд, Великобритании -2,2 млрд, Германии - 1,7 млрд долларов .
Основные вложения по разделу "промышленность" предназначены отраслям ТЭК. Однако масштабы накопленных за десять лет инвестиций в ТЭК (25-27 млрд долл.") несоразмерны амбициозным планам его развития.
Общая потребность
в них для ТЭК России - с учётом
внутреннего потребления и
Информация о работе Формы участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов