Франчайзинг как форма увеличения капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:08, дипломная работа

Описание работы

Впервые франчайзинг стал использоваться в США в 1851 году, когда владелец компании по производству швейных машин Исаак Зингер начал заключать договоры с дистрибьюторами продукции на передачу франшизы. Франчайзинговый контракт подразумевал право на реализацию товара в определенной части Соединенных Штатов Америки. Позже система немного видоизменилась и компания «Зингер» стала сотрудничать с независимыми организациями, которые получили больше прав, в том числе и на использование торговой марки. Франчайзингом быстро заинтересовались крупные представители индустрии безалкогольных напитков. Компании «Coca-cola» и «Pepsi» использовали новый вид ведения бизнеса, как способ распространения своего товара и увеличения спроса.

Файлы: 1 файл

Первая глава дипломной работы на тему.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что эта цифра  невелика и тоже может быть поставлена под сомнение, увеличение количества франчайзеров и потенциально готовых  субъектов рынка к использованию концепций франчайзинга для расширения своего присутствия отрицать сегодня нельзя. Российский потребитель видит на рынке уже известные ему марки "Кодак", "Баскин Роббинс", "Ростикс", "Гриль Мастер", "Эконика обувь", "Копейка" и другие. Владельцы этих марок работают по системе франчайзинга. При всем разнообразии концепций можно выделить общие признаки, присущие этим организациям. Все они имеют продукт (товар, услугу, работу), который завоевал свою популярность у потребителей. Качество этого продукта гарантирует торговая марка. Именно марка является тем инструментом, который формирует предпочтения потребителей. Интерес к продукту и марке постоянно поддерживается с использованием различных маркетинговых инструментов.

Франчайзеры расширяют свое присутствие на рынке, успешно продвигают свой продукт и соответственно имеют доходы, позволяющие им развиваться дальше. Т.е. имеется технология деятельности, позволяющая приобретать и сохранять конкурентные преимущества на рынке. Продукт, марка и технология в совокупности, привлекающие внимание независимых посредников стали новым продуктом, который является предметом своеобразной продажи во франчайзинге. Интерес самостоятельных юридических лиц к использованию уже отработанной системы, позволяющей без лишних затрат, например, связанных со становлением бизнеса, зарабатывать деньги является стимулом кформированию отношений в форме франчайзинга.

 Наибольшая активность наблюдается в секторах продажи товаров народного потребления и общественного питания, а также в секторе услуг.

 

Рис. 1.2 – Структура франчайзинговых сетей по специализации13

 

По продаже товарами народного  потребления структура франчайзинга имеет следующие долевые значения:

 

Рис. 1.3 – Специализация франшизных сетей по торговле ТНП14

 

В секторе услуг более активно  выходят на рынок организации  по обучению и деловым услугам (консалтинг, бухучет, аудит), а также салоны красоты и фитнес-центры.

Активность в секторе франчайзинга определяется теми преимуществами, которые  приобретают участники сети, например,повышение  экономической эффективности в  пределах цепи производства и/или распределения;координация  между участвующими субъектами рынка; оптимизация затрат на различных уровнях; минимизация коммерческих рисков; повышение конкурентоспособности цепи в целом и каждого ее участника.

 

Рис. 1.4 – Специализация франшизных сетей по услугам населению15

 

Сами франчайзеры не дают однозначной  оценки темпам роста франчайзинга в  России. Мнения опрошенных (40 компаний) в процентном соотношении распределились следующим образом:

 

Рис. 1.5 – Развитие сектора франчайзинга16

По результатам опроса независимых  участников рынка (не задействованных  в секторе франчайзинга), проведенном  в Нижнем Новгороде Центром консалтинга  Союза магазинов Нижегородской  области и Школой профессионального франчайзинга в марте 2006 "Франчайзинг: перспективы Нижегородского бизнеса" 46% опрошенных считают, что франчайзинг развивается в России средними темпами, около 40% имеют противоположную точку зрения, а именно медленно. Показательным является тот факт, что 34 % из 240 опрошенных участников выставки уже развиваются в формате франчайзинга или думают стать франчайзерами или франчайзи. Большинство участников на вопрос "Верите ли вы в перпективность бизнеса развивающегося посредством франчайзинга" ответили утвердительно-78,2 %. Среди преимуществ и перспектив названы :минимум затрат и известная марка, усовершенствования и поддержка бизнеса, дополнительное финансовое развитие, признание этой формы в мире, целесообразность и актуальность, дополнительная возможность вложения денежных средств, хороший способ адаптации, более легкий и динамичный способ, чем самостоятельное развитие, известность и минимальный риск, дополнительные возможности в конкуренции. Среди факторов, послуживших причиной отрицательных и сомневающихся ответов названы отсутствие опыта в России и недостаточность информации, отсутствие порядочности и случаи воровства.

Более 70% участников опроса считают, что  в секторе франчайзинга есть проблемы или много проблем. Среди проблем  франчайзера с франчайзи, франчайзерами названы следующие: непонимание, отсутствие стабильности, несоблюдение условий договора, отсутствие опыта, недостаток информации, несовершенство законодательства, межличностные проблемы. По аналогичному вопросу франчайзи указали на упрямство, отсутствие взаимной заинтересованности на стадии переговоров, недостаточную организованность, наличие проблем.

К основным проблемам взаимоотношений  франчайзера и франчайзи сами франчайзеры относят невыполнение и нарушение стандартов, невыполнение договорных обязательств, невыплата роялти, выход франчайзи из сети и досрочное расторжение договора, незаконное использование прав интеллектуальной собственности. Достаточно распространенными в практике франчайзинга являются нарушения со стороны франчайзеров, к которым можно отнести:отсутствие декларируемых прав на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности, несоответствие названия типу договора;отсутствие регистрации и соответственно недействительность договора; совмещение нескольких договоров и несоответствие обязательств;неоказание декларируемой поддержки и ложные обещания о возможной доходности франчайзи; нераскрытие информации ,необходимой для принятия решения о франшизе;давление продуктом и необоснованное повышение цен; отсутствие механизмов расторжения и продления договора.

Можно выделить ряд существенных факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России и порождают проблемы в взаимоотношениях участников франчайзингового рынка. К основным факторам можно отнести: нелегализованность термина франчайзинг отсутствие концептуального подхода к развитию франчайзинга на государственном уровне; неурегулированность правовых, налоговых, административных и других вопросов;барьеры ,связанные с получением кредитных ресурсов;недостаток специалистов; отсутствие специализированного образования.

В настоящее время терминологическая  неопределенность не позволяет идентифицировать франчайзинг и формализовать  его как объект, определяемый рядом  признаков. Любые формы, в том  числе свободное регулирование возможно только в случае наличия объекта, подлежащего регулированию. В большей части поэтому, вопрос о правовом регулировании франчайзинга в России до настоящего времени остается открытым, и мнения специалистов в этой области расходятся. Конечно, невозможно с большой точностью классифицировать существующие точки зрения и придерживающиеся этих точек зрения группы специалистов, но в первом приближении можно говорить о следующих вариантах:

• ничего не изменять в сложившемся  порядке регулирования. Этой точки зрения, по крайней мере публично, придерживаются в основном зарубежные специалисты, поскольку применимым правом является право происхождения прав на объекты интеллектуальной собственности и правила игры боле менее понятны. Этого мнения придерживаются также успешно действующие франчайзеры, поскольку уже приспособились с существующим нормам.

• внести изменения в 54 главу Гражданского Кодекса. Суть изменений в основном касается снятия двойной регистрации  договора коммерческой концессии, исключение контрольных функций для франчайзера, изменение в части снятия ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, а именно субсидиарной ответственности о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых ,оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии, и солидарной ответственности к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, а также по части прав пользователя на заключение нового договора. Этого мнения придерживаются по понятным причинам действующие франчайзеры, а также представители некоторых общественных организаций.

• ввести специальный закон, регулирующий франчайзинг. По этой точке зрения пока трудно выделить основную группу, поскольку  это озвучивается публично наименее активно. Наиболее часто это мнение можно услышать от франчайзеров,тех специалистов, которые владеют вопросами и тенденциями развития франчайзинга и формами его регулирования в других государствах и представителей научной среды, обладающих теоретическими знаниями в этой области.

Мнение опрошенных франчайзеров в  январе - феврале 2006 гора относительно необходимости внесения изменений  в законодательстве распределились следующим образом:

Как будет развиваться ситуация на Российском рынке далее, во многом зависит от активности самих участников франчайзингового рынка, специалистов в этой области, научных кругов, а также позиции некоммерческих организаций, которые приняли на себя обязательства защищать интересы этого сектора.

 

Рис. 1.6 – Нужны ли изменения в законодательстве

 

Поскольку определить эффективность  франчайзинга некой концепции бизнеса  без тщательного анализа невозможно, iFranchise Group выделила ряд из 12 прогностических  критериев, с помощью которых можно оценить готовность компании к франчайзингу и вероятность того, что она достигнет успеха в качестве франчайзера.  
 
1. Доверие — чтобы продать франшизы, компания сначала должна пользоваться доверием в глазах их предполагаемых покупателей. Доверие может отражаться в ряде показателей: размер фирмы, число ее подразделений, длительность работы, работа подразделения-прототипа, публичность, осведомленность потребителя о марке и эффективность менеджмента; все они важны и значимы.  
 
2. Различение — кроме доверия, предлагающая франшизу фирма должна иметь достаточные отличия от своих соответствующих конкурентов. Они могут принимать вид отличающегося изделия или услуги, меньших капитальных затрат, уникальной стратегии маркетинга или различных целевых рынков.  
 
3. Переносимость знания — следующим критерием эффективности франчайзинга является способность обучить системе другие фирмы. Для передачи франшизы обычно нужно, чтобы бизнес мог передать необходимые знания ее предполагаемому получателю за относительно короткое время. Вообще говоря, если бизнес настолько сложен, что получателя франшизы нельзя обучить ему за три месяца, то у фирмы будут трудности с франчайзингом. Некоторые комплексные франчайзеры преодолевают этот недостаток, направляя свою деятельность только на тех предполагаемых получателей, которые уже «обучены» в их сфере (например, медицинская франшиза направлена только на врачей).  
 
4. Приспособляемость — далее надо определить, насколько хорошо концепцию можно перенести с одного рынка на другой. Некоторые концепции (например, барбекю) не очень хорошо приспосабливаются к обширным географическим пространствам из-за региональных различий во вкусах или предпочтениях потребителя. Другие (например, медицинская практика) ограничиваются различными законами государств. Еще другие концепции работают только в силу своего уникального размещения. Некоторые работают благодаря уникальным способностям или талантам стоящих за ними людей. Наконец, некоторые концепции успешны только потому, что основаны на годах настойчивости и создания связей.  
 
5. Чистые и успешные действия прототипа — для демонстрации эффективности системы необходима демонстрация чистого прототипа, который обычно служит средством при обучении получателей франшизы. Прототип также работает как испытательная площадка для новых изделий, новых услуг, методов маркетинга, торговли и эксплуатационной эффективности.  
 
6. Документированные системы — у всех успешных предпринимателей есть своя система. Но чтобы быть эффективной с точки зрения франчайзинга, такая система должны быть задокументирована так, чтобы ее можно было действенно передать получателю франшизы. Вообще говоря, франчайзеру будет нужно документировать свою политику, процедуры, системы, формы и деловую практику во всестороннем и удобном для пользователя руководстве действий и/или компьютерном обучающем модуле.  
 
7. Возможности — просто отражает способность предполагаемого получателя оплатить соответствующую франшизу. Этот критерий отражает предполагаемого получателя в той же мере, что и действительную стоимость открытия франшизы. Например, многомиллионная франшиза на гостиницу позволительна тем, кто работает с недвижимостью, тогда как им была бы непозволительна франшиза со стотысячным начальным капиталом, направленная на потенциальных клиентов с канцелярским опытом.  
 
8. Возвращение капиталовложений — это – настоящее серьезное испытание для эффективности франчайзинга. Бизнес, передающийся по франшизе, должен, конечно же, быть прибыльным. Более того, этот бизнес должен приносить получателям франшизы достаточную прибыль после платы за франчайзинг, чтобы они могли соответствующим образом окупить вложенные ими время и деньги. Рентабельность всегда относительна. Для получения осмысленного значения ее необходимо сопоставить с вложением капитала. Таким образом, инвестиция во франшизу может сопоставляться с другими инвестициями сравнимого риска, которые вступают в конкуренцию за деньги получателя франшизы. Обычно iFranchise Group ищет получателя такого, чтобы достичь показателя ROI не менее 20 процентов ко второму или третьему году деятельности. Чтобы видеть, как ваш бизнес отвечает этим критериям, попробуйте Пробу на кислую реакцию iFranchise.  
 
9. Тенденции и условия рынка — не будучи показателем эффективности франчайзинга в такой же степени, что и общим индикатором успеха любого бизнеса, эти тенденции являются ключевыми для перспективного планирования. Растет рынок или консолидируется? Как это повлияет на Ваш бизнес в будущем? Какое влияние будет иметь Интернет? Будут ли изделия и услуги получателя франшизы пользоваться спросом в будущие годы? Каковы действия других конкурентов, имеющих и не имеющих франшизу? И как будет влиять конкурентная окружающая среда на вероятность длительного успеха Вашего получателя франшизы.  
 
10. Капитал - Хотя франчайзинг - дешевое средство расширения бизнеса, оно вовсе не бесплатное. Для выполнения программы франчайзинга франчайзер нуждается в капитале и ресурсах. Ресурсы, необходимые для первоначального выполнения программы франчайзинга, будут изменяться в зависимости от рамок плана по расширению. Если компания хочет продать одну или две франчайзинговых единицы, составление необходимой юридической документации может потребовать всего 15 тысяч долларов. Однако для франчайзеров, нацеленных на активное расширение, затраты на создание новой компании могут достичь 100 тысяч долларов. И когда к схеме добавлены затраты на печать, аудит, маркетинг и персонал, может оказаться, что для достижения целей расширения франчайзеру понадобится бюджет в 250 тысяч долларов или более.  
 
11. Приверженность к связям — Успешные франчайзеры сосредотачиваются на налаживании длительных взаимовыгодных отношений с получателями их франшизы. К сожалению, не все фирмы-франчайзеры понимают связь, существующую между взаимоотношениями и прибылью. Хорошие отношения с получателем франшизы позволяют франчайзеру эффективнее продавать франшизы, легче вводить в систему необходимые изменения и мотивировать франшизы и их менеджеров для обеспечения их клиентам совместимого уровня изделий и услуг.  
 
12. Эффективность менеджмента — наконец, наиболее важный аспект, способствующий успеху любой программы франчайзинга — эффективность ее менеджмента. iFranchise Group выяснила, что причиной неудач начинающих франчайзеров чаще всего являются недостаток персонала или отсутствие опыта на уровне менеджмента. Часто новые франчайзеры пытаются взять на себя все. Кроме поглощения нескольких новых работ, для которого франчайзер имеет мало времени или не имеет его вообще, он должен также показать наличие опыта в тех областях, где его опыт как раз минимален или отсутствует вовсе: маркетинг франшизы, инициативное обхождение, продажа франшизы, управление средствами на рекламу, обучение и управление действиями многих подразделений.

Франчайзинг является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов бизнеса в России. В последние три года рост числа франчайзинг компаний составил около 98%, что делает российский рынок лидером в данной области относительно других стран мира. В то же время, Россия имеет много особенностей в ведении бизнеса по франчайзингу, определение которого даже не закреплено законодательно.

Для франчезера очень  важно иметь хорошего партнера, способного взять на себя налаженную систему бизнеса и дать ему обратную связь о том, как система адаптируется на рынке, какие изменения необходимы для совершенствования бизнеса. Для франчайзи необходимо найти надежного партнера с эффективной бизнес моделью, способного оказать ему максимальную поддержку в развитии франшизы.

Финансовый кризис 2008 года показал, что  франчайзинг может быть ключом к установлению эффективного партнерства и защиты капитала в условиях инфляции и нестабильной экономики. Компании, развивающиеся по системе франчайзинга, оказались более жизнеспособными. Согласно данным Международной Ассоциации Франчайзинга во время кризиса потерпели неудачу только 6% предприятий развивающихся по франчайзингу. В то время как, более 30% компаний малого и среднего бизнеса, работавших самостоятельно разорились.

В настоящее время  в России около 500 компаний франчайзеров и почти 20000 франчайзи. Большинство франчайзинговых компаний представляют сферы продуктов питания и ресторанного бизнеса; розничной торговли одеждой и обувью; достаточно широко представлена сфера услуг. При этом доля иностранных франшиз на нашем рынке порядка 40%. Можно назвать такие известные бренды как: KFC, Subway, Baskin Robbins, Burger King, Синнабон, McDonalds, Pizza Hut; из ритейла это - Terranova, TOM TAYLOR GmbH, CALLIOPE, Tommy Hilfiger, Mango и другие. 

Наш рынок весьма привлекателен  для развития новых западных брендов, которые в поисках партнеров  в России. Международная Ассоциация Франчайзинга совместно с компанией Деловой базар представляет сегодня интересы следующих брендов для развития в нашей стране на условиях мастер франшизы: Fatburger, Dressed, Coffee Planet, Bar-B-Cutie, The Cheesecake Cafe. Каждая из предложенных концепций уникальна в своем роде. Это бренды доказавшие своим успехом на рынке эффективность своей концепции, что является лучшим доказательством надежности бизнеса.

Отечественные компании франчезеры также показывают завидный прирост партнеров в   последние 2 года. Наконец 2011 года российская компания «Экспресс Ритейл», развивающая франчайзинг сети Перекресток Экспресс и  Копейка, насчитывала 29 партнеров и 61 франчайзинговый магазин. Увеличение количества магазинов происходит как за счет увеличения количества партнеров, так и за счет увеличения количества магазинов одного франчайзи, что свидетельствует об успешности проекта. На начало 2012 года по схеме обратного франчайзинга в сети уже работают 8 партнеров и 24 магазина.

Информация о работе Франчайзинг как форма увеличения капитала предприятия