Функции финансов как проявление их сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы– показать сущность финансов в финансовой системе страны.
Исходя из цели исследования а задачи работы входит:
определить понятие финансов и типы их обращения;
выяснить сущность, функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны;
описать принципы организации финансов.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Сущность и необходимость финансов
1.1 Предпосылки возникновения финансов
1.1 Необходимость финансов
1.3 Особенности финансов

Глава 2. Функции финансов как проявление их сущности
2.1 Распределительная функция
2.2 Контрольная функция
2.3 Функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны

Глава 3. Пути повышения действенности финансового контроля органами специализированного финансового контроля

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Функции финансов как проявление их сущности. курсовая.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

а) сфера материального  производства, таким образом, оказывает  влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она  представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается,  предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

- коммерческие организации;

- бюджетные организации

В настоящее время  можно встретить организации  смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками  существуют возможности использования  финансов. Они вытекают из экономической  природы финансов. Поскольку это  распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория, воплощенная  в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для  достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства). [7]

Финансы влияют двояко:

- количественно (характеризуется  пропорциями распределительного  процесса);

-качественно (характеризуется  воздействием финансов на материальные  интересы субъектов хозяйствования).

   Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

  • с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
  • с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
  • с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства  представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Таким образом,  критерием  отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение  денежных средств, т.е. переход  от одного владельца к другому.

2. Распределительный  характер этих отношений.

3. Место возникновения  - вторая стадия воспроизводственного  процесса.

 

Глава 2. Функции финансов как проявление их сущности

2.1. Распределительная  функция

 

Финансы выполняют две  основных  функции (посредством категорий характеризуют хозяйственную деятельность себестоимость, цена, валовой доход, прибыль, амортизации и другое). Финансовые инструменты - нормы, ставки, тарифы, отчисления.): контрольную и распределительную.

Распределение - связующее  звено между производством и  потреблением.  Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода.

Главный материальный источник денежных доходов и фондов национальный доход страны- вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.  Объем НД (национального дохода) определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширении общественного производства. Размер НД (фонд потребления и фонд накопления) - определяет структуру и пропорции развития экономики.

Без участия финансов НД не может быть распределены, финансы играют роль связующего звена между созданием и использованием НД.

Финансы - это прежде всего распределительная категория.

Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов посредством особых форм движения стоимости. Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства государства. Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Распределение происходит, во-первых, когда происходит создание основных  или  первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются среди участников материального производства и делятся на две группы: доходы предприятий и зарплата занятых в материальном производстве.

Первичные доходы не  образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей, обороноспособности, отраслей  нематериальной сферы. Для этого необходимо дальнейшее перераспределение.

Оно связано с:

  • межотраслевым перераспределением
  • территориальным перераспределением наличием непроизводственной сферы
  • перераспределением доходов между различными слоями населения.

В результате такого перераспределения  образуются вторичные, производные  доходы. Это доходы - полученные в непроизводственной сфере и налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций в распределении национального дохода. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода с помощью финансов - развитие производительных сил, укрепление государства, повышение уровня жизни в стране.

Финансы, таким образом участвуя в процессах распределения и перераспределения, способствуют ликвидации диспропорций, которые возникают при первичном распределении.

Выручка поступила на расчетный счет. Из этой суммы идет отчисление налогов, затем возмещаются потребленные средства производства. Их размер определяется, в том числе в соответствии с установленными государством нормами амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расходов предметов труда и их стоимости. Далее идет оплата труда - через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду зарплаты выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в фонд занятости, пенсионный фонд и т.д. Произошло первичное перераспределение. ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему вторичному распределению.

ФОТ идет на выплату зарплату рабочим, ими выплачиваются налоги и вносы в пенсионный фонд, по нормам установленным государством. Прибыль делится между предприятием и бюджетами различных уровней.

Финансы обладают способностью объективно отражать состояние экономики хозяйствующего объекта и тем самым контролировать.

Распределительная функция  заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению  в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция  проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

    • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
    • наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
    • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального  дохода в РК происходит в интересах  структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Планируемое увеличение государственных расходов будет поддерживать необходимые для устойчивого роста экономики внутренний спрос и накопление основного капитала за счет государственных инвестиций и, при этом, не будет превышать темпы роста номинального ВВП, что обеспечивает выполнение условия принципа контрцикличности фискальной политики.

 

Рисунок 1

 

С учетом ожидаемых объемов  добычи нефти, прогнозных параметров по мировой цене на нефть Brent, расчетного обменного курса доллара США, поступления прямых налогов от предприятий  нефтяного сектора в Национальный фонд в 2012 году прогнозируются в объеме 2 230,5 млрд. тенге, в 2013 году – 1 849,0 млрд. тенге, в 2014 году – 1 794,3 млрд. тенге.

Несмотря на прогнозируемое сокращение нефтяных поступлений в  Национальный фонд, что связано с  ожидаемым незначительным снижением мировых цен на нефть в 2012 – 2013 годах, ограничение гарантированного трансферта из Национального фонда и его не увеличение в перспективе будет способствовать чистому накоплению нефтяных доходов в Фонде.

 

Рисунок 2

 

Кроме того, планируется снижение доли привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного трансферта в общем объеме поступлений государственного бюджета.

 

 

Рисунок 3

 

Ограничение использования  средств Национального фонда  в объеме гарантированного трансферта на фоне увеличения ненефтяных доходов  государства в соответствии с  политикой сбалансированности бюджета  и Национального фонда будет  способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,7% к ВВП в 2014 году.

Рисунок 4

 

Соблюдение данных фискальных правил будет обеспечивать чистое накопление нефтяных доходов в Национальном фонде и увеличение его объема, который в 2014 году по прогнозам составит 72,5 млрд. долларов США (30,4% от ВВП).

Информация о работе Функции финансов как проявление их сущности