Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:26, курсовая работа
Цель работы – изучение финансовой системы Казахстана.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
1. систематизировать учебный материал, посвященный экономическим особенностям функционирования финансовой системы;
2. дать характеристику финансовой системе;
3. проанализировать этапы развития финансовой системы Республики Казахстан;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Сущность и механизм финансовой системы 5
1.2 Функции финансовой системы 8
1.3 Роль и значение финансовой системы 11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ структуры финансовой системы Республики Казахстан 14
2.2 Анализ финансов хозяйственных субъектов 19
2.3 Анализ финансовой политики Республики Казахстан 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Таким образом, очевидно, что основными операторами казахстанского фондового рынка в настоящий момент являются крупнейшие банки и компании по управлению пенсионными активами (КУПА). В структуре биржевого оборота в 2006 г. преобладали сделки репо - 75%.
Следует отметить, что на KASE по сравнению с 2005 г. не произошло существенных структурных изменений (за исключением развития сектора автоматического репо). В настоящее время общие объемы операций растут, но относительная доля сделок с НЦБ падает (наибольший прирост в структуре биржевого рынка НЦБ по сравнению с 2005 г. получил сектор государственных пакетов акций (ГПА), рост которого составил 307%). Кроме того, следует отметить, что рост объемов сделок по сектору автоматического репо свидетельствует об увеличении потребности в краткосрочных заимствованиях. С другой стороны, это может свидетельствовать о недостатке ликвидных инструментов, что приводит к тактике их удерживания в инвестиционных портфелях и совершения с ними краткосрочных залоговых операций (репо и автоматическое репо).
Рынок иностранных валют остается на 2-м месте (после репо) по величине годового оборота на KASE. Его объем несколько вырос за счет увеличения объемов реализации на бирже валютной выручки экспортеров и активизации импортеров, которые завозили в страну в основном инвестиционные товары. Последнее является следствием быстрого роста производства при относительно неразвитом импортозамещающем машиностроении.
В 2007 организована 1-я международная Конференция в городе Алматы на тему «IPO в Казахстане», во время которой представлена презентация Регионального финансового центра города Алматы. Проведены переговоры с крупными инвестиционными банками и компаниями Казахстане, «Renaissance Capital», «Тройка Диалог», «КИТ финанс», «АТОН», «АТОЛ» по вопросам открытия офисов и представительств в Республики Казахстан для работы на РФЦА. Достигнуты договоренности с банком «Credit Suisse», крупнейшей английской брокерской конторой «Numis» об открытии офиса в Алматы. Проведена презентация Регионального финансового центра города Алматы в Лондоне на конференции, организованной Лондонской фондовой биржей. Прорабатывается вопрос о проведении в Алматы совместной конференции с Лондонской фондовой биржей на тему «Развитие фондовых рынков в Казахстане и Центральной Азии».
С осени 2007 правительство совместно с Национальным Банком и Агентством финансового надзора приняло пакет мер, направленных на поддержку строительного сектора, малого и среднего бизнеса, а также на обеспечение стабильности финансовой (банковской) системы. Одна из недавних мер – это решение президента об использовании средств Национального нефтяного фонда на сохранение и поддержание темпов роста экономики. Общая помощь государства оценивается на уровне 18 миллиардов долларов. Из Национального нефтяного фонда предполагается выделить 10 миллиардов долларов, направленных на капитализацию банков и поддержку реального сектора.
Правительство будет входить в капитал четырех крупнейших банков через вновь образованный путем слияния Фонд национального благосостояния "СамрукКазына". Будут приобретены 25% простых голосующих акций (неблокирующий пакет) и привилегированных акций, а также размещены субординированные долги. Суммы распределяются следующим образом: Народный банк Казахстана - 500 миллионов долларов, Казкоммерцбанк - 300 миллионов долларов, БТА Банк - 2,3 миллиарда долларов и Альянс-банк - 370 миллионов долларов. Кроме того, ведутся переговоры еще с 2 банками.
Для улучшения качества активов создается Фонд стрессовых активов с первоначальной капитализацией на уровне миллиарда долларов, деятельность которого будет направлена на выкуп проблемных активов.
Кроме того, принятые меры со стороны Национального Банка по снижению минимальных резервных требований и расширению перечня инструментов для осуществления операций РЕПО позволят повысить уровень дополнительной наличности в банковском секторе на уровне 3 миллиардов долларов.
Снижение налоговой нагрузки составит порядка 4 миллиардов долларов. Также предполагается привлечь средства пенсионных фондов путем выпуска облигаций на сумму до 2 миллиардов долларов на программу ипотечного кредитования и развитие жилищного сектора.
Целями монетарной политики станут обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего высокие темпы экономического роста, благоприятных конкурентных условий отечественным товаропроизводителям и устойчивости платежного баланса страны, создание условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики путем стимулирования снижения банковских процентных ставок.Основной целью монетарной политики будет удержание среднегодовой инфляции в 2003-2004 годах в пределах 4-6% и снижение ее к 2005 году до 3-5%, а в последующие годы - до 2-4%.
Основными инструментами монетарной политики будут операции открытого рынка, такие, как операции РЕПО, выпуск краткосрочных нот Национального Банка Республики Казахстан и переучетные операции с векселями.
Национальный Банк Республики Казахстан продолжит принятие мер по усилению регулирующей роли своих официальных ставок, таких, как ставка РЕПО и учетная ставка по векселям, и будет поддерживать их слабо положительными в реальном выражении. Это послужит базой для подготовки перехода к инфляционному таргетированию денежно-кредитной политики. С переходом к таргетированию инфляции будет создан механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению поставленной цели, что повысит доверие к проводимой денежно-кредитной политике.
Основное внимание Национального Банка Республики Казахстан в области платежных систем будет уделено внедрению национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек. В предстоящие годы Национальный Банк Республики Казахстан продолжит совместно с центральными банками стран ЕврАзЭС проведение работы по организации общей платежной системы стран ЕврАзЭС и другим направлениям интеграции финансовых рынков.
Монетарная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка, дальнейшему развитию страхового рынка, рынка ценных бумаг и укреплению банковской системы, созданию условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики, а также совершенствованию накопительной пенсионной системы.
Ограничения и барьеры, установленные действующим валютным законодательством Республики Казахстан, характерны для большинства стран с развивающимися рыночными отношениями.
Задача состоит в поэтапном снятии отдельных ограничений при проведении валютных операций, применении иных методов регулирования валютных операций в соответствии с требованиями времени и международной практики. Курсовая политика будет направлена на поддержку обрабатывающей промышленности и экспортоориентированных отраслей.
Полной либерализации валютного режима предполагается достичь к 2007 году. В целях повышения конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг постепенно будет уменьшаться степень валютного регулирования со стороны Национального Банка Республики Казахстан. Предполагается расширить присутствие иностранных банков на финансовом рынке Казахстана. В стратегическом плане Казахстан формируется как страна с малой открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала.
В условиях глобализации экономики крупные развивающиеся рынки более обременены поиском инвестиций, чем товаров и услуг. Это дает им возможность создания новых источников долговременных доходов. Если казахстанские финансовые ресурсы будут участвовать в развитии таких крупных рынков, как Китай и Россия, то это позволит предпринимателям иметь постоянный и надежный источник доходов.
На данном этапе финансовый сектор находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в дальнейшем, уже осуществлены. Улучшение кредитного рейтинга Казахстана до инвестиционного уровня подтверждает, что финансовый сектор Казахстана развивается успешно. Среди финансовых систем стран СНГ он является наиболее реформированным. Таким образом, Казахстан опережает страны СНГ по уровню развития финансового сектора на несколько лет.
Тем не менее, Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан считают правильным не останавливаться на достигнутом и начать переход к решению задач следующего этапа: необходимо определить направления развития на среднесрочную перспективу с учетом макроэкономических тенденций, которые будут складываться в ближайшие годы, и предполагаемых изменений в валютном законодательстве.
Правительство и Национальный Банк видят дальнейшее развитие финансового сектора в приведении всех его сегментов к международным стандартам в условиях предстоящей либерализации валютных отношений и возможного внедрения единого валютного пространства с отдельными странами.
1) Переход на принципы, инфляционного таргетирования
На период до 2006 года Национальный Банк ставит перед собой задачу снижения среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4-5 % годовых.
Такая постановка задачи обуславливает необходимость перехода Национальным Банком от инструментальных правил к принципам инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании в качестве целевого показателя рассматривается инфляция, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных процентных ставок.
При таргетировании денежно-кредитной политики для возможности обязательного достижения поставленной цели необходимо знать, каким образом изменяются действия оперативного показателя на целевой показатель. Передача управляющих сигналов происходит по различным каналам. Среди них каналы совокупного спроса, совокупного предложения, валютного и процентного паритетов и другие. Совокупность данных каналов передачи и их взаимосвязей между собой носит название трансмиссионного механизма. Таким образом, трансмиссионный механизм - это механизм передачи воздействия управляющих сигналов на целевой показатель.
С переходом к таргетированию инфляции будет создан механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению поставленной цели, что повысит доверие к проводимой денежно-кредитной политике.
б) Совершенствование денежно-кредитной статистики в Республике Казахстан
2) Либерализация валютных отношений
Поэтапное снятие отдельных ограничений при проведении валютных операций, применение иных методов регулирования валютных операций, в соответствии с требованиями времени и международной практики.
В настоящее время стабильный приток иностранного капитала в республику, устойчивость платежного баланса и обменного курса позволяют переключить акцент политики валютного регулирования с жесткого контроля над оттоком капитала на задачу повышения эффективности использования финансовых средств, а также развития внутреннего финансового рынка и появления новых финансовых инструментов.
Основные направления и этапы валютной либерализации отражены в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, в соответствии с которой для реализации первого этапа принята Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, определяющая снятие отдельных ограничений в отношении наиболее привлекательных и экономически оправданных валютных операций. В рамках Программы предусмотрены совершенствование информационной базы по валютным операциям, создание эффективного механизма предотвращения масштабных спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке и контроля за краткосрочными потоками капитала, а также систематизация и упрощение процедур валютного контроля. Реализация положений Программы создаст предпосылки для перехода от ограничительного режима валютного регулирования к рыночным формам и методам мониторинга и контроля за масштабными и потенциально дестабилизирующими потоками капитала.
Полной либерализации валютного режима, то есть перехода от разрешительного к регистрационному, уведомительному порядку проведения валютных операций и конвертируемости национальной валюты по текущим и капитальным операциям (второй и третий этапы либерализации) предполагается достичь к 2007 году. Для реализации этой цели будет подготовлена соответствующая Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы, закладывающая принципы полной конвертируемости национальной валюты. При этом за Правительством и Национальным Банком сохранится право введения ограничений в случае возникновения кризисных явлений.
3) Платежная система
Важной задачей государства в развитии платежной системы являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов.
Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане.
Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.
4) Активизация мониторинга предприятий реального сектора
Совершенствование применения инструментов денежно-кредитной политики и принятия, согласованных мер денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленных на создание условий для неинфляционного экономического роста и предотвращения резких спадов в экономике.