Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:26, курсовая работа
Цель работы – изучение финансовой системы Казахстана.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
1. систематизировать учебный материал, посвященный экономическим особенностям функционирования финансовой системы;
2. дать характеристику финансовой системе;
3. проанализировать этапы развития финансовой системы Республики Казахстан;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Сущность и механизм финансовой системы 5
1.2 Функции финансовой системы 8
1.3 Роль и значение финансовой системы 11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ структуры финансовой системы Республики Казахстан 14
2.2 Анализ финансов хозяйственных субъектов 19
2.3 Анализ финансовой политики Республики Казахстан 21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Содержание
Все виды рыночной деятельности предполагают наличие финансовых средств, которые можно приобрести на специфическом рынке - финансовом. Основными финансовыми средствами являются деньги и ценные бумаги. Деньги не являются ресурсом, но на них можно приобрести факторы производства и начать предпринимательское дела на деньги можно купить другие финансовые средства - ценные бумаги (акции и облигации). Акции и облигации свободно продаются и покупаются на финансовом рынке. Вкладывание денег в акции и облигации связано с риском, поэтому риск оплачивается в виде дивиденда (на акции) или процента (на облигации).
Следовательно, в современных условиях функции денежного рынка существенно расширились. Поэтому сегодня правильнее говорить о финансовом рынке.
Понятие финансового рынка. На финансовом рынке осуществляется купля-продажа финансовых средств, к которым относятся деньги и ценные бумаги. Те и другие обладают свойством ликвидности, т. е. способностью трансформироваться в наличность. Деньги по сравнению с ценными бумагами обладают абсолютной ликвидностью.
Спрос и предложение на финансовом рынке специфичны. На стороне спроса выступают только деньги, на стороне предложения - все финансовые активы (деньги, акции, облигации). Из этого следует, что финансовый рынок состоит из рынка ссудных капиталов (банковских ссуд) и рынка ценных бумаг (РЦБ). Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки могут предоставлять посредникам рынка ценных бумаг ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков. Посредники РЦБ, в свою очередь, могут продавать банкам ценные бумаги.
Изучение текущих потребностей, своевременный анализ динамики спроса на предоставляемые услуги, принятие научно обоснованных решений о перспективах развития финансовой системы страны являются необходимыми условиями обеспечения эффективной работы кредитно-финансовых институтов.
На данном этапе финансовая система республики Казахстан находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для ее успешного функционирования в дальнейшем, уже осуществлены. Повышение кредитного рейтинга Казахстана до мирового уровня подтверждает, что финансовый сектор Казахстана развивается успешно, а меры, предпринятые в целях эффективного развития кредитной системы республики, ставят ее на первое место среди других стран СНГ.
В этой связи рассмотрение особенностей развития и перспектив оптимизации субъектов финансовой системы республики на сегодняшний день выступает достаточно актуальной темой научного исследования.
Объект исследования – финансовая система Республики Казахстан.
Предмет исследования – особенности развития финансовой системы Республики Казахстан.
Цель работы – изучение финансовой системы Казахстана.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
Методологию исследования составляют анализ экономической литературы, статистических источников, а также общенаучные методы.
Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
На денежном рынке сделки совершаются с краткосрочными финансовыми средствами, а на рынке капиталов - с долгосрочными. Строгой грани между этими рынками не существует, так как облигации, например, имеют различные сроки погашения.
Для расширения производства предприятиям может не хватать собственных доходов. Они должны изыскать дополнительные денежные средства. В экономической теории такие денежные средства именуются инвестиционным капиталом. Инвестиционный капитал формируется из двух источников: из собственных сбережений предприятия, фирмы (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления) и заемных средств
(временно свободные денежные средства других предприятий, населения).
Прямо превратиться в инвестиции могут только собственные (личные) сбережения (семья покупает дом, используя свой вклад в банке). Чужие сбережения, чтобы стать инвестиционным капиталом, должны пройти путь через финансовый рынок. На рынке капитала с помощью посредника (например, банка) сбережения превращаются в финансовые средства (а не в производство), чтобы затем использоваться на покупку факторов производства.
Инвестиционный капитал мобилен, ограничен и уязвим. Поэтому он направляется туда, где благоприятный инвестиционный климат, где есть возможность для максимизации прибыли и минимизации риска.
Финансовый рынок ближе всего к модели совершенного рынка. Это его свойство выражается:
Ставка процента на денежном рынке как результат спроса и предложения
денег является ориентиром и для курса ценных бумаг. Особенность финансового рынка состоит в том, что он наиболее чувствителен ко всем нарушениям в процессе производства и реализации. Поэтому он рассматривается как индикатор всего рыночного хозяйства. Вместе с тем с помощью финансового рынка осуществляются тесные взаимосвязи между различными рынками, в том числе между всеми рынками ресурсов.
Ориентиром для функционирования всего финансового рынка является модель денежного рынка.
Равновесие денежного рынка. Как всякий рынок, денежный рынок складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос на деньги создается предприятиями и государством, которым не хватает собственных средств. Они - заемщики (покупатели). Предложение создается индивидуальными лицами, у которых доход больше расхода.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, значимость и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.
Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).
Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.
Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.
Однако распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.
Тем не менее финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.
Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.