Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1 Экономическое содержание государственного кредита…………….…...... 5
2 Функции государственного кредита…………………….………………….. 14
3 Дискуссионные вопросы сущности и функций государственного кредита.………………..………………………………………………………………..18
4. Основные направления развития государственного кредита в Республике Беларусь………………………………………………………….... 21
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

теория финансов.docx

— 85.31 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа: 25 с., 2 табл., 16 источников.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ФУНКЦИИ КРЕДИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Объект исследования – функции государственного кредита.

          Предмет исследования – финансовая система во всех их функциональных зависимостях

Цель работы: рассмотрение государственного кредита.

          Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.

           Исследования и разработки: раскрыта суть понятия «государственный кредит», «функции государственного кредита», выяснено, какие функции существуют у государственного кредита, а также тот факт, что данные функции глубоко взаимосвязаны.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………  4

1 Экономическое содержание  государственного кредита…………….…......   5

2 Функции государственного кредита…………………….………………….. 14

3 Дискуссионные вопросы сущности и функций государственного кредита.………………..………………………………………………………………..18

4. Основные направления  развития государственного кредита  в                           Республике Беларусь………………………………………………………….... 21

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.                                                                                                                                                                                                                                                            

           Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в Беларуси экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.

 

 

1 Экономическое содержание государственного кредита, его функции

 

Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

  • Наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки
  • Аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности, платности ( в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов)
  • Возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия, организации – кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается.

Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы сознательно ограничивают потребление, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд.

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда).

Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется преимущественно за счет госбюджета. При этом госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами.

Использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозорганов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Если рассматривать государственный кредит с точки зрения его участия в распределении национального дохода, то он присутствует на стадии перераспределения уже распределенного дохода. Дело в том, что ссудный капитал представляет собой только часть доходов и сбережений в денежной форме.

Государственный кредит представляет собой средство мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для реализации задачи функций государства,  является инструментом трансформации сбережений в капитал. 

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение их обязательств. Таким образом, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, в гарантировании кредита нуждаются, прежде всего, недостаточно надежные заемщики.

В качестве кредитора государство выступает при предоставлении кредитов иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять кредиты на льготных условиях в те отрасли, которые либо не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимость лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать следующие выводы:

  • Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;
  • Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;
  • Возникновение дефицита бюджета порождается именно временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;
  • Если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;
  • Государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, ставки  процента по государственным ценным бумагам лежат в основе системы ставок процента по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства  в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора встречаются значительно реже. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

 








 

 

Рис.1 - Система отношений, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора и гаранта

Примечание - Источник: [5, с. 36].

 

Как экономическая категория  государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов, он имеет добровольный характер. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды, то основой государственного кредита является его возвратность и платность.

Государственный кредит отличается и от других видов кредитных отношений. Эти отличия обусловлены не только по субъектам отношений, но и направлением использования средств, особенностями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения.

Привлечение временно свободных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности.

В последние годы в Беларуси имели место случаи, когда правительство республики вынуждено было погашать кредиты некоторых предприятий, взятые под гарантию правительства у других государств или иностранных компаний. Такие случаи сокращают финансовые ресурсы государства, столь необходимые для финансирования важных мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития республики.

Информация о работе Функции государственного кредита