Функции и роль кредита в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

Обязательства (Liabilities) возникают в результате совершения фирмой различных сделок и являются юридическим основанием для последующих платежей за товары и предоставленные услуги. Обычно обязательства следует регистрировать сразу при их возникновении, а в конце периода необходимо вносить корректирующие записи о начисленных и отсроченных обязательствах.

Содержание работы

1. Функции и роль кредита в рыночной экономике…………………………….3
1.1 Необходимость кредита в рыночной экономике и экономическое содержание кредитных отношений……………………………………………...3
1.2 Функции кредита и принципы кредитования………………………………4
1.3 Формы кредита……………………………………………………………….7
2. Центральный банк и его функции в рыночной экономике. Коммерческие банки: виды, функции, операции………………………………………………14
2.1. Центральный банк и его функции в рыночной экономике……………...14
2.2. Коммерческие банки: виды, функции, операции………………………..20
Тест………………………………………………………………………………24
Задача 1………………………………………………………………………….27
Задача 2……………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………………….28

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 51.18 Кб (Скачать файл)

7. По числу кредитов. Кредиты,  предоставленные одним банком. Синдицированные  кредиты, предоставленные двумя  или более кредиторами, объединившимися  в синдикат, одному заемщику. Параллельные  кредиты, в этом случае каждый  банк проводит переговоры с  клиентом отдельно, а затем, после  согласования с заемщиком условий  сделки, заключается общий договор.

8. Наличие обеспечения. Доверительные  ссуды, единственной формой обеспечения  возврата которых является кредитный  договор. Этот вид кредита не  имеет конкретного обеспечения  и поэтому предоставляется, как  правило, первоклассным по кредитоспособности  клиентам, с которым банк имеет  давние связи и не имеет  претензий по оформлявшимся ранее  кредитам. Контокоррентный кредит. Контокоррентный кредит выдается  при использовании контокоррентного  счета, который открывается клиентам, с которыми банк имеет длительные доверительные отношения, предприятиям с исключительно высокой кредитной репутацией. Договор залога. Залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения. Договор поручительства. По этому договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица (заемщика, должника) отвечать за исполнение последним своего обязательства. Заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники. Гарантия. Это особый вид договора поручительства для обеспечения обязательства между юридическими лицами. Гарантом может быть любое юридическое лицо, устойчивое в финансовом плане. Страхование кредитных рисков. Предприятие - заемщик заключает со страховой компанией договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленный срок страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90 % не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.

9. Целевое назначение кредита.  Ссуды общего характера, используются  заемщиком по своему усмотрению  для удовлетворения любых потребностей  в финансовых ресурсах. Целевые  ссуды, предполагающие необходимость  для заемщика использовать выделенные  банком ресурсы исключительно  для решения задач, определенных  условиями кредитного договора.

10. Категории потенциальных заемщиков.  Аграрные ссуды, характерной их  особенностью является четко  выраженный сезонный характер, обусловленный  спецификой сельскохозяйственного  производства. Коммерческие ссуды,  предоставляемые субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли  и услуг. Составляют основной  объем кредитных операций российских  банков. Ссуды посредникам на  фондовой бирже, предоставляемые банками брокерским, маклерским и дилерским фирмам, осуществляющим операции по купле - продаже ценных бумаг. Ипотечные ссуды. Выдаются на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют кредит банки и специализированные кредитно - финансовые институты. Кредит выдается в рассрочку. Процент колеблется от 15 до 30 % годовых.7 Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно - финансовых отношений. Коммерческий кредит. Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты. Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников. Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:

1. вексельный способ;

2. открытый счет;

3. скидка при условии оплаты  в определенный срок;

4. сезонный кредит;

5. консигнация.

Кроме банковского и коммерческого  кредита существуют так же: Потребительский  кредит, как правило, предоставляется  торговыми компаниями, банками и  специализированными кредитно-финансовыми  институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство  жилья, либо покупку земли. Предоставляют  его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты.

Государственный кредит следует разделять  на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные  секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для  финансирования бюджетного дефицита и  государственного долга. При этом государственные  облигации покупают население, юридические  лица, различные предприятия и  компании.

Международный кредит носит как  частный, так и государственный  характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных  экономических и валютно-финансовых отношений. Ростовщический кредит сохраняется  как анахронизм в ряде развивающихся  стран, где слабо развита кредитная  система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки. Само собой разумеется, что любой из этих способов может  быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Центральный банк и его функции в рыночной экономике. Коммерческие банки: виды, функции, операции
    1. Центральный банк и его функции в рыночной экономике

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмиссия кредитных  билетов, «банк банков») в России, впервые начал выполнять созданный  в 1860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями  центрального банка выполнял функции  коммерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния  с Государственным банком России, как уже говорилось выше, последний  был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение  Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР  был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

В 1921 г. был создан Государственный  банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находившийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся единым эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым центром страны, выполняя, в отличие  от центральных банков промышленно  развитых стран, функции, присущие как  центральному, так и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Госбанк СССР осуществлял  монопольную эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями  деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между  ними, кассовое исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная  монополия банковского дела и  строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и планы распределения ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении состава объектов кредитования, условий выдачи и погашения кредитов, мер кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

Центральный банк в Российской Федерации был создан после обретения  ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. – в  Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  от 10 июня 2002 года и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим  лицом. Банк России имеет печать с  изображением Государственного герба  Российской Федерации и со своим  наименованием.

Местонахождение центральных  органов Банка России - город Москва.

Уставный капитал и  иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены  Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая  золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона.

Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое  лицо, не регистрируется в налоговых  органах, осуществляет свои расходы  за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство  не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны  для органов государственной  власти РФ и ее субъектов, органов  местного самоуправления, всех юридических  и физических лиц. Проекты федеральных  законов, нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.9

ЦБР подотчетен лишь Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. Государственная  Дума по представлению Президента назначает  сроком на четыре года Председателя и  членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает  годовой отчет ЦБР и аудиторское  заключение, определяет аудиторскую  фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

В то же время ЦБ РФ тесно  связан с Правительством. Он участвует  в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка  или один из его заместителей участвует  в заседаниях Правительства РФ. Министр  финансов и министр экономики  или их заместители принимают  участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В  частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия на состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который  входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства  РФ, Банка России, а также министр  финансов и министр экономики, представители  кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет  регулярно рассматривает концепцию  совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования  деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных  и иных нормативных актов в  области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему  Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые  учреждения, учебные заведения и  другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В  этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает  во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики, устанавливает  экономические нормативы и нормы  обязательных резервов для кредитных  организаций, принимает решения  об изменении процентных ставок Банка  России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска  иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и  изъятия наличных денег из обращения.

Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» определяет три основные цели его деятельности (ст. 3):

1) защита и обеспечение  устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

3) обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Информация о работе Функции и роль кредита в рыночной экономике