Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести оценку государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в России
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть значение государственной поддержки сельхозпредприятий;
2. дать оценку государственной поддержки аграрного сектора экономики в России;
3. выявить проблемы и пути их решения.
Объектом исследования выступают сельскохозяйственные предприятия России. Предметом – государственная поддержка сельхозпредприятий.

Содержание работы

Введение 3
1 Значение государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий 5
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике 5
1.2 Необходимость государственной поддержки в агропромышленном производстве 12
2 Оценка государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в России 19
2.1 Оценка результатов развития АПК 19
2.2 Финансовое обеспечение сельхозпроизводителей 23
3 Пути совершенствования государственной поддержки агропомышленного комплекса в России 30
3.1 Меры по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков 30
3.2 Основные направления аграрной политики на 2013-2020 годы 33
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В основе аграрной политики любой страны лежит понимание особой роли аграрного сектора экономики в жизнедеятельности общества. Сельскохозяйственная продукция во всем мире является не просто товаром, она - стратегический товар, одна из основ нормального существования и прогресса общества. Поэтому поддержка агропромышленного производства является важнейшей задачей экономической политики государства.

Бесспорной  является ведущая роль государственного регулирования в таких сферах, как развитие сельской инфраструктуры, научно-исследовательские и проектные работы, образование и повышение квалификации, информационно-консультационное обеспечение, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, внешней торговли. Государственная система поддержки цен и доходов производителей должна стимулировать эффективное производство, являться мотивом для производительного труда с использованием достижений научно-технического прогресса.

Недостатки  экономической политики государства  последнего десятилетия с особой остротой проявились в положении аграрного сектора. Причиной этого стали как отраслевые особенности данной сферы, так и более сложные стартовые условия, сложившиеся к началу экономических реформ, выразившиеся в отставании агропромышленного комплекса от других отраслей народного хозяйства по основным техническим, экономическим и организационным параметрам. В результате при переориентации всей экономики с использованием натуральных ресурсов, имевших приоритетное значение в условиях дефицита, на финансовые ресурсы аграрный сектор оказался в наихудшем положении, его доступ ко всем источникам финансирования оказался резко ограниченным.

Реформирование  аграрного сектора экономики  России требует осмысления накопленного опыта по освоению рыночных форм, методов  и принципов государственного регулирования. Слепое копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса в агропромышленном производстве.

Учитывая, что  центр тяжести государственной  поддержки аграрного сектора  переместился на региональный уровень, усиливается значение мер регулирования агропромышленного производства в регионах РФ. По мнению ученых и политиков, реформы в аграрной сфере тормозятся именно на региональном уровне. Масштабы государственной поддержки в России невелики в сравнении с зарубежными странами, и это еще один аргумент в необходимости решения проблемы эффективной работы ограниченных бюджетных ассигнований в агропромышленном комплексе региона.

Цель курсовой работы – провести оценку государственной  поддержки сельскохозяйственных предприятий в России

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть значение государственной поддержки сельхозпредприятий;

2. дать оценку государственной поддержки аграрного сектора экономики в России;

3. выявить проблемы и пути их решения.

Объектом исследования выступают сельскохозяйственные предприятия  России. Предметом – государственная  поддержка сельхозпредприятий.

В исследовании были использованы источники литературы в области экономики сельского  хозяйства, а также нормативные документы, периодические издания, интернет-ресурсы.

 

 

 

1 значение государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий

1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике

Агропромышленный  комплекс (АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления. Развитие АПК сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60% товаров торговли. В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет определённую функцию.

Роль сельского  хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины экономически активного населения. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др1.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % экономически активного населения. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные  изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в  них ещё значительно ниже, а  доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Развитое сельское хозяйство является одним из факторов безопасности страны, так как делает её менее зависимой от других стран. По этой причине сельское хозяйство поддерживается и субсидируется в развитых, индустриальных странах, хотя с экономической точки зрения более выгодно было бы завозить продукты из менее развитых государств.

Агропромышленный  комплекс является одной из важнейших  отраслей экономики страны. Кроме  того, развитие аграрного сектора  определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране2.

Производство  продуктов питания является самым  первым условием жизни людей и  всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство  в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обусловливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Однако, чем  более высокоразвита страна экономически, тем больше она  производит разнообразных  услуг, работ и товаров, на фоне интенсивного роста которых аграрная продукция в количественном отношении выглядит все более скромно.

В современном  мире роль сельского хозяйства в  финансовом отношении постепенно уменьшается. Именно поэтому государственное  регулирование агропродовольственного сектора экономики в жизни мирового сообщества – объективная необходимость. Только государство  в состоянии обеспечить сбалансированный подход к экономике, учитывающий интересы всех слоев и социальных групп общества. В своей деятельности государство руководствуется, в первую очередь, общественными, национальными интересами.

Аграрный сектор экономики России остается одним  из важнейших приоритетов социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих жизнедеятельность общества3.

Создание конкурентоспособного агропродовольственного производства невозможно без поддержки аграрного  сектора экономики России государством. Объективная необходимость госрегулирования сельского хозяйства обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: обеспечение продовольственной безопасности, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников села и  другие.

Вопрос о  роли государства является одним  из центральных при характеристике процесса перехода аграрного сектора  экономики России на инновационный  путь развития. Аграрный сектор по причине своих специфических особенностей для эффективного функционирования нуждается в активной поддержки со стороны государства, которая дает ему возможности эффективно развиваться и быть конкурентоспособным в условиях рыночной экономики.

За последние 10 лет сельское хозяйство страны подверглось сильным изменениям. Благодаря комплексной, системной поддержке со стороны государства в отрасль пришли инвестиции, новые технологии, эффективные менеджеры. Одним из самых убедительных доказательств достигнутых позитивных результатов является устойчивый рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции - картофеля, зерна, овощей и мяса. Учитывая такую динамику развития, значительный природно-ресурсный потенциал нашей страны становится очевидным, что одной из основных точек роста АПК в долгосрочной перспективе будет экспорт. Для решения этой задачи будут применяться адресные меры поддержки следующих стратегических направлений в отрасли: логистики и инфраструктуры, переработки, малых форм хозяйствования, а также мелиорации и страхования. Устойчивое развитие сельских территорий остаётся приоритетной задачей.

 Реализация  этих подходов позволит обеспечить  диверсификацию сельской экономики,  повысить уровень ее конкурентоспособности  и благосостояния жителей села4.

Назовем наиболее характерные особенности сельского хозяйства.

В качестве главного, незаменимого средства производства в  сельском хозяйстве выступает земля. Качественное состояние земли улучшается при ее рациональном хозяйственном  использовании как средства производства. Однако для поддержания необходимого уровня плодородия следует возмещать не только использованные питательные вещества почвы, но и восстанавливать качественные показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными материально-техническими и финансовыми вложениями. При этом окупаемость основных объемов инвестиций растянута во времени и исчисляется несколькими годами (известкование, мелиорация, гипсование и т. д.), что сдерживает вложение средств в сельское хозяйство. Чтобы смягчить влияние этих объективных факторов, земельные угодья во всех странах, независимо от форм собственности, рассматриваются как общенациональное достояние, и затраты на их сохранение выделяются из государственного бюджета. Кроме этого, государства берут на себя значительную часть затрат, связанных с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий.

В процессе производства сельскохозяйственной продукции деятельность человека самым тесным образом переплетена с неподвластными ему природными условиями, в связи с этим вероятность окупаемости капитала и получения прибыли связаны с большим риском.

В то же время  в сельском хозяйстве происходит более быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и       т. д.).

Существенное  отличие сельскохозяйственного  производства от большинства секторов экономики заключается в том, что оно менее эффективно по сравнению с ними. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки.

Научно-технический  прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем  в промышленности.

Сельское хозяйство  отличается консервативностью и  неэластичностью, неадекватностью  реагирования на условия и требования рынка. Так, при повышении спроса на сельхозпродукцию особенности сельскохозяйственного производства не дают возможности быстро отреагировать и увеличить выпуск продукции. Имеется ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства. Нельзя существенно увеличить площадь обрабатываемых земель, даже при условии увеличения инвестиций. Это связано с естественной ограниченностью сельскохозяйственных угодий. Рост поголовья скота, особенного маточного, связан с довольно длительным для многих видов животных временным периодом его выращивания. Так, чтобы вырастить дойное стадо для производства молока требуется около трех лет. Чтобы создать плодоносящий сад, требуется более пяти лет, виноградники - не менее трех лет и т. д.

 При падении спроса на продовольствие сельское хозяйство в силу своей инертности и консервативности не может быстро приспособиться к меняющейся обстановке.

Невозможно, например, сократить или увеличить площади  и производство сельскохозяйственных культур, если уже произведены посевные работы, существенно сократить производство молока и мяса без сокращения поголовья скота. На это требуется определенный промежуток времени.

 В условиях  нерегулируемой рыночной экономики,  при свободной конкуренции цены  в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции5.

Информация о работе Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий