Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести оценку государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в России
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть значение государственной поддержки сельхозпредприятий;
2. дать оценку государственной поддержки аграрного сектора экономики в России;
3. выявить проблемы и пути их решения.
Объектом исследования выступают сельскохозяйственные предприятия России. Предметом – государственная поддержка сельхозпредприятий.

Содержание работы

Введение 3
1 Значение государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий 5
1.1 Роль агропромышленного комплекса в экономике 5
1.2 Необходимость государственной поддержки в агропромышленном производстве 12
2 Оценка государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в России 19
2.1 Оценка результатов развития АПК 19
2.2 Финансовое обеспечение сельхозпроизводителей 23
3 Пути совершенствования государственной поддержки агропомышленного комплекса в России 30
3.1 Меры по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков 30
3.2 Основные направления аграрной политики на 2013-2020 годы 33
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

2. Недостаток у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных средств для формирования оборотных и обновления основных фондов.

3. Малодоступность кредитов, необходимых для обновления основных  фондов и формирования оборотных  средств, вызванная просроченной  задолженностью по кредитам и задолженностью по налоговым платежам.

4. Зарастание сельскохозяйственных  угодий кустарником и мелколесьем,  вызванное отсутствием денежных  средств, необходимых для расширенного  воспроизводства.

5. Снижение плодородия  почв из-за небольших объемов  известкования и фосфоритования, применения минеральных удобрений, разрушения мелиоративных систем.

6. Неудовлетворительное  техническое и технологическое  обеспечение большинства сельскохозяйственных  организаций района, высокая степень  износа материально-технической базы.

7. Уровень бюджетной  поддержки не позволяет компенсировать  потери от инфляции и диспаритета  цен, своевременно и в полном  объеме пополнять оборотные средства.

8. Дефицит квалифицированных  кадров специалистов и работников  массовых профессий, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 пути совершенствования государственной поддержки агропомышленного комплекса в россии

3.1  Меры по адаптации сельского  хозяйства к условиям ВТО и  по нейтрализации рисков

В результате реализации мер государственной поддержки в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы на 2008 - 2012 годы отрасль достигла положительных результатов14.

Производство  скота и птицы на убой в живом  весе в хозяйствах всех категорий  к уровню 2005 года выросло на 42 процента, зерна - почти на 16 процентов.

Государственная поддержка в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования позволила обеспечить необходимый уровень рентабельности в отрасли, который с учетом субсидий за 2006 - 2011 годы в среднем составил 12 процентов.

С учетом динамики развития отрасли были запланированы показатели по уровню самообеспечения, которые легли в основу Доктрины (удельный вес российских продовольственных товаров в общих ресурсах), в том числе зерна - не менее 95 процентов, сахара - не менее 80 процентов, растительного масла - не менее 80 процентов, картофеля - не менее 95 процентов, мяса и мясопродуктов - не менее 85 процентов, молока и молокопродуктов - не менее 90 процентов.

Для выхода на указанные  показатели необходимо сохранить положительную  динамику развития отрасли, которая  может быть обеспечена только при  сохранении объемов государственной  поддержки в совокупности с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Учитывая обязательства России по снижению уровня таможенно-тарифной защиты в рамках присоединения к ВТО, объем средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, должен быть увеличен и доведен до согласованного уровня.

В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты динамики роста производства, набранной за 6 лет реализации национального проекта и Государственной программы на 2008 - 2012 годы, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это крайне негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2007 - 2011 годах средств государственной поддержки и частных инвестиций.

Предварительные расчеты показывают наличие следующих  рисков в условиях присоединения  к ВТО15:

  • снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;
  • невыполнение показателей Доктрины;
  • банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;
  • сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.

Меры по адаптации  агропромышленного комплекса осуществляются в рамках реализации16:

  • плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО;
  • плана по реализации предложений делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО;
  • плана мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Кроме того, утверждена "дорожная карта" по таможенно-тарифному  и нетарифному регулированию  импорта сельскохозяйственной продукции  в рамках присоединения России к  ВТО, которая подготовлена структурными подразделениями ведомства с участием отраслевых союзов и интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО.

Разрабатывается российский национальный стандарт и  система оценки качества мяса крупного рогатого скота.

Кроме того, для  преодоления возможных негативных последствий предусматривается  реализация следующих мероприятий:

  • продление действия ряда налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 года;
  • принятие федерального закона "О ветеринарии", направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных организаций;
  • подготовка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются государства - участники Единого экономического пространства;
  • усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;
  • внесение изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, в которых выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям не будут подлежать ограничениям;
  • стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка российского продовольствия на нужды армии, закупки в госрезерв и др.).

Вместе с  тем для решения задачи повышения  конкурентоспособности российского  агропромышленного комплекса до окончания переходного периода  и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования Государственной программы.

3.2 Основные направления аграрной политики на 2013-2020 годы

Для эффективного функционирования сельского хозяйства  необходимо осуществлять мероприятия  по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе  поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.

Рассмотрим  основные направления развития и  поддержка АПК в целях обеспечения  продовольственной безопасности страны:

1. Поддержание  почвенного плодородия. Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Для достижения поставленных целей необходимо решение  следующих задач:

  1. систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
  2. защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
  3. сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;
  4. внесение минеральных удобрений;
  5. организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.

2. Создание системы  государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются создание системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  1. формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
  2. обеспечение предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с учетом перехода на отечественное оборудование дистанционного зондирования земли в рамках системы информационного обеспечения.

В рамках опытно-конструкторских  работ предполагается провести техническое  и рабочее проектирование составных частей и системы в целом.

На основании  разработанной проектной документации должна быть сформирована материально-техническая  база системы информационного обеспечения, а также проведена ее отработка, опытная эксплуатация и внедрение.

3. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства. Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач17:

  1. развитие на федеральном уровне учебно-методического центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации (далее - учебно-методические центры);
  2. интеграция учебно-методических центров с системой информационного обеспечения;
  3. обеспечение переподготовки специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.

4. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных  товаропроизводителей в формировании  государственной аграрной политики. Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленных целей необходимо решение  следующих задач:

  1. участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада о ходе и результатах реализации Программы;
  2. обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
  3. разработка технических заданий на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;
  4. предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
  5. содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.

Информация о работе Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий