Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:12, курсовая работа
Сегодня, в деятельности монополии существует множество проблем, связанных с эффективностью функционирования монополистических структур, особенно их влияния на российскую экономику. Непосредственно, рыночную концентрацию и монопольную власть необходимо изучать так же, как и монополию как рыночную структуру, в целом. От их влияния на экономику зависит и экономический рост в нашей стране, и благосостояние населения России. Таким образом, Россия будет позиционировать себя на международном рынке с лучшей стороны, что не маловажно для ее развития в дальнейшем.
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Сущность монополии и монопольной власти в рыночной экономике.
1.1 Монополия и монопольная власть……………………………………………….3
1.2 Показатели рыночной концентрации……………………………………………7
1.3 Показатели монопольной власти……………………………………………….11
Глава 2. Анализ ущерба от монополизации
2.1 Положительные и отрицательные черты монополии…………………………12
2.2 Безвозвратные потери…………………………………………………………...14
2.3 Регулирование монополии………………………………………………………17
Глава 3. Государственная политика регулирования монополии в России
3.1 Основные российские естественные монополии……………………………..20
3.2 Антимонопольная политика в РФ………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список литературы………………………………………………………
В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и так далее.
Кроме уже перечисленных мною мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.
Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Заключение
Итак, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Монополия – это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя, монополист назначает цену, исходя из условия MC = MR; существуют разные виды монополий: естественная, административная, экономическая; выделяют следующие основные формы монополистических объединений: простейшие объединения, картели, синдикаты, тресты, комбинаты, концерны; фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Показатели концентрации отражают, в частности, соотношение числа фирм и распределения рыночных долей и измеряются в долях или в процентах. Существуют такие показатели, как индекс Лернера, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индексы Херфиндаля-Хиршмана и Холла-Тайдмана. Государство может воздействовать на монополии тремя основными способами: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства. Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка; реструктуризация и реформирование электроэнергетики необходимы для развития нашей экономики, подъема промышленности и снижения тарифов на потребление электроэнергии. К тому же акции улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов. Государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.
Список Литературы:
Периодические издания:
Электронные ресурсы:
[Электронный ресурс]. – Режим доступа :
Информация о работе Государственная политика регулирования монополии в России