Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:37, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение с различных позиций государственного финансового стимулирования и его влияния на модернизацию.
Задачи, которые планируется решить в ходе проведенной работы:
• рассмотреть теоретические аспекты вопроса;
• выявить эффективность государственного финансового стимулирования на конкретных примерах его применения;
• проанализировать возможные проблемы и перспективы модернизации экономики.

Файлы: 1 файл

Арбузова.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра «Теория финансов»

 

 

Реферат на тему:

Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики

 

 

Работу выполнила:                                                               Арбузова А.И., 2 курс, ГМФ 2-2, финансово-экономический факультет,

Экономика, очная форма

 

Научный руководитель:

к.т.н., доц. Долина О.Н.

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема реферата выбрана мною неслучайно, на мой взгляд, в период сложившихся нестабильных экономической и политической систем она является наиболее актуальной.

Введенные в 2014 году санкции против России, нагнетающееся противостояние между Россией и странами Евросоюза, США призывают полностью переориентировать экономику нашей страны. Еще до введения санкций, какие-то сферы требовали модернизации, вливания инноваций, другие попросту развития. Проблемы существовали и в «кормящей» нас сфере – нефте- и газодобыче, где около 70% оборудования давно устарело. Износ оборудования хоть и сократился (если сравнивать с 90-ми года XX века), но в 2013 году составлял около 54,3 %, а удельный вес полностью изношенного оборудования около 24% 1. И это та отрасль, которой мы гордимся и за счет которой мы живем?

По моему мнению, именно в такой период, когда нами введены ответные санкции, и мы практически ведем протекционистскую политику (пытаемся поддерживать отечественного производителя, не пуская зарубежных), необходимо возрождать и активно модернизировать те сферы, которые способны дать положительный результат в экономическом росте в целом.

Проведение модернизации необходимо осуществлять через систему государственного стимулирования, в частности, финансового. Помешает ли это рыночной экономике? По моему мнению, нет. Поспособствует ли это модернизации и перестройке экономики? Считаю, что да.

Целью моей работы является рассмотрение с различных позиций государственного финансового стимулирования и его влияния на модернизацию.

Задачи, которые планируется решить в ходе проведенной работы:

• рассмотреть теоретические аспекты вопроса;

• выявить эффективность государственного финансового стимулирования на конкретных примерах его применения;

• проанализировать возможные проблемы и перспективы модернизации экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы государственного финансового стимулирования

Развитие современного этапа рыночной экономики характеризуется сильным вмешательством государства. Это обусловлено тем, что в условиях столь активно функционирующих монополий рынок попросту не может саморегулироваться, поэтому это происходит с помощью более устойчивого аппарата.

Главной функцией государственного финансового стимулирования выступает устранение диспропорций и, следовательно, установление баланса в различных отраслях путем сдерживания перепроизводства в одних сферах и поддержания недопроизводства в других.

В условиях сложившейся санкционной ситуации, к сожалению, сопровождающейся низким производством в стране, другой важной функцией (или направлением) государственного финансового стимулирования становится возрождение и создание вновь особо важных отраслей, в целом, и производящих (обрабатывающих) предприятий, в частности.

Как уже говорилось выше, важным направлением финансового стимулирования является устранение диспропорций, именно поэтому оно происходит, с одной стороны, через стимулирование сегментов (недопроизводящих) экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов (перепроизводящих) на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое государственное стимулирование - это влияние на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможной или устранение имеющейся нестабильности, обеспечение модернизации передовых технологий и поддержание социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других2.

В государственном финансовом стимулировании можно выделить основные объекты: отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции (или диспропорции), а также в целом все общество.

Также в работе хотелось бы затронуть такой аспект, как формы возможного финансового воздействия со стороны государства. Существует прямое влияние и, соответственно, косвенное (опосредованное, через другие объекты). Прямое финансовое регулирование подразумевает под собой не зависящее ни от кого воздействие на определенный объект регулирования. Например, различные налоговые программы, включающие в себя налоговые каникулы, налоговый инвестиционный кредит, различные льготы и преференции, которые будут рассмотрены мною подробнее во второй главе. Нельзя не обратить внимание на столь серьезную форму воздействия, развитием которой занимаются на современном этапе становления финансового стимулирования.

Отдельные авторы, исследующие данные вопросы, считают, что воздействие государства может быть только губительным. Вместе с тем, на мой взгляд, это не так.  Рассмотрим подробнее финансовые методы воздействия, которые главным образом представлены бюджетными и налоговыми органами:

• налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

• амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

• различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии).

Если говорить о методах стимулирования социальной структуры, то здесь стоит отметить:

  • использование прогрессивной ставки подоходного налога;
  • льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами;
  • различные социальные выплаты;
  • налоговые преференции.

Необходимо отметить, что очень часто прогрессивное налогообложение выступает в качестве активатора социального напряжения, но в целом, играет позитивную роль в сфере перераспределения денежных средств и стремления установления социального равенства.

Стоит сказать, что сейчас важным является изменение отраслевой структуры, к которой стремится государство. И эта дифференциация происходит также через финансовую и, в первую очередь, налоговую поддержку3, например, малого бизнеса.

Перейдем к рассмотрению основных экономических инструментов, применяемых для государственного финансового стимулирования:

• регулирование учетной ставки;

• установление и изменение минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

• операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться менять соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в необходимом направлении.

2. Прямое финансовое стимулирование. Налоговые регуляторы инновационного развития экономики

Чтобы понять суть государственного стимулирования модернизации экономики нельзя не остановиться на выявлении роли налогового стимулирования как основного инструмента государства без серьезного влияния на рыночный механизм.

Необходимо отметить, что регулирующая функция в налогообложении придает налоговым отношениям совершенно иное содержание, которое позволяет выступать в виде комплексного экономического механизма.

Эта функция должна претворяться в жизнь через систему налоговых льгот и преференций, напрямую поддерживающих модернизацию и инновационное развитие предприятий.

Главным стимулом в инновационном развитии экономики является или должно являться льготное налогообложение. Его эффективность стоит рассматривать в сопоставлении России с зарубежными странами, где такой опыт реализуется уже давно.

Исследование мер льготного налогообложения позволяет констатировать, что отдельные из них менее продуктивны в России, нежели за рубежом. Пример тому - льгота по налогу на прибыль в Канаде.

Например, в Канаде компаниям, приобретающим новое оборудование, предоставляется:

а) право уменьшить сумму налога на прибыль на половину расходов, затраченных на разработку инновационной продукции;

б) право списать 50 % стоимости оборудования в первый же год.

В России подобных льгот пока, к сожалению, нет. Рассмотрим подробнее, какие инструменты налоговой политики реализуются в Российской Федерации на практике, так как они все-таки существуют несмотря на их ограниченность:

1) введение льгот по НДС и налогу на прибыль для организаций, модернизирующих производство и внедряющих инновации (Калужская область);

2) освобождение предприятий от уплаты налогов на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (ОАО «Автоагрегат» (Ивановская область), АК «Алданзолото» (Республика Саха (Якутия), ОАО «ГАЗ» (Нижний Новгород), ГУП «Горьковская железная дорога», ГУП «ПО „Севмаш“ (Архангельская область);

3) введение льгот по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск», ОЭЗ "Иннополис");

4) введение инвестиционного  налогового кредита при проведении НИОКР, осуществлении инновационной деятельности.

Примером того, как налоговые льготы способствуют модернизации производства и развитию инноваций может служить Калужская область. Предоставление предприятиям этой  области налоговых преференций, в том числе, введение льгот по НДС и налогу на прибыль,  позволило всего лишь за 2 года (2012-2013 г.) восстановить ряд предприятий, часть из которых стали лучшими не только в области, но и в России.

В сто наиболее быстро развивающихся инновационных предприятий России по рейтингу высоко технологичных малых и средних российских компаний вошли калужский «Турбокон», разработавший энергоэффективные воздушные конденсаторы, ОАО «Калугаприбор», производящий аппаратуру связи, «Бородинский» обнинский хлебокомбинат, который постоянно обновляет не только ассортимент продукции, но и техническую базу.

Анализ динамики роста выпуска продукции позволяет установить корреляционную связь между налогообложением и развитием  инновационного производства.

Предоставление гос. поддержки в виде налоговых преференций позволило области в 2013 году увеличить рост производства:

Рис.1 Корреляция льготного налогообложения и эффективности предприятий (на примере Калужской области)4.

Приведенный график свидетельствует о том, что меры, предложенные государством в части финансового стимулирования через льготное налогообложение предприятий, выпускающих инновационную продукцию, безусловно эффективны. Однако исследование российской практики на более широком материале показывает, что налоговые льготы, предоставляемые государством, в ряде регионов просто недоступны. Пример тому  - льготы по инвестиционному налоговому кредиту5.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это не обычный кредит, а изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии одного из необходимых оснований предоставляется возможность в течение определенного периода уменьшать или откладывать свои платежи по6.

Табл. 1 Динамика получения инвестиционных налоговых кредитов в Российской Федерации за период 2008 – 2014 гг.

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Количество

5

2

1

5

7

9

10

Сумма

219 млн. руб.

205 млн. руб.

98 млн. руб.

300 млн. руб.

302 млн. руб.

540 млн. руб.

626млн. руб.

Информация о работе Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики