Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:37, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение с различных позиций государственного финансового стимулирования и его влияния на модернизацию.
Задачи, которые планируется решить в ходе проведенной работы:
• рассмотреть теоретические аспекты вопроса;
• выявить эффективность государственного финансового стимулирования на конкретных примерах его применения;
• проанализировать возможные проблемы и перспективы модернизации экономики.

Файлы: 1 файл

Арбузова.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Источник: Научно-практический журнал "Налоги и налогообложение" №12 2014 г.

Рис 2. Динамика получения инвестиционных налоговых кредитов в Российской Федерации за период 2008 – 2014 гг.7

Представленные таблица и график, свидетельствуют о том, что количество предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов по стране ничтожно мало, вместе с тем имеется, пусть небольшая, но тенденция к росту.

Основными причинами, по которым использование инвестиционного налогового кредита на практике затруднено, является излишне сложная административная процедура его применения: предоставление этого кредита ограничивается узким перечнем оснований и весьма короткими сроками.

Несмотря на то, что в настоящий момент появляется возможность предоставления ряда налоговых льгот, к сожалению, однозначно нельзя оценить их эффективность8. Вместе с тем, считаю, что необходимо поддерживать практику стимулирования модернизационных процессов в экономике, например, с помощью увеличения льготных преференций для бизнеса (положительный результат в сфере введения инноваций стали показывать предприятия, получившие инвестиционный налоговый кредит).

Полагаю, что государственное финансовое стимулирование действительно может являться эффективным рычагом модернизации экономики, о чем свидетельствуют вышеприведенные примеры по предприятиям Калужской области, где льготные преференции доступны для всего региона.

Также, положительный эффект в перспективе окажет инвестиционный налоговый кредит, который способствует модернизации предприятий и совершенствованию инноваций на них. Предприятие может закупать новое оборудование, модернизировать стадии производства, не задумываясь на определенный срок об уплате налогов.

3. Проблемы и перспективы государственного финансового стимулирования модернизации

Эффективность финансового стимулирования рыночной экономики, необходимо рассматривать с помощью комплексного подхода с учетом степени осуществления следующих мероприятий:

• бесперебойное улучшение формы организации финансовых отношений как активатора стимулирующего воздействия на воспроизводство9;

• своевременное включение дополнительных сумм денежных средств в оборот для поддержания модернизации (например, предоставление субсидий);

• четкое определение направлений рационального использования денежных средств;

• проведение проверок на предмет «действительной» модернизации на предприятиях, что поможет сократить неоправданное расходование средств;

• выявление причин отклонений фактического использования средств от планового и установление соответствующих мер по борьбе с этим;

• проведение действенного контроля за перераспределением средств.

Но стоит отметить, что с государственным вмешательством может возникнуть целый ряд проблем. Речь пойдет о перекрестном субсидировании10, рассмотрим этот вопрос подробнее на примере.

 Предположим, что по программе государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных производителей им предоставляются бюджетные субсидии для приобретения оборудования по льготным ценам. Зная эту ситуацию, предприятия, которые производят оборудование (машиностроительное), начинают поднимать его стоимость,  включая сумму субсидии в цену своей продукции. И так как они уверены в спросе на нее, то понижением предложения им это не грозит.

При такой ситуации государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования. Это является отрицательным в этой ситуации, так это то, что машиностроительные предприятия не наращивают темпы производства, а попросту «накручивают» стоимость из-за доступа к информации о предполагаемой субсидии11.

По моему мнению, для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих реально оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

Современный этап развития нашей страны требует улучшения ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления.

Что же такое государственное программирование? Его главным направлением должно быть координация государственных мероприятий, направленных на стимулирование инвестиций, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д.

Программирование делает возможным комплексное использование необходимых средств финансового регулирования экономики, избегание несогласованности в проведении регулирующих мероприятий. Оно может быть одним из действенных способов гармонизации статей использования финансовых ресурсов и повышения эффективности их воздействия на воспроизводственный процесс12.

Также наиболее перспективными аспектами развития государственного финансового стимулирования, на мой взгляд, являются мероприятия в сфере налоговой политики: льготное налогообложение, налоговые преференции предприятиям, внедряющим инновации и проводящим модернизацию.

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что модернизация актуальна вне зависимости от периода или стадии развития экономики. Вливание инноваций и увеличение доли модернизированных предприятий – стимул для благоприятного развития среды для обрабатывающих отраслей (ранее упоминалось о положительном эффекте модернизации в Калужской области).

Но отрасли экономики не могут самомодернизироваться, для этого необходимо четко регулированное вмешательство государства через его основной аппарат: бюджетную и налоговую политику. И это влияние государства должно быть не просто концепцией, а четкой тактикой и стратегией действий, документально оформленными и применяемыми на практике программами.

Если говорить о государственной инновационной политики и, в целом, о поддержке государством модернизации, то стоить отметить необходимость «инновационного» стимулирования обрабатывающих отраслей. Стимулирование должно быть точечным и эффективным. Также, на мой взгляд, особую поддержку стоит оказать регионам, поскольку налоговые преференции, предоставляемые регионами в ряде примеров действительно способствуют модернизации производства.

Проведенный мною анализ показывает, что при прочих равных условиях полное обновление и реструктуризация производства может произойти в России через 5-7 лет при выполнении следующих условий:

• утверждение четкой программы действий, содержащей конкретные действия, сроки выполнения и ответственных лиц;

• поддержание налогового стимулирования модернизации и инновационного развития экономики, а также бюджетной политики в области  модернизации.

При том, что сейчас отсутствует такая четкая программа действий и, соответственно, строгая система мониторинга и контроля, модернизация остается проблемой собственников предприятий, что довольно-таки тяжело без поддержки государства. Все усилия в построении системы модернизации должны быть общими, так как нескоординированность и несбалансированность действий может привести лишь к возникновению новых диспропорций. Работа в сфере инноваций ведется и нельзя было не отметить положительный эффект от организации этой политики, который был рассмотрен в моей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ

2. Научно-практический журнал "Налоги и налогообложение" №12 2014 г.

3. Абрамов А.П. Квазиналоги: проблемы администрирования.// НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, 2012, № 9. – с.115.

4. Видяпин В.И. Экономическая теория, учебник - М:ИНФРА-М, 2012

5. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы, 2012

6. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России, 2013

7. Жалонкина И.Ю. Квазиналоги: проблемы администрирования.// НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, 9/2012 – с.153

8. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: назревшие решения / «Экономист» - 2013, №11

9. http://konspekts.ru/ekonomika-2/ekonomika-apk/sovremennyj-uroven-razvitiya-otraslej-pererabatyvayushhej-promyshlennosti/

10. http://www.transport-nefti.com/blog/

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.transport-nefti.com/blog/

2 Видяпин В.И. Экономическая теория, учебник - М:ИНФРА-М, 2012

3 Научно-практический журнал "Налоги и налогообложение" №12 2014 г.

4 Источник: разработано автором

5 Жалонкина Ирина Юрьевна. Квазиналоги: проблемы администрирования.// НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, 9/2012 – с.153

6 ст. 66 Налогового Кодекса РФ

7 Источник: Научно-практический журнал "Налоги и налогообложение" №12 2014 г.

 

8 Абрамов А.П. Квазиналоги: проблемы администрирования.// НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, 2012, № 9. – с.115.

9 Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России, 2013

10 ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования

11 Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: назревшие решения / «Экономист» - 2013, №11

12 Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы, 2012


Информация о работе Государственное финансовое стимулирование модернизации экономики