Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Рынки ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в мире и в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки представляют собой не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы. Это означает, что регулирование должно быть максимально гибким и динамичным, наиболее адекватно отражающим происходящие изменения, сохраняющим при этом предсказуемость и соответствие общему стратегическому направлению развития рыночных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
II. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 9
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАСТИ В РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 25
V. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая_РЦБ_ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.docx.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

    ФАС устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением. В том числе ФАС имеет право направлять предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и ЦБ РФ о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) о прекращении действий, если они нарушают антимонопольное законодательство. [11]  

      По критерию «степень жесткости» возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

    а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США),

    б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).

    В России принята модель регулирования, основанная на жестких предписаниях.[4] 

    Функции регулирования на рынке ценных бумаг

    Важный  принцип регулирования рынка  ценных бумаг заключается в оптимальном  распределении функций между  государственными и негосударственными органами (саморегулируемыми организациями), максимальном широком раскрытии информации об эмитентах и совершаемых сделках для обеспечения добросовестной рыночной конкуренции.

    Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется уполномоченными государственными органами, а также саморегулируемыми объединениями (организациями) профессиональных участников рынка. [5]

    Функции регулирования на рынке ценных бумаг (в зависимости от принятой модели они могут делиться между государством и СРО):

    • идеология и координация

    -  разработка идеологии и политики развития фондового рынка совместно с его профессиональными участниками

    -  координация деятельности государственных  органов и саморегулируемых организаций

    • содействие в создании рынка

    -  предоставление содействия и  оказание управляющих воздействий государства в создании инфраструктуры рынка, торговых систем или в выполнении иных проектов, имеющих значение для развития рынка в целом

    • установление правил

    -  установление правил и стандартов  работы на рынке ценных бумаг,  требований к его профессиональным участникам

    • допуск на рынок (лицензирование, аттестация, регистрация_,

    -  лицензирование различных видов  профессиональной деятельности  на рынке ценных бумаг и  допуск финансовых институтов  для работы на рынке

    -  аттестация специалистов для  работы на рынке ценных бумаг

    -  регистрация выпусков ценных  бумаг

    • защита инвесторов, контроль и надзор

    -  защита инвесторов от нарушений  их прав 

    -  контроль деятельности профессиональных  участников рынка ценных бумаг.  создаваемых ими саморегулируемых  организаций. а также эмитентов по вопросам выпуска ценных бумаг

    -  направление обязательных предписаний  и оказание санкций за нарушения  правил деятельности на фондовом  рынке

    • оперативное регулирование рынка

    -  оперативный контроль за ликивидностью  и волатильностью фондового рынка, осуществление оперативного вмешательства в работу рынков, предупреждающего рыночные шоки

    • раскрытие информации

    -  публичное раскрытие информации  о рынке ценных бумаг (его  участниках, эмитентах, ценных бумагах  и т.д.), организация сбора данных, ведение учета и отчетности, создание публично доступных информационных баз

    • образование и исследования

    -  содействие развитию образования  и исследований в области рынка  ценных бумаг [4]

  • управление государственной собственностью на инфраструктурные элементы рынка

    -  управление государственными долями  в капиталах организаций, составляющих  национальную депозитарную систему,  трансфер – агентскую и регистраторскую  сеть, систему публичного раскрытия  информации о рынке ценных  бумаг. [4]

 

iii. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: 

  1. эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  2. инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  3. профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  4. регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  5. верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

    Таким  образом, государство регулирует рынок ценных бумаг путем издания законов и подзаконных актов и выступая в качестве арбитра в спорах между участниками рынка ценных. При этом государство применяет как прямое (административное), так и косвенное регулирование рынка ценных бумаг.

    Прямое (административное) регулирование осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
  • регистрации участников рынка (ведение реестра субъектов рынка ценных бумаг и эмиссионных ценных бумаг, эмитируемых ими);
  • лицензирования участников профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов;
  • установления требований правил гласности и равного доступа к информации всех участников рынка ценных бумаг;
  • осуществления контроля за исполнением участниками рынка требований законодательных и нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг и др.

    Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется путем использования государством соответствующих рычагов и стимулов (системы налогообложения, управления пакетами акций приватизированных предприятий, принадлежащих государству, денежной политики, процентной ставки Центрального Банка РФ и др.).

    Основные  стратегические задачи государственного регулирования  РЦБ:

  • формирование и обеспечение неуклонного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых РЦБ наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции - мобилизацию свободных ресурсов для инвестирования экономики и формирования доходных и надежных инструментов сбережения для населения;
  • создание цивилизованного рынка и интеграция российского РЦБ в мировой финансовый рынок;
  • защита законных прав и интересов профессиональных участников РЦБ. [3]

    В «Концепции развития рынка ценных бумаг  в Российской Федерации» [2] сформулированы следующие цели и задачи государственной политики на рынке ценных бумаг:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия;
  • финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
  • создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
  • перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
  • предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
  • создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
  • борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

    В стратегическом плане указанные  цели комплиментарны и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординированно осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

    Основные  методы регулирования  РЦБ:

  • методы институционального и функционального регулирования;
  • саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов;
  • общественное регулирование через общественное мнение.

    Основные  принципы государственного регулирования РЦБ:

  • вся система регулирования РЦБ (включая саморегулирование) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, принимающим меры по защите прав участников РЦБ на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на фондовом рынке;
  • принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ;
  • принцип равных возможностей всех участников рынка перед государственными органами регулирования;
  • принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка;
  • ориентация на мировой опыт государственного регулирования РЦБ и учет тенденции глобализации финансовых рынков;
  • использование механизмов саморегулирования РЦБ, создаваемых при помощи и под контролем государства. [3]

    В «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»,  к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

  • функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
  • использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
  • распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
  • приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
  • приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
  • максимальное снижение и разделение рисков;
  • поддержка конкуренции на рынке;
  • предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
 

    Регулирует  профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». [1]

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  1. Установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и её стандартов
  2. Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них
  3. Лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
  4. Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
  5. Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

    Объекты государственного регулирования:

  1. эмитенты ценных бумаг (организации, выпускающие и размещающие акции, облигации и другие ценные бумаги, включая регистраторов, аудиторов, платежных агентов и т.д.);
  2. профессиональные участники РЦБ (брокеры, дилеры, доверительные 
    управляющие, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации);
  3. организации, осуществляющие коллективные инвестиции на фондовом рынк (инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании фондов, специализированные депозитарии и др.);
  4. инвесторы (юридические и физические лица);
  5. саморегулируемые организации РЦБ;
  6. организации, осуществляющие обслуживание инфраструктуры РЦБ и 
    оказывающие услуги участникам фондового рынка (андеррайтеры, специализированные консультанты, специализированные учебные центры и др.). [3]

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг